Братства – великое явление русского духа В Екатеринбурге прошла конференция «Православные братства в истории России. Явление единства в разрозненном мире»Пленарное заседание В феврале 2019 года по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в Екатеринбурге прошла очередная, третья конференция, посвящённая истории православных братств (две предыдущих проходили в Подмосковье и в Петербурге). В этот раз вместе со Свято-Филаретовским институтом и Преображенским братством организатором конференции выступил Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии. Помню, как идею о проведении подобного форума мы, несколько петербуржцев, обсуждали года три-четыре назад. Тогда она казалась почти неосуществимой: разве эта тема не будет слишком узкой, найдутся ли специалисты, темы, материалы? И вот уже третья конференция, приглашены гости из разных стран – и с каждым годом становится всё интереснее, открываются новые страницы истории. Мы приехали в Ганину Яму ночью, сразу с самолета. Ехали по прекрасному зимнему лесу, который мог бы показаться сказочным, если бы не воспоминания о том, что здесь происходило сто с лишним лет назад. На следующий день нам подробно рассказала об этом местная жительница: как останки царской семьи привезли сначала в Ганину Яму, пытаясь их уничтожить. Когда растворить кислотой и сжечь их не удалось, повезли дальше; скидывали в шахту, но когда они наутро поднялись вместе с подземными водами, повезли ещё дальше – в болото, и, закопав неглубоко, привалили шпалой – чтобы уже не поднялись... При этом для запутывания следов останки двоих детей – Марии и Алексея – отнесли ещё на 100 метров в сторону и после попытки сжечь закопали отдельно. Слушая об этом, мы невольно спрашивали друг друга: до какого безумия нужно было дойти, чтобы так «прощаться» с последним царём и его семьей? На этой земле в первую очередь вспоминались новомученики и исповедники веры, тем более что многие из них были членами братств, общин, духовных союзов. Братчики из Крестовоздвиженского братства под Черниговом, из Симеоновского братства под Екатеринбургом, Московского БратстваСоюза ревнителей и проповедников православия, из петроградских Александро-Невского и Мефодиевского братств, новгородского Трудового братства еп. Макария (Опоцкого) и ещё многих... Однако, хотя специальная тема конференции «Братства в России в период гражданской войны» располагала к разговору об исповедничестве, многие доклады касались далеко не только её. Открывший конференцию доклад ректора СФИ профессора священника Георгия Кочеткова многие потом цитировали в самых разных контекстах, вспоминали в кулуарах. Отец Георгий говорил о братствах как явлении постконстантиновской эпохи и о том, какие перспективы ожидают церковь в зависимости от того, какой путь преодоления текущего кризиса она выберет. Хотелось бы назвать ещё многих докладчиков и их темы, но, наверное, правильнее будет дождаться сборника материалов – с полными текстами, дискуссиями, завершающим круглым столом о братском потенциале созидания общественного единства. Мы надеемся познакомить читателей «Кифы» хотя бы с фрагментами некоторых докладов, которые смогут передать богатство мысли, а может быть, и силу духа братчиков, живших на нашей земле сто лет назад. А пока хотелось бы поблагодарить устроителей этого форума, особенно Елизаветинское и Екатерининское братства, которые тихо, незаметно, с настоящей братской любовью принимали многочисленных гостей из 4 стран, 23 городов и 18 епархий. Особенно хочется вспомнить поразивший многих исторический вечер, посвящённый воинскому братству галлиполийцев. На нём мы услышали свидетельства потомков этих мужественных людей – вынужденных эмигрировать офицеров и солдат Белой армии, которых не сломили ни разлука с любимым Отечеством, ни страшная нужда на отданном им для жизни пустом, практически необитаемом полуострове. И конечно, нельзя забыть последний вечер конференции – музыкальный, когда на сцене неожиданно мы увидели не только подготовленных артистов и членов братств, но и только что выступавших докладчиков – Кирилла Александрова, профессора Петроса Василиадиса, Гамлета Закаряна из армянского братства и других. Общение во время научных докладов и обсуждений неожиданно перешло в другое, дружеское русло. И то, что при этом кто-то из гостей благодарил отца Георгия Кочеткова за Преображенское братство, а кто-то пел о юнкерах, погибших при защите России от большевиков, было так же естественно, как и выступления других участников. Под конец назовем хотя бы некоторые темы, прозвучавшие на этой, казалось бы, короткой двухдневной конференции: о принципах братского пресвитерского служения в русской церковной традиции ХХ века, о возможной концепции музея истории православных братств и союзов, о поисках новых экклезиологических моделей на основе жизни братств начала ХХ века, о различиях между братствами до и после 1917 г., об идее братолюбия в русской богословской мысли в XVIII-XX вв. и опыте её воплощения... «Братство – это закваска братолюбия, без которого невозможно боголюбие», – сказал отец Георгий Кочетков в последние минуты конференции. И с этой верой – что и сегодня, несмотря на великие утраты традиции в советское время, возможна жизнь в братолюбии и боголюбии, мы разъезжались, прощаясь до следующей конференции. Текст: Анастасия Наконечная
* * * Интервью с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским КирилломМитрополит Кирилл
Если мы говорим сегодня в церкви кому-то «брат» или «сестра», это должно быть не просто формой, а сутью. Дорогой владыка, разрешите Вас поблагодарить за конференцию, посвящённую истории православных братств, которая прошла по Вашему благословению. Сегодня, в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, хотелось бы Вас спросить: как Вам кажется, почему для новомучеников было так важно единение верующих? Известно, что многие из них участвовали в братствах, общинах, каких-то духовных союзах – с чем это связано? В этом же и состоит наше учение: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:21), – говорит Христос. Церковь – это Тело Христово. И хотя все члены разные, вместе они составляют один организм. Поэтому, если мы говорим сегодня в церкви кому-то «брат» или «сестра», это должно быть не просто формой, а сутью. Когда в годы гонений Церковь была обезглавлена, именно братства формировали какую-то церковную жизнь. Поэтому собираться в общинные организации, в общины – это для нас сегодня очень важное дело. Ведь худшее, что нам досталось в наследство от советской власти, – разобщённость. Патриарх тоже считает общинно-братское возрождение одним из важнейших направлений жизни церкви сегодня. Почему же оно происходит не так быстро? Понятно, что «по указке» это сделать, видимо, невозможно, но всё-таки... Конечно, это не может быть сделано в одночасье. Сейчас формально можно организовать за месяц сто братств и через два месяца их зарегистрировать, как положено. Но ведь из этого ничего не выйдет – должно быть внутреннее движение души. Сегодня очень сильно развит индивидуализм, самомнение. Это внутреннее состояние человека. Окружающая жизнь направляет человека на то, чтобы он думал только о себе самом. Думать о других ему очень тяжело. Поэтому формально собраться – пожалуйста, а вот по сути собраться людям сегодня очень сложно. И мы рады тому, что у нас в Екатеринбурге, довольно непростом городе, братства существуют. Они очень разные, они имеют разные служения. Например, у нас есть братство трезвенническое, братство милосердия, есть те братства, которые вас пригласили на конференцию. И это очень хорошо, что в нашем городе люди склонны к церковному и общественному созиданию. Беседовала Анастасия Наконечная Пленарное заседание
На Литургии в канун дня памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
Историк Кирилл Александров и ректор СФИ священник Георгий Кочетков
Гамлет Закарян рассказывает о жизни Братства Армянской Апостольской церкви
Протоиерей Константин Костромин
В этом месте невозможно не вспоминать всех погибших от красного террора... Фото: Александр Волков Кифа № 3 (247), март 2019 года |