gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
21.08.2007 г.

Сегодня общество потеряло всякое представление не только о святыне, но и о кощунстве

Интервью с деканом религиоведческого факультета Свято-Филаретовского института М.В. Шилкиной

Image- Маргарита Васильевна, скажите, пожалуйста, из чего родилась идея создания религиоведческого факультета?

М.В. Шилкина: Эта идея для института не нова, на самом деле институт всегда ставил перед собой задачу служить не только возрождению Церкви, но и возрождению общества. Несколько лет назад отец Георгий Кочетков, ректор СФИ, предложил открыть курсы, связанные с проблемами общества. Так возник спецкурс по христианской политологии, затем мы открыли религиоведческую специализацию на третьем и четвертом курсах бакалавриата. И вот в сентябре 2005 г. открылся факультет дополнительного высшего образования по религиоведению как наш ответ на огромную потребность общества в религиозном образовании, в религиозных знаниях.

Сегодня невежество в этой области колоссально. Как христианин и церковный человек я понимаю, что трудно свидетельствовать о Христе в обществе, которое потеряло всякое представление не только о святыне, но и о кощунстве, вообще о границах, за которые человеку заходить не дозволено. Всякий человек, называет ли он себя верующим или неверующим, может прочувствовать и осознать трепет встречи со священным и табу на прикосновение к скверне - и в мыслях, и в словах, и в делах. Если же этого нет, то, как говорил один из героев Достоевского, «все позволено». Тогда человек ломается и перестает быть человеком, тогда наступает национальная катастрофа, и возрождение народа из небытия становится невыполнимой задачей.

Наши преподаватели увидели на нескольких религиоведческих конференциях, что в российских университетах возрождается объективированное социологическое знание о религии, отвергающее религию как духовный опыт, и поняли, что задача создания нового религиоведения должна решаться теми, кто сам имеет такой духовный опыт и на его основе может говорить со взрослыми людьми об истории религий человечества.

- Расскажите, в чем уникальность преподавания религиоведения в Свято-Филаретовском институте?

М.В. Шилкина: Для нас принципиально важно, что мы любую религию рассматриваем как духовный опыт. Это дает возможность донести до студентов мысль, что духовная жизнь человека дает ему самую глубокую возможность входить в общение и диалог с людьми, иными, чем ты сам. Задача нашего факультета - помочь студентам стать более открытыми, более диалогичными, увидеть, с одной стороны, за каждой религиозной практикой ее духовную основу, а с другой стороны, - научиться различать внутреннее содержание религий при их внешнем сходстве. В жизни очень часто мы буквально «покупаемся» на сходство внешних обрядов, культовых действий, не знаем, что символический язык передачи внутреннего опыта за тысячи лет претерпел очень мало изменений. Популярная теория о том, что разные религии - это тропинки, ведущие на одну гору, - очень поверхностна и опасна, ибо на самом деле нередко они ведут на разные горы, и человек должен уметь выбрать свой путь. Только тогда можно стать всерьез свободным, когда выбираешь, зная, куда какая тропинка ведет, какой опыт поклонения своему божеству стоит за той или иной религией.

Наш факультет религиоведения возник в православном вузе, и мы не стилизуемся под светское учебное заведение, не стремимся показать, что для нас все религии одинаковы и равны, но мы ни в коем случае не позволяем себе ни прозелитизма, ни контрмиссии. Да, мы говорим о христианстве, говорим все 4 семестра, размышляя о его величайшей ценности, о тех дарах и плодах, которые оно принесло человечеству. Но мы видим и говорим студентам о том, что историческое христианство знает и многочисленные падения. Нам кажется, что если говорить об этом открыто и правдиво, то уважение людей к церкви будет возрастать, они научатся отличать глубину и истину самой веры от вины людей, которые не умеют жить по вере в полноте.

- Есть ли отличия в наборе преподаваемых предметов от других вузов?

М.В. Шилкина: Мы не случайно выбрали такую форму как дополнительное образование, потому что она более свободна, у нее нет госстандартов. Готовя учебный план, мы, с одной стороны, учитывали госстандарт высшего образования по религиоведению, но с другой стороны, составляли план так, чтобы он помогал решать задачи, о которых мы с Вами уже говорили. Поэтому мы были совершенно свободны в подборе предметов. Они сгруппированы по трем крупным направлениям. В основе всего лежит история мировых религий от древних до самых современных религиозных движений и культов. Второе направление связано с разговором о религии как таковой. Здесь мы говорим о феноменологии религии, о философии, социологии, психологии религии. И, наконец, третье направление связано с положением религии в обществе, и здесь основное внимание уделяется правовым и политологическим вопросам религии. Много учебных часов выделено на этику и эстетику религии для того, чтобы показать взаимосвязь между наукой, культурой, искусством, моралью и религией.

Такая свобода в подборе предметов дала нам возможность приглашать преподавателей из разных вузов Москвы. Преподавательский состав очень интересный. Это ведущие профессора и доценты Свято-Филаретовского института, некоторые из них - наши выпускники, довольно много интересных, высококвалифицированных преподавателей из РГГУ, МГУ, Российской Академии Госслужбы и ряда других вузов. Более 90% преподавателей факультета - кандидаты наук. Поскольку наши студенты уже имеют высшее образование, мы стремимся к тому, чтобы преподаватель, работающий на факультете дополнительного высшего образования, был выше по научному статусу, и следим за тем, чтобы этот статус был представлен не просто дипломом, а именно знаниями.

- Что можно сказать о перспективах развития факультета?

М.В. Шилкина: Хотелось бы иметь бакалавриат по религиоведению. Развитие факультета, я думаю, будет идти в сторону сохранения и дополнительного высшего образования. В то же время мы будем стремиться к тому, чтобы у нас было достаточно сил и возможностей (а прежде всего - абитуриентов) открыть полноценный бакалавриат.

А с другой стороны, мы полагаем, что необходимо 3-4 раза в год проводить недельные и даже двух-трехдневные курсы по религиоведению, особенно для учителей средних школ, колледжей из разных регионов нашей страны и, надеемся, из Москвы. Они могли бы приезжать сюда на неделю и полностью погружаться на весь день в изучение религии с целью получить хорошее основание для преподавания новых предметов в школе: основ православной культуры или истории мировых религий. Хотелось бы предложить на выбор 2-3 варианта разных программ.

Мы размышляем о том, чтобы факультет мог заключать договоры с газетами, с другими средствами массовой информации, потому что журналисты, пишущие о религии, сегодня серьезно нуждаются в повышении своей квалификации. Безграмотность материалов на религиозную тему уже стала притчей во языцех. Думаем, что особенно в областных центрах, где, как правило, нет факультетов религиоведения, будет спрос на семинары, которые могли бы проводить на выезде наши преподаватели.

- Каковы перспективы у выпускников?

М.В. Шилкина: Востребованность людей с религиоведческим образованием в стране очень большая. Наши выпускники могут найти себя как преподаватели в средних школах, в колледжах. Ведь чем бы ни закончилась дискуссия о преподавании в них основ православной культуры или истории мировых религий, понятно, что религиоведческие знания школьнику нужны, он не может жить в мире, буквально пронизанном разными духовными практиками, и не иметь о них представления.

С другой стороны, та же журналистика. Далеко не только тот, кто работает в штате газеты или на телевидении, нуждается в таких знаниях, но и тот, кто периодически может писать в газету, может сотрудничать с газетой, а главное, - читатель, который не должен «глотать» все, что ему подают в прессе, без разбора.

Мы надеемся, что религиоведческое образование будет так или иначе востребовано государственными служащими, связанными по должности с религиозными организациями. Если чиновники областного уровня или уровня субъектов федераций имеют возможность повысить квалификацию в Российской Академии Госслужбы, то для служащих местного, районного звена это пока дорого и далеко. На таких факультетах, как наш, на его заочном отделении, они имеют уникальную возможность получить полный аудио-комплект всех лекций и учиться, не прерывая своей профессиональной деятельности, за сравнительно невысокую плату. Сейчас почти нет таких вузов, которые могли бы предоставить заочникам возможность слушать лекции, не присутствуя на них.

Но эта одна сторона вопроса, профессиональная. С другой же стороны, наше общество нуждается в том, чтобы общий уровень культуры, общий уровень грамотности в отношении религиозной жизни повышался. И поэтому любой человек, где бы и кем бы он ни работал, несомненно, выигрывает, получая такое образование. Даже выпускники СФИ всерьез обогащают свое христианское образование, заканчивая факультет религиоведения. Он не случайно называется факультетом дополнительного образования, - дополнительного как для светского, так и для базового духовного образования. Поэтому мы приглашаем и выпускников СФИ, и выпускников Духовных академий на этот факультет, чтобы их миссионерское свидетельство, их служение Богу и Церкви получило еще одно серьезное и глубокое основание.

Вопросы задавала Наталья ИГНАТОВИЧ

КИФА №10(68) август 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!