gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
07.05.2007 г.

Свято-Филаретовский православно-христианский институт

Всемирное братство православной молодежи СИНДЕСМОС

Church Mission Society (Лондон, Великобритания)

при поддержке Миссионерского отдела

при Священном Синоде РПЦ МП

проводят в Москве 31 мая - 1 июня 2007 г.

международную богословско-практическую конференцию

«Велика жатва, а работников мало»: миссия в Восточной Европе в православном контексте

После краха коммунистических режимов Восточная Европа, где до этого слово Божье десятилетиями не могло звучать открыто, мгновенно превратилась в миссионерскую территорию. Прошедшее с тех пор время не только показало огромную духовную жажду, существующую в народах Восточной Европы, но и поставило перед церковью новые проблемы, касающиеся ее жизни и свидетельства.

Сегодня важно подвести предварительные итоги миссионерской деятельности минувшего периода, проанализировать накопленный опыт, выявить существующие проблемы и наметить дальнейшие пути развития христианской миссии. Необходимо заново обратиться как к ее евангельским основаниям, так и ко всему опыту церкви, чтобы увидеть те принципы, ту церковную традицию и духовную культуру, на которых может и должна строиться подлинная христианская миссия сегодня.

Как сделать так, чтобы сегодня каждый человек с живым сердцем мог услышать слово Христа и о Христе на понятном его уму и сердцу языке, дабы оно привело его к вечной и живой Истине? Что должно предшествовать успешной церковной миссии и что должно за ней следовать, дабы ее плоды не были потеряны? Что требуется от самих миссионеров, от всей церкви и от общества? Какова роль в этом процессе церковной иерархии и священства, монахов и мирян? Как может способствовать этому православное богослужение, духовное образование, приходская, общинная и братская жизнь, социальное служение и духовное просвещение? Как сделать так, чтобы миссия достигала всех слоев населения - и в первую очередь интеллигенции и рабочих, детей и молодежи? Какие задачи в миссии первостепенные, а какие нет? Что можно и нужно сделать немедленно, а что потребует долгосрочных усилий?

Наконец, как сделать так, чтобы миссия была подлинно православной и в то же время не узкоконфессиональной? Как здесь избежать извечных опасностей и духовных подмен: фундаментализма и секуляризма, прозелитизма и изоляционистской контрмиссии? Есть ли здесь области и границы сотрудничества между христианами различных конфессий и деноминаций?

Мы надеемся, что наша конференция поможет ответить на эти и другие вопросы и послужит собиранию самих миссионерских сил Церкви Христовой в Восточной Европе. В соответствии с этими задачами основное время на конференции предполагается уделить профессиональной дискуссии, предваряемой несколькими установочными докладами. Кроме того, состоятся тематические круглые столы и практические семинары.

Заявку на участие в конференции, просим прислать в Оргкомитет конференции. В заявке необходимо указать фамилию, имя и отчество участника, место работы или служения и должность, а также электронный адрес и телефон. Предполагается издание сборника трудов конференции. Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов для публикации.

ВХОД НА КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ПРИГЛАШЕНИЯМ!

Председатель оргкомитета, ученый секретарь Свято-Филаретовского института Александр Михайлович Копировский

Контактный адрес: Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29-38

Тел/факс: (495) 623-03-80, 625-77-86;

e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Оргкомитет конференции приглашает всех будущих ее участников попытаться ответить на следующие ворпросы:

1. Как бы Вы охарактеризовали основные проблемы для православной миссии сегодня?

2. На что, по-Вашему, в Евангелии в первую очередь готова отозваться современная аудитория?

3. Как изменились настроения за последние 15-20 лет?

4. Существует ли специфика именно православной миссии в истории и современности? М.б., «миссионерская приветливость»?

5. Можно ли представить себе принципы православной инкультурации?

6. Миссия и контрмиссия: что категорически недопустимо для миссии?

7. Каким видится облик современного проповедника?

8. Нужно ли взаимодействие различных христианских деноминаций в деле миссии? Что может стать его основой?

Ответы можно прислать и в нашу газету для публикации их в следующем номере, который выйдет непосредственно перед конференцией

 

Новый завет и миссия - православный подход

Из тезисов к выступлению прот. Василия Михока

Что конкретно означает для нас миссия, к которой мы призваны? Какое определение христианской миссии было бы правильным? Каковы цели и средства миссионерской деятельности? Как можно использовать новозаветные тексты и примеры в нашей миссии?

Эти и другие вопросы требуют ответа в современном контексте, когда нередко смешивают миссию с тем, что было верно определено отцом Ионом Бриа как контрмиссия. Мой доклад будет посвящен поиску авторитетных ответов на эти вопросы в новозаветном контексте в перспективе православной герменевтики.

Image
«...поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве». Ин.4:35 (А.К. Саврасов. Рожь)
 
 

Возрождение миссии невозможно вне возрождения всего церковного тела

Прошло уже более 15 лет с момента падения коммунистических диктатур в Восточной Европе и накопился значительный опыт в области миссии и катехизации в пост-коммунистических пространствах, по которому пора подводить итоги. В 2004 г. именно с такой целью Всемирным Братством Православной Молодежи (Синдесмос) и Белгородской епархией был организован первый в своем роде семинар «Миссия в Восточной Европе». Этот семинар собрал тогда около сорока участников из разных стран (Россия, Ливан, Франция, Украина, Белоруссия, Болгария и др. ), среди которых большинство активно занималось миссией. На этом семинаре удалось лишь затронуть существенные вопросы, и я помню, как все участники согласились на заключительной сессии с тем, что необходимо в ближайшие годы организовать конференцию по миссии в Восточной Европе, которая собрала бы больше участников.

Три года спустя надо отметить несомненное усиление интереса к миссии и к принципам и задачам современной миссии. Стоит только упомянуть такие значительные события как, например,  проведение в рамках ХV Рождественских чтений конференции «Миссионерское служение Церкви», принятие концепции миссионерской деятельности Священным Синодом РПЦ. Все это свидетельствует о том, что вопрос миссии становится все более и более актуальным в России, и этому можно только радоваться. Тем не менее, несмотря на эти положительные факты, существуют еще реальные препятствия на пути к подлинному возрождению миссии.

Судя по итоговым документам разных встреч и по миссионерской концепции, неоднократно говорилось о необходимости внимательно наблюдать и соотносить стиль и язык проповеди с современной жизнью, с современным миром. Таким образом, всем ясно, что для действенного миссионерства, необходимо хорошо знать реалии окружающего мира, понимать его особенности. Но для чуткого понимания современного общества в Восточной Европе предполагается обратить большое внимание на историю и следы тоталитарных режимов, наложивших сильный отпечаток на психологию людей. Увы, в церковной среде, особенно в России, проявляют еще мало склонности к такому честному и глубокому анализу и пересмотру недавней истории этих стран.

Наконец, если прочесть итоговые документы разных встреч, то возникает впечатление, что миссия понимается лишь как один из видов деятельности Церкви. Такой подход к возрождению миссии является искусcтвенным: кажется, что стоит только развивать миссионерский активизм, предпринимать миссионерские проекты, открыть несколько миссионерских приходов и отслужить несколько миссионерских служб. Однако миссия неотделима от всех других аспектов церковной жизни, таких как литургия, катехизация, общинная жизнь. Поэтому возрождение миссии следует наблюдать в более обширном контексте возрождения всего церковного тела.

Международная конференция по миссии в Восточной Европе, которая соберется через несколько недель в Москве, несомненно, внесет серьезный вклад в дело преодоления этих препятствий. Главным организатором этой конференции является Свято-Филаретовский Институт, который имеет многолетний опыт не только в организации международных конференций высокого уровня, но и в разработке как теоретических, так и практических вопросов миссии. Более того, этот миссионерский опыт тесно связан с общинной жизнью, что кажется мне приоритетным.

Кирилл СОЛЛОГУБ, член исполкома

Всемирного Братства Православной Молодежи (Синдесмос)

 

Из Миссионерской концепции Русской православной церкви

Преамбула 

Миссия (свидетельство) - проповедь для пробуждения веры - присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви  и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Она направлена на спасение каждого человека.

Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес.2:20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян.2:41).

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф.28:19-20).

Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:21-23).

Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии - в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослание на апостолов Святого Духа (Ин.20:21-22).  Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Православная миссия имеет пред собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни, главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины. Ведь благовестие Церкви есть свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства - нового неба и новой земли (Откр.21:1), открывающихся в совершении Евхаристии.

Православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «до скончания века» (Мф.28:20). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильное взаимоотношение между миссией и национальной культурой, ведь целью миссии всегда остается преображение всего космоса - человечества и природы, по слову апостола Павла, «да будет Бог все во всем» (1 Кор.15:28). Поэтому миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения.

Современное миссионерское служение Церкви основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции.

...

1. Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви  

Каноническое основание миссии предполагает наличие «территории пастырской ответственности», в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием «миссионерское поле». В евангельском понимании миссионерское поле Церкви есть все мироздание, лучше всего оно обозначено в притче о Добром сеятеле: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф.13:38-39). Миссионерское поле - это духовное пространство, где борются свет и тьма («и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5), а поле битвы - сердца людей.

 Вопрос о состоянии современного миссионерского поля  является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:

- Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви. А современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество» и в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием, уменьшается.

- Миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, требует более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция пастырского окормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям, уже пришедшим в Церковь: воцерковленным или воцерковляющимся. В ней существует своя мера строгости, свои способы духовного управления и наставничества.

Пастырско-миссионерская традиция, основанная на образцах миссионерской проповеди и деятельности выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, предполагает особые способы и методы приведения людей ко Христу, когда миссия осуществляется среди некрещеных или крещенных, но не наставленных в вере людей.

- Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому.

... 

2.1. Цели и задачи современной миссии

Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия - теосис (обожение) всего творения.

В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин «до края земли» (Деян. 1, 8).

Достижение поставленных целей в православной миссии требует решения следующих задач:

- несение Слова Божия людям, которые еще не слышали православного свидетельства (Мф. 28, 19), пробуждение в сердцах просвещаемых веры в Евангелие и желания спасения во Христе: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15);

- просвещение и побуждение всех крещеных, но остающихся вне благодатной таинственной жизни Церкви людей к духовному деланию, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом и активной христианской позиции;

- использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа посредством живой проповеди, через воплощение православных идеалов в народной культуре и обычаях;

- освящение тех национальных черт, которые позволяют народам, при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации, внести свой уникальный вклад в молитвенное прославление Бога, пребывая при этом в гармоничном единстве со всей полнотой Церкви;

- проповедь Евангелия и совершение миссионерского богослужения на национальных и искусственных (например, разработанных для глухонемых) языках;

- разъяснение значения Таинств;

- подготовка клира и миссионеров из местного населения;

- формирование условий для активного участия новообращенных (неофитов) в жизни прихода для их воцерковления.

В условиях, когда миссионерская деятельность осуществляется среди народа с давними, хотя и ослабленными православными традициями, необходимо использовать все проявления культуры, имеющие православное содержание. 

Православная миссия является способом пробуждения веры в душах христиан, которые только формально или неосмысленно воспринимают свою духовную жизнь и свое место в евхаристической общине. В этом процессе особую роль играет Таинство Евхаристии, в котором люди, получая духовную пищу, таинственно приобщаются жизни во Христе.

Воплощение в жизни изложенных миссионерских целей и задач возможно лишь тогда, когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность.

... 

2.2. Формы и методы современной миссионерской деятельности

В настоящее время можно выделить пять основных форм миссионерской деятельности:

1. Воспитательная миссия (воцерковление). Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии - включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни.

Введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и «предоглашения» (свт. Кирилл Иерусалимский) и оглашения.

Поэтому традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) - оглашение - Крещение - научение (тайноводство) (Мф. 28, 19)1 .

Огромное значение в деле воспитательной миссии приобретают известные формы православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви.

Воспитательная миссия строится на принципиально важных богословских основаниях, которые должен глубоко понимать и принимать новоначальный:

- признание Богодухновенности  Священного Писания (2 Тим. 3, 16) и принятие Священного Предания во всей его полноте, как приоритета в жизни православного христианина;

- убежденное вхождение в Церковь как в Тело Христово, частью Которого является каждый член общины (1 Кор. 12, 27), а единым Главой - Сам Господь Иисус Христос;

- свидетельство о Церкви как о радости жизни во Христе нового человека, облеченного во Христа в Таинстве Крещения (Гал. 3, 27) и получившего в лоне Церкви благодатные дарования для раскрытия своей личности во всей полноте;

- восприятие Евхаристии как центра жизни православного христианина и христоцентричности всей его деятельности;

- осознание смысла участия в богослужении как соучастия в Таинстве Спасения.

Воспитательная миссия предполагает усиление миссионерской направленности приходской жизни путем:

- проведения специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление одобренных священноначалием богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальных;

- укрепления тех сторон социокультурной среды, которые содействуют воцерковлению наших современников;

- привлечения всех клириков и инициативных мирян, катехизаторов прихода к участию в процессе воцерковления новых членов общины;

- стимулирования создания при крупных приходах, благочиниях и епархиальных управлениях специализированных миссионерских центров духовного развития детей и молодежи, которые могли бы принимать непосредственное участие в миссионерско-просветительской работе и организовывать процесс катехизации.

--------------------------

1 Необходимо особо подчеркнуть каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации (Крещение без оглашения запрещается 78-м правилом VI Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора). Конечно, никто не должен накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46), однако того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно.

КИФА №6(64) май 2007 года
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!