gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Первая полоса arrow Духовное движение заложено в Самой Церкви (КИФА 57)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.12.2006 г.

Духовное движение заложено в Самой Церкви

- считает митрополит Сибиусский и Трансильванский Лаврентий (Cтреза)

Image«Кифа»: Владыка, каково, на Ваш взгляд, значение  духовных движений в жизни Церкви?

Митрополит Лаврентий: Существуют различные духовные движения. Есть духовные движения внутри православной церкви, есть в западных церквах - протестантских, католических, даже в иудаизме есть духовные движения. Важно то, к чему стремится конкретное движение. Если оно стремится только к какому-то временному удовлетворению индивидуальных духовных нужд, то тогда это только потребление, не приносящее плодов. Другое дело, если движение стремится к спасению каждого и ко Христу через углубление в слово Божие и исполнение заповедей, ведь духовное движение (динамика) заложено в самой Церкви.

Очень важное место в жизни церкви занимают таинства, это основа жизни церкви, потому что таинства помогают нам жить со Христом и во Христе. Конечно же, все духовные движения должны основываться на учении Христа. К сожалению, нередко они берут за основу только какую-то маленькую часть этого учения. В их деятельности бывает слишком много субъективизма, чисто индивидуалистического - человек выбирает то, что ему нравится. А нужно выбирать не то, что нравится, а все, в полноте, чтобы жизнь была наполненной Христом.

«Кифа»: Каково значение движения «Воинство Господне» в жизни Румынской церкви?

Митрополит Лаврентий: «Воинство Господне» - это духовное движение в границах православной церкви, которое придает динамику жизни в церкви. Однако оно должно стремиться к более полному участию в сакраментальной жизни. Если все сводить только к духовным песнопениям, к какой-то духовной радости, обмену духовным опытом, то это будет иметь частное значение для какого-то отдельного человека или какой-то группы людей.

Я постоянно призываю воинов к более полному участию в литургии (к причастию) и в других церковных таинствах. Они не находятся вне границ церкви, они причащаются, но не хватает какой-то полноты евхаристического общения. Они причащаются четыре раза в год, как и основная масса православных верующих, но при этом сохраняется какая-то отделенность.

Для ее преодоления воины стремятся к тому, чтобы священников для них рукополагали из их среды. Я это поддерживаю, потому что священникам, которые выросли в духовной среде Воинства, легче войти в его духовную жизнь, чем священникам извне.

К сожалению, существуют и отделившиеся от движения группировки диссидентов, которые примыкают к протестантам или неопротестантам, т.е. те, кто отказываются от общения в таинствах.

«Кифа»: Может быть, сказывается недостаток образования, образованных священников?

Митрополит Лаврентий: Нужно время. Здесь, в работе конференции1  участвует мой бывший студент, выпускник нашего богословского факультета. Он из Воинства, священник-миссионер2  нашей митрополии, мы ему платим жалование. Он ездит по епархии и на местах помогает налаживать связи между приходами и местными группами Воинства. Есть и приходские священники, которые принадлежат к Воинству или происходят из воинских семей. Некоторых из них вы тоже можете видеть среди участников конференции. Их служение помогает более полному участию воинов в сакраментальной жизни церкви, потому что они могут и отслужить литургию, и быть духовниками целой группы и т.п. Конечно, тогда легче с исповедью, с причастием.

«Кифа»: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Всеправославного собора?

Митрополит Лаврентий: Когда я учился на третьем курсе, шли приготовления к этому собору. С тех пор прошло 30 лет, и мало что изменилось. Я бы очень хотел еще при жизни участвовать в таком соборе. Хотя скорей всего наши дети или внуки будут в нем участвовать (смеется).

На повестке дня Всеправославного собора стоит очень много проблем, которые еще не восприняты всеми поместными православными церквами. В 1982 году в Женеве я участвовал в работе одной из подготовительных комиссий этого собора. Я тогда проходил там стажировку как профессор литургики. Обсуждалась проблема поста и календаря. Ни к какому соглашению не пришли. Конечно, хорошо, чтобы пост оставался таким, какой он есть. А с календарем... Вот на моих часах есть часовая стрелка. Если она будет отставать на 13 часов, то я ее поправлю. Если календарь отстает на 13 дней, то, конечно же, я его тоже поправлю. Мы в Румынской церкви его исправили, приняли смешанный календарь: Рождество и не переходящие праздники - по новому календарю, Пасха и соответствующие праздники - по старому. Мы знаем, что в Русской церкви есть страх перед расколом, однако календарь - это не святыня, это всего лишь математическая таблица, как часы, которые измеряют время.

«Кифа»: Используете ли Вы, владыка, и другие преподаватели литургики в своей работе труды русских богословов?

Митрополит Лаврентий: Русское богословие, в особенности мистика, очень много и глубоко изучается молодыми православными богословами: от святых отцов - до современных богословов.

Скажем, о. Александр Шмеман - это один из тех литургистов, которые меня просто покорили. Мой курс литургического богословия полностью построен «по Шмеману». Я знаю все его литургическое богословие и очень ценю. Я использовал его методологию в своей докторской диссертации о Крещении. Я поддерживал прямое и постоянное общение с профессорами богословия русского происхождения: Павлом Мейендорфом из Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, с о. Борисом Бобринским и о. Николаем Лосским из Свято-Сергиевского института в Париже.

«Кифа»: Спасибо, владыка, нас это очень радует.

Беседовал Александр БУРОВ,

синхронный перевод с румынского Алины ПАТРАКОВОЙ (Свято-Паисиевское малое православное братство)

Монастырь Бранковяну в Сымбэта де Сус, Трансильвания, Румыния. 18 октября 2006 года.

Фото Анны ЛЕПЕХИНОЙ


 1 Имеется в виду конференция по диалогу между православной церковью и движением мессианских евреев, которая проходила в монастыре Бранковяну 16-19 октября 2006 года. См. «Кифа» N№ 56.

 2 О. Иосиф Тома.

КИФА №19(57) декабрь 2006 года 

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!