Зачем покупать всё поле, если на нём только одно сокровище? Ответы на вопросы открытых встреч Притча о мудрых и неразумных девах. Уильям Блейк (William Blake). Акварель. 1803-1805 Вопрос: Притча о жёнах со светильниками - в первую очередь, образ постоянной готовности, но с чем связано запасённое масло? Это значит, что нужно всё время быть наготове, во всеоружии? И почему Жених так жестоко поступает с опоздавшими жёнами - потому что этого «потом» просто не существует? Свящ. Георгий Кочетков: Это одна из самых известных притч Священного Писания Нового Завета. И, конечно, существует большая традиция толкования этого места. Сейчас я могу рассказать только об одном из подходов: масло связано, конечно же, прежде всего с количеством любви - елея, милости, благодати. Люди получают некий результат своей жизни - и этот результат именно милосердная любовь - или не получают. Вот самое главное. Важно, чтобы человек был похож на тех, кто имеет достаточный запас любви, который не расходуется по мелочам в житейской суете или на какие-то собственные удовольствия, но может быть преподнесён Богу в контексте последнего, Страшного Суда. Царство Небесное подобно мудрым девам, которые имеют с собой достаточно света, энергии милосердной любви, чтобы войти в чертог Жениха. Ну, а почему же жестоко поступают с другими? Потому что это притча. Притча должна резко противопоставить свет и тьму, добро и зло, она должна быть очень контрастной для того, чтобы запомниться как образ - это закон жанра. И очень важно помнить, что понимать притчу буквально нельзя. Дело не в жестокости Жениха, а в том, что отвергается тот, кто во тьме, кто не имеет в себе света. Имейте в себе свет и соль - вот о чём говорит Христос. И тот, кто не имеет этого света, не имеет этой соли, тот не имеет и шанса наследовать Царство Небесное. Вопрос: В притче о талантах раб говорит о своём господине, что он человек жестокий, жнёт, где не сеял и собирает, где не рассыпал. Можем ли мы сказать, что это верная оценка? О. Георгий: Опять мы имеем дело с притчей, а значит, с контрастными, образными, яркими суждениями. И конечно, нельзя понимать буквально то, что к Богу можно приложить какие-то подобные эпитеты. Дело в том, что притча всегда имеет смысл - и по отношению к этому смыслу она и должна оцениваться. Смысл притчи о талантах в одном: чтобы человек не был бесплоден в своей жизни. Это немного напоминает и предыдущую притчу - о десяти девах. Когда человек талантлив, то есть имеет благодать - а талантлив всякий человек, у кого-то больше талантов, у кого-то меньше, но они есть у всех - то он должен поработать над тем, чтобы их умножить. Если он этого не делает - он зарывает в землю свой талант, он не несёт свой крест, он подобен бесплодной смоковнице. Тогда он остаётся в полной тьме - во «тьме внешней», потому что теряет даже тот талант, который имел. Очень важно, чтобы каждый понимал, что у него есть шанс, но его можно потерять, а можно обрести новое, то, чего не имел прежде. Так и говорит Евангелие: у кого имеется, тому ещё будет дано, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он имеет или думает иметь. Вопрос: Почему Писание говорит, что Христос Сам выбирает, кому открыться, а человек, как бы этого ни хотел, как бы ни бился, ничего не сможет? Например: «Всё передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына кроме Отца, и никто не знает Отца кроме Сына и кому Сын хочет открыть». О. Георгий: Писание не говорит, что как бы человек ни бился, он ничего не может. Но одних только его усилий недостаточно - вот что важно помнить, чтобы не быть слишком самонадеянными, чтобы не думать, что можешь как бы волшебной палочкой открыть для себя Царство Небесное. Всё-таки это всегда Божий суд. Человек должен быть всегда скромен. Сын открывает Отца тому, кто имеет готовое для этого сердце, а судить об этом до конца сам человек не может, он может лишь думать о каких-то вещах, он может примерно оценивать, сравнивать, но он никогда не может быть судьёй в последней инстанции. Поэтому и говорится о Сыне, Который открывает Отца людям - потому что судить может только Христова любовь. Никто из нас не достигает уровня Христовой любви, но все мы стремимся жить в лучах этой любви, во свете любви мы стараемся умножить свои таланты, накопить в своих духовных сосудах необходимый свет, как бы масло, елей, и тогда уже Господь судит и проявляет Свою силу, открывая нам врата Небесные, то есть Самого Бога. Вопрос: Зачем покупать всё поле, если на нём только одно сокровище? Можно ли трактовать эту притчу как то, что если спасается один человек, спасаются все, кто рядом? О. Георгий: Я думаю, что это было бы уклонением от главного смысла этой притчи. Очень важно, что человек как раз продаёт всё, что имеет, все свои малые человеческие способности отдаёт ради одного таланта, ради одной жемчужины. И этот момент имеет принципиальное значение, потому что чаще всего человек живёт по принципу «хочу всё и сразу», а Господь говорит: не живите так, не будет этого, потому что мир лежит во зле, свет-то, хоть и явился в мир, но он всё ещё во тьме светит. Поэтому живите здесь и сейчас, но не желайте иметь всё и сразу. Поэтому нужно продать всё, что имеешь, чтобы обрести драгоценную жемчужину Небесного Царства - она стоит всего, и на самом деле в ней есть всё. В Боге есть всё, в духовной жизни христианской есть всё. Ошибаются люди, которые думают, что кроме христианской жизни им нужно ещё параллельно строить семейную жизнь, профессиональную, социальную, культурную жизнь и ещё отдельно - свою психологию. Люди, которые так рассуждают, обычно лишаются всего, они не успешны ни в чём. Но это, к сожалению, мы встречаем почти во всех случаях, все люди на земле проходят через это искушение - одно из самых тяжёлых искушений нашего времени. Люди как бы не доверяют тому, что в Боге есть полнота жизни, что христианская жизнь содержит в себе все ценности, весь свет, все дары, все возможности, что человек может до конца реализовать себя во свете Христа, в духовной христианской жизни, которая может охватывать всё - и внешнее, и внутреннее, и высоту, и глубину, и широту жизни, в том числе, сделать духовной и плоть. Вот если человек это увидит, если он это почувствует, если он в это поверит, если он будет готов отказаться от всего, чтобы обрести единую жемчужину Небесного Царства и вместе с ней всё остальное - тогда он последует Христу и обретёт награду вечной Жизни. Вопрос: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Разве обо всём можно просить Бога, ведь есть же всё-таки что-то, что против воли Бога? О. Георгий: Конечно, конечно. Когда Христос говорит о том, что мало о чём-то достойном просить Бога, но надо ещё это делать вместе, имеется в виду, что это как бы само собой разумеющаяся вещь. Понятно, что Бога не просят о зле, Бога нельзя просить о чём-то недобром, злом, греховном, тёмном, мрачном, разрушительном и порочном, так же, как нельзя Богу нечто подобное принести в дар. Об этом здесь просто и речи нет. Речь идёт не о том, что просить, а о том, как просить Бога, если мы хотим обрести Христа, пребывающего вместе с нами: едиными устами, единым сердцем. Мы иногда забываем, что Христос может быть вместе с нами в любой момент тогда, когда есть полное единодушие, когда есть то, что называется на церковном языке соборностью, т.е. собранностью на одно, нацеленностью на одну единую великую ценность - на Небесное Царство, на полноту жизни, полноту любви, полноту истины, полноту духа, на то совершенство, которое мы призваны обретать, к которому мы призваны стремиться. Христос говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен». В этом и святость, в этом и всё то, что ищет живой человек, который обретает в этом и своё призвание, и свою личностную основу. Вопрос: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или землю ради имени Моего, получат во сто крат и наследуют жизнь вечную». Что значит оставить? Как муж может оставить жену, а отец детей? Что здесь имеется в виду? О. Георгий: Да, это один из самых трудных вопросов в Евангелии. Это, конечно, очень напоминает продажу всех жемчужин ради одной - величайшей, это напоминает и притчу о талантах, которые прилагаются к тому, что человек имеет, потому что он обрёл самое главное. Человеку очень трудно совершить такой акт предпочтения - оставить всё. Он не склонен отдавать своё и своих. Но важно помнить: речь идёт не о том, чтобы предавать людей, их забывать или не любить, ненавидеть. Речь идёт об иерархии ценностей и целей, о том, что как раз близких своих надо обрести в Боге и через Бога. И когда люди делают это без Бога, они своих близких теряют, а когда они делают это в Боге, во Христе, в Духе Святом, в Церкви, в истине, в любви, тогда они обретают даже больше, чем просто свою семью и родных, что могут делать и язычники. Но тем и отличается христианин от язычника, что он призван любить не только близких, но и ближних, потому что любит Бога, что он призван любить и врагов своих, и распространять свою любовь на всех, в том числе и тех, кто его не любит. Конечно, когда мы читаем эти места Евангелия - они есть в разных вариантах в разных местах - мы можем смущаться, потому что чаще всего неправильно понимаем смысл. Мы забываем, что это место опять же подобно притче, и его не надо воспринимать слишком буквально. Не так много случаев в жизни, когда надо буквально воспринять эти слова. Чаще всего мы должны их воспринять не как выбор между Богом и человеком - потому что это ложный выбор, в котором нет воли Божьей. Но мы должны помнить, что любовь к Богу стоит на первом месте, а любовь к человеку возникает всерьёз лишь тогда, когда мы уже любим Бога. Это понять труднее всего. Человек обычно всё-таки старается любить тех, кого он видит, а Бога, Которого не видит, он готов любить, но постольку, поскольку чувствует благодать и видит перед собой дары Божьи, когда он удостоверяется в непосредственной помощи Божьей, в Его присутствии. И это ловушка. Надо полюбить Бога, Которого не видишь, но любя человека, ближнего, которого видишь. Только надо помнить именно о том, что любовь к Богу первична, а любовь к ближнему является её прямым следствием. Вопрос: Почему при исцелениях, например, двух слепых, Господь спрашивает: «Чего вы хотите от Меня?» Значит, человек должен желать чего-то и просить об этом, чтобы Господь мог это дать? О. Георгий: Да, конечно. Вы уже сами себе отвечаете, и в принципе - правильно. Человек, действительно, должен проявлять свою энергию, своё желание. Он должен не просто ждать у моря погоды, не просто ждать, что всё произойдёт само, и Бог или другой человек сделает всё за него (никогда так не будет!). Это в богословии называется синергией, т.е. сотрудничеством Бога и человека. Мы должны быть друзьями Христа, мы должны иметь дружество и содружество, мы должны иметь братство, мы должны иметь Церковь, но мы должны быть в общении, жить в общине, только тогда мы сможем раскрыть свои таланты, а не закопать их в землю, только тогда мы сможем, собравшись вместе, просить Христа о всяком добром деле, о всякой помощи и о всякой благодати, о всех дарах и талантах. Полнота жизни возникает у человека в сердце, но не сразу, она должна раскрыться. Подобно цветку раскрывается человек на протяжении своей земной жизни. Этот цветок может быть прекрасным, уникальным, удивительным, неповторимым, но для этого нужно приложить усилия. Мы все в каком-то смысле слепыми рождались на этот свет - духовно слепыми. И когда мы хотим прозреть, хотим увидеть Христа, постичь истину и благодать, мы должны буквально возопить о помиловании, возопить о том, чтобы пелена спала с наших глаз. Мы должны не просто этого хотеть, а буквально и стучать, и просить, и искать. Вот к какой удивительно открытой и смелой позиции призывает нас Господь. Поэтому и подчёркивается в Евангелии, что исцеляются не вообще все, кто был в трудном положении рядом со Христом, а те, кто дерзновенно приступал к Нему с соответствующей просьбой, даже, можно сказать, требованием, пусть и смиренным, но и дерзновенным . Христианин должен знать и как ему быть смиренным, и как ему проявлять своё дерзновение. Без этого дерзновения, то есть без свободы в слове и деле и без смелости, которая нужна в таких случаях, никому невозможно обрести благодать и войти в Небесное Царство любви и свободы. КИФА №13(71) октябрь 2007 года |