ЖИТЬ ВМЕСТЕВ Париже на девяносто девятом году жизни отошла ко Господу Элизабет Бер-Сижель В ночь с 25 на 26 декабря на 99 году жизни отошла ко Господу Элизабет Бер-Сижель – человек подлинной христианской веры, профессор философии и богослов.Она родилась 21 июля 1907 года во Франции, закончила богословский факультет Страсбургского университета, была пастором в реформатской Церкви Эльзаса-Лотарингии. Под влиянием о. Льва Жилле приняла Православие. Преподавала в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. В 1970-х гг. была старостой франкоязычного православного прихода Святой Троицы в крипте собора св. Александра Невского на рю Дарю в Париже. Работала во Всемирном Совете Церквей. Занималась историей церкви и проблемами женских служений в ней.До последних дней вера её была живой и действенной, в чём могли убедиться все, кто с ней общался. В апреле 2005 года делегация Сретенского братства встречалась в Париже с Элизабет Бер-Сижель. Она с искренним интересом расспрашивала о жизни братства и Свято-Филаретовского института. Сегодня мы публикуем интервью, данное во время этой встречи. Нас очень интересует то время, такие люди, как отец Сергий Булгаков, отец Лев Жилле, нам очень дорого их вдохновение, огонь их веры. Мы считаем наследие, которое они оставили, важнейшим для православной церкви в целом. Каково Ваше впечатление о том времени, о тех людях? Элизабет Бер-Сижель: В православие меня принял отец Лев Жилле. Это произошло одновременно с созданием первого православного прихода, где богослужение совершалось на французском языке. В то время я была студенткой протестантского богословского института в Страсбурге. Тогда женщинам впервые было разрешено изучать богословие. И в Страсбурге среди студентов были русские, которые получали стипендию. Это совпало с началом экуменического движения. Мы тогда часто общались с православными братьями. В 1928-м году был съезд в Париже, куда я приехала как представитель института. Православные пригласили меня праздновать Пасху (в том году это празднование не совпадало), и я пошла на пасхальное богослужение в храм Богословского Института в Париже. Я не все поняла, но почувствовала радость и невероятное ощущение церкви одновременно очень старой и очень молодой. И я сразу подумала: мне надо больше знать об этой церкви. В следующем году я переселилась в Париж, чтобы дальше изучать богословие. Как раз в это время возник первый франкофонный православный приход. В его создании особое участие приняли о. Лев Жилле, Павел Евдокимов, Владимир Лосский. И они мне сказали: теперь вы можете приходить к нам. И я ходила в одно воскресение в католический храм, второе воскресение – в протестантский, третье – в православный. Кончилось тем, что я ходила только к православным. Благодаря отцу Льву я познакомилась с отцом Сергием Булгаковым, но я, конечно, лучше знала отца Льва, потому что он был французом. И все же это именно русские создали первый храм, где служба шла по–французски, потому что они были уверены, что надо принести православие французам не как иностранную церковь, но как жемчужину, уже существующую у них, но спрятанную. И этот приход совместно с Богословским институтом сыграл большую роль в свидетельстве православия на Западе. Что Вы считаете самым главным из опыта того времени, тех людей, чтобы православие сохранилось и здесь и, может быть, в России? Э. Бер-Сижель: И у отца Сергия, и у отца Льва было огромное чувство соборности Церкви. Соборность, конечно, включает в себя и целостность веры, и ее универсальность. Это было время, когда рождался экуменизм, когда мы искали для себя, что такое Церковь, искали не столько интеллектуально, сколько для того, чтобы жить в общении и не “против” других христиан, жить вместе и двигаться вперед вместе. Тогда православие было открытой церковью. Теперь же кажется, что все в прошлом, и православная церковь больше не является открытой церковью. Что можно пожелать верующим в России? Э. Бер-Сижель: Свободы. На фото: в центре Элизабет Бер-Сижель, справа от нее член братства «Сретение» Сергей Нестерович, слева – Лидия Оболенская
КИФА №11(37) ноябрь 2005 года |