«Буду вам в грядущее призыв» О подвиге и жизни матери Марии (Скобцовой) вспоминали в Туле Осень 1939 года. На улице Лурмель. Слева направо: С.Б. Пиленко, Юра Скобцов, А. Бабаджан, мать Мария, Г.П. Федотов, о. Димитрий Клепинин, К.В. Мочульский. Меньше чем через четыре года приют на улице Лурмель будет разгромлен гестаповцами. Юрий, мать Мария и о. Димитрий будут арестованы и вскоре погибнут. «Буду вам в грядущее призыв» – такой строчкой из стихотворения матери Марии, до пострига известной как Елизавета Юрьевна Скобцова (Кузьмина-Караваева), был озаглавлен вечер ее памяти, прошедший 9 апреля в музее П.Н. Крылова в Туле. Организовали вечер сотрудники музея и члены Иоанно-Предтеченской общины Преображенского братства. И действительно, образ матери Марии не только напоминает о впечатляющей многогранности людей начала XX века, но и дает сил и вдохновения на подобное делание и в наше время, и в будущем. Как писал о ней ее друг, один из выдающихся философов и мыслителей XX в. Николай Бердяев: «Мать Мария... была новой душой... она была поэт, революционер и религиозный деятель». При этом сам философ отмечал, что эта ее всеохватность вполне укладывается в дух Серебряного века, современником которого была будущая монахиня. Однако в ее пути поражает подлинно христианская цельность, евангельская отдача раз в жизни принятой Правде, что и стало залогом ее мученической кончины 31 марта 1945 г . и последующей канонизации Константинопольским Патриархатом в 2004 г. Не случайно, что именно в этот день, 9 апреля 1945 г., трагически и славно одновременно закончил свой путь еще один мученик XX в., богослов, пастор и борец с нацизмом Дитрих Бонхёффер. Подлинно, эти люди всем своим подвигом являются живым укором современному человеку с его внутренней раздробленностью, заботой в основном о себе и о своем. Так вышло, что и место встречи оказалось очень примечательным – музей П.Н. Крылова находится в шаговой доступности от Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря, где 3 февраля 1895 года был пострижен в монашество будущий митрополит Евлогий (Георгиевский). Владыка в эмиграции был управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами, и под его окормлением были все изгнанники из Советской России – Н.А. Бердяев, о. Сергий Булгаков и другие. Была среди них и Елизавета Скобцова, постриг которой впоследствии совершал сам митрополит Евлогий. Встречу приветственным словом открыла член Иоанно-Предтеченской общины, бакалавр богословия Мария Носкова. Она рассказала о том, что о матери Марии еще до недавнего времени узнавали из косвенных источников, таких как творчество Блока, но удивительно, что сейчас этот интерес не оскудевает и даже растет. Далее участники встречи посмотрели фильм «Мать Мария. Жизнь и судьба», повествующий о ее пути от дворянки, поэтессы Серебряного века, до монахини, все свои силы отдающей для помощи ближним. Особо запомнились слова о том, что «христианство – хождение по водам», и жизнь матери Марии действительно была таким хождением. Основной частью вечера памяти стала презентация 1-го тома Полного собрания сочинений матери Марии, которую провела магистр богословия, преподаватель СФИ Лидия Крошкина. – Первый том собрания сочинений матери Марии носит название «Встречи с Блоком», – отметила она. – И это не случайно: для нее тайна встречи, тайна человекообщения была основной темой всей жизни. Однако тайна эта для нее заключалась в исполнении второй из важнейших заповедей, данных Христом: «Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Это самая великая и первая заповедь, а вторая подобна ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя"». (Мф 22:37-39, пер. С.С. Аверинцева). Однако для самой матери Марии этот путь любви оказался достаточно тернистым. Еще в 15 лет Лиза Пиленко (так звали в те годы будущую монахиню) теряет веру в Бога, но обретает веру в народ, характерную для всех «народников», особенно дворянского сословия. Эту веру и любовь к народу она сохранит на всю жизнь. Еще одна грань этих отношений – любовь к Родине, к России, ставшая особенно пронзительной в эмиграции. Но не получилось у Елизаветы Юрьевны стать революционеркой. Она всю жизнь искала действенной помощи народу и каждому человеку, и она находит, что помочь им может только Сам Христос. Здесь мы видим одну из ее характерных черт – практичность, желание воплощения в жизнь того светлого и высокого, что в ней есть. Этот путь она называет «охристовление жизни». Какое-то время она молит о том, чтобы Христос открылся ей, дал о себе знать. В итоге она пробивает себе дорогу к учебе в духовной академии, в те годы, когда женщинам был закрыт путь к богословскому образованию. Она занимается по десять часов в сутки. Опять же, это очень характерно для нее – во всем не быть дилетантом, но добиваться необходимого качества во всяком деле. Таким образом Лиза готовится к своему будущему служению в эмиграции и мученической кончине как венцу, некоему исполнению ее жертвенной любви к человеку. Но перед тем, как ей выйти на путь своего служения, в ее жизни случается еще одна трагедия – смерть младшей дочери Настеньки. Плодом сильнейших переживаний становится новое чувство – «чувство всеобщего материнства» как сострадания каждому человеку. Даже тому, кто может сам предать – как делали те проститутки, которых м. Мария приводила домой. Именно на волне этого чувства Елизавета Юрьевна принимает постриг и становится матерью Марией. В своих стихах она акцентирует, что ее путь – не подражание прп. Марии Египетской, отшельницы, порвавшей связь с миром, но подражание Богородице, которой было сказано: «...и Тебе Самой душу рассечет меч» (Лк 2:35). Дева Мария становится таким примером всеобщего материнства, переживающего муку каждого человека. Поэтому и для м. Марии ее постриг был началом не пути уединения, но служения ближнему в его страдании, монашества в миру, в гуще мировых событий. Тогда же в мировоззрении матери Марии оформилось особое переживание слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Душа здесь для матери Марии – не просто жизнь, но все силы, умение, способности человека. Это путь самоотречения, отдачи всех своих внутренних богатств ради ближнего. В свете этого ей по-новому открывается русская культура – особенно творчество Достоевского – как почва для аскезы человекообщения. Само христианство мать Мария понимала как жизнь в абсолютной общности друг со другом. Все эти новые чувства вкупе с теми страданиями, которые переносили русские эмигранты, стали стимулом для рождения объединения «Православное дело», в которое входили те, кто разделял с матерью Марией ее взгляды на христианство и служение христиан миру. Помимо благотворительного центра, «Православное дело» стало культурным центром, местом собирания тех, кому были дороги культурное и духовное наследие досоветской России. Таким образом, мы видим, что одной из основных забот движения была не только материальная поддержка эмигрантов, но и забота о глубинных основаниях человека, восстановление его достоинства в самом высоком смысле. Сама мать Мария, несмотря на свои многочисленные труды в помощи бедным, успевала при этом писать статьи на богословские и другие темы, стихи и прозу, заниматься вышиванием, участвовать в съездах и конференциях церковной эмиграции. Как и во всем, здесь она не позволяла себе что-то делать по-дилетантски. Убедиться в этом могли участники вечера, когда в конце презентации был организован просмотр снимков нескольких работ матери Марии. Как вспоминали современники, «мать Мария несла с собой огонь, при этом пребывая в мирном духе». Огненный, бескомпромиссный характер ее жизни привел эту святую к мученическому венцу. Существуют разные версии ее гибели, известно только, что это случилось в концлагере Равенсбрюк 31 марта 1945 г. Причиной ареста стало участие матери Марии и ее сподвижников, среди которых были о. Димитрий Клепинин и ее сын Юрий Скобцов, в движении Сопротивления фашистской оккупации, их труды по спасению евреев от нацистов. По воспоминанию очевидцев, в лагере мать Мария продолжала вышивать сподручными средствами, и, несмотря на все лишения, находила силы утешать соузниц: «Не бойся, смерти нет. Я пойду вместе с тобой». В конце презентации участники вечера задали несколько вопросов, среди которых особо примечателен вопрос о том, как строился день матери Марии. И правда, кажется совершенно невозможным, что ей удавалось столько вместить в свою жизнь, не замыкаясь на себе и не убегая от мира, но, будучи все время в самой гуще событий, выносить из сокровищницы своего сердца столь щедрые дары. Образ матери Марии поражает своей цельностью, но при этом в нем нет какой-то законченности, завершенности. Огонь, динамичный, но не разрушающий, пасхальное тепло ее творчества и любящего сердца, ее лицо на фотографиях, вышивки и иконы до сих продолжают разговор с нами. А это вселяет надежду в нас, что если мы так же будем жаждать слова и действия Христа в нашей жизни, то дело матери Марии, как и дело всех мучеников и исповедников нашей страны и всех, кто оказался достойным наследником русской святости в XX в., продолжится и в XXI в. и далее. Виктор Авилов Сайт Преображенского братства Кифа № 5 (207), апрель 2016 года Международная научно-практическая конференция к 125-летию со дня рождения «"Мы все стоим у нового порога": свободное творчество матери Марии (Скобцовой)» пройдет в Санкт-Петербурге 15-16 июня 2016 года. |