gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
12.03.2018 г.

О набатном звоне

Из доклада Светланы Яшиной «Возникновение и деятельность Совета объединённых приходов Москвы»

Члены Совета объединённых приходов Москвы
Члены Совета объединённых приходов Москвы Н.Д. Кузнецов, свящ. Авенир Полозов, прот. Николай Цветков, прот. Сергий Успенский, М.А. Новосёлов, Г.А. Рачинский, А.Д. Самарин
 

На страницах «Московских церковных ведомостей» в третьем номере за 1918 г. мы находим сообщение о состоявшемся в Епархиальном доме 30 января 1918 г. собрании представителей московских приходских советов и общин. Инициатива собрания принадлежала архиепископу Коломенскому и Можайскому Иоасафу (Каллистову), викарию Московской епархии. Еще в марте 1917 г. он поддержал воззвание, направленное ему членами московского епархиального съезда, о том, что в настоящее время «спасти Церковь может тесное единение епископа, клира и мирян».

Основными в повестке дня были вопросы о современном положении Православной Церкви и о способах защиты храмов и церквей Москвы в новых условиях. Было решено образовать Совет объединённых приходов города Москвы, основной целью которого будет не только защита храмов и святынь, но и консолидация управления всеми московскими храмами и приходами.

На первом своем заседании 31 января 1918 г. Совет выработал основные задачи, которые определили его дальнейшую деятельность.

Главной задачей стало налаживание централизованного управления московскими приходами. Для этого был создан собственный печатный орган - «Еженедельник». Важнейшей задачей стало распространение «Еженедельника» по всем приходам Москвы и Московской губернии без исключения вместе с воззваниями патриарха, решениями и постановлениями Поместного собора, а впоследствии и Высшего церковного совета. Печатный орган Совета продолжал выходить даже после закрытия московских типографий в конце июня 1918 г. Правда, постановления приходилось печатать на печатной машинке, что существенно сократило количество экземпляров.

Вторую свою важную задачу Совет видел в организации православного народа для охраны церквей, храмов, монастырей и их святынь от всякого посягательства и мародёрства со стороны советской власти. В условиях большевистских гонений на церковь важно было понять, что защищать нужно не только материальные ценности, но и человека. Периодически в адрес Поместного собора и епархии поступали сообщения о нападении на священников. Информация об убийстве митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) 25 января 1918 г. поставила перед Советом вопрос об обеспечении безопасности Святейшего патриарха. Многочисленные аресты духовенства и верующих Москвы требовали от Совета действий и в этом направлении.

Октябрьские революционные события в Москве привели к многочисленным разрушениям; особенно пострадали соборы Кремля. Крестный ход, прошедший 28 января 1918 г. как протест против этих событий, собрал сотни тысяч человек. Обсуждая оживление и собирание церковной Москвы после крестного хода, члены Совета отмечали, что только активный и сознательно верующий народ на приходах может защитить и сохранить церковь. Поэтому поддержание и развитие приходской жизни стало третьей задачей, которую Совет поставил перед собой. Важно было подумать о духовном просвещении народа, особенно учитывая постановление советской власти об отделении школы от церкви. Как не допустить отмены преподавания Закона Божьего в школе? Как, несмотря на декрет, помогать и детям, и взрослым входить в церковное Предание?

В руководящий орган Совета и Исполнительное бюро были избраны известные церковной общественности Москвы клирики и миряне, приложившие много сил для собирания церковного народа, развития духовного просвещения и обновления церковной жизни. Многие из них были членами Поместного собора 1917-1918 гг.

Совет рекомендовал «на случай открытого посягательства на храмы и священные церковные предметы» сначала вступить в устные переговоры, а если это не действовало, «тревожным звоном (набат) созвать прихожан на защиту церкви», не прибегая к силе оружия. Эта рекомендация была принята и оказалась действенной. Об этом можно судить по реакции советских властей, выпустивших 30 июля 1918 г. декрет, согласно которому виновные в созыве населения набатным звоном предавались революционному трибуналу

Председателем Совета стал Александр Дмитриевич Самарин – человек, имевший безоговорочное доверие у москвичей, один из главных кандидатов при выборах на Московскую митрополичью кафедру, член Поместного собора. В руководящий состав Совета были избраны известные в Москве священники и миряне: протоиереи Сергей Васильевич Успенский и Николай Васильевич Цветков (будущий представитель патриарха в Помголе, член Поместного собора); священник Авенир Александрович Полозов, который горячо откликнулся на выход декрета от 23 января 1918 г. докладом «О недопущении отмены преподавания закона Божьего в школе», Григорий Владимирович Сапожников, член братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; Григорий Александрович Рачинский – церковный и общественный деятель, постоянный председатель Московского Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва; Михаил Александрович Новосёлов - богослов, писатель, член Поместного собора; Николай Дмитриевич Кузнецов – юрист, специалист в области канонического права, церковный правозащитник, член Поместного собора.

Cобор Спаса Преображения на Бору
Один из древнейших храмов Москвы - собор Спаса Преображения на Бору - был возведен в 1330 году. Разрушен в 1933 г.

Взаимодействуя с приходами, Совет давал им рекомендации по защите церковных святынь. Он рекомендовал «на случай открытого посягательства на храмы и священные церковные предметы» сначала вступить в устные переговоры, просить о созыве приходского совета, а если это не действовало, то «надлежало бы тревожным звоном (набат) созвать прихожан на защиту церкви», не прибегая к силе оружия. Эта рекомендация была принята и оказалась действенной. Об этом можно судить по реакции советских властей, выпустивших 30 июля 1918 г. декрет «О набатном звоне», согласно которому виновные в созыве населения набатным звоном предавались революционному трибуналу. Именно этот призыв к выступлению по набатному звону во всех судебных обвинительных документах против руководителей Совета объединённых приходов будет фигурировать как основное действие, «направленное к подрыву в широких кругах населения доверия к социалистической власти». Однако даже в 1922 г. при проведении в Москве кампании по изъятию церковных ценностей ни декрет, ни другие выпущенные директивы не смогли предотвратить набат и собирание людей на защиту храмов и святынь.

Опираясь на призыв патриарха создавать «братства, союзы, советы...», Совет призывал открывать религиозные общества и братства из лиц, живущих и не живущих на территории прихода. Среди таких объединений были вновь созданное братство храма Христа Спасителя (председатель братства – член Поместного собора протопр. Александр Хотовицкий), Союз ревнителей и проповедников благочестия, основанный ещё в октябре 1917 г. настоятелем собора Василия Блаженного прот. Романом Медведем (к февралю 1918 г. при многих московских церквях были созданы отделения «Братства ревнителей», а 12 февраля его устав был одобрен патриархом Тихоном). Возникали общины и братства, поддерживавшие связь с Советом объединённых приходов Москвы, и в городах Подмосковья: в начале февраля 1918 г. из жителей Сергиева Посада при академическом Покровском храме была создана община по защите Лавры. Члены общины, сплотив других жителей города, смогли в январе 1921 г. предотвратить вывоз мощей прп. Сергия из Лавры. Члены Братства по защите Новоиерусалимского монастыря, образованного 10 апреля 1918 г., смогли предотвратить варварское уничтожение иконостаса и алтаря монастыря, запланированное в июле 1919 г.

В июне 1918 г. появился Союз православных женщин (председатель – бывшая фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, сестра А.Д. Самарина – Софья Дмитриевна Самарина). Союз был создан, прежде всего, для помощи нуждающимся и находящимся в заключении духовенству и мирянам, но он осуществлял и религиозно-просветительскую деятельность.

Совет объединённых приходов понимал важность научения народа правильному участию в православном богослужении и считал, что «чинное и возможно совершенное исполнение церковных служб должно составлять предмет первой и постоянной заботы клира и мирян». Особое внимание Совет уделял проповеди и внебогослужебным беседам в храме, где была «возможность разъяснять смысл и значение христианских истин и пути к осуществлению христианских заповедей в применении к тем условиям и явлениям, среди которых народ живёт в данную минуту». Один из руководителей Совета, Н.Д. Кузнецов, предложил образовать в каждом благочинии религиозно-просветительские кружки или советы из духовенства и мирян. На летнем заседании 1918 г., после одобрительной резолюции патриарха на это предложение, Совет наметил открытие особого отдела проповеди, в котором основными задачами было бы образование кадров проповедников из клира и мирян, обучение их составлять проповеди, печатание составленных проповедей, а также печатание проповедей лучших проповедников древности. Кроме того, планировалось проведение специальных религиозно-просветительских бесед.

Советская власть постаралась и тут сделать всё, чтобы церковь замолчала: 3 января 1919 г. вышел циркуляр НКЮ РСФСР (§ 12 о проповедях), который регламентировал место и содержание проповеди в богослужении.

* * *

Приходские советы продолжали поддерживать церковную жизнь в Москве и в 1920-е годы (во время больших антицерковных кампаний), в то время, когда их руководящий орган официально перестал действовать после ареста его руководителей в 1919 году и суда по «делу Совета объединённых приходов» в начале 1920 года.

Кифа № 2 (234), февраль 2018 года

Ещё материалы по теме

День православных братств. Сто лет назад братское движение в Русской церкви пережило один из самых мощных своих подъёмов

Православные братства в истории России. В Петербурге прошла Международная научная конференция к 100-летию воззвания патриарха Тихона

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!