В пространстве Сретенских чтений Студенческой конференции СФИ больше двадцати лет М.Г. Селезнёв и Д.С. Гасак «Для творческого процесса в стенах высшего учебного заведения важна и научная компетентность, и честное исследование, но не меньше – и открытость, и доброжелательность, и готовность услышать иную точку зрения. Мы очень дорожим той атмосферой, которая за многие годы сложилась на нашей конференции, и рады, что на ней собираются и представители других духовных и светских учебных заведений, среди которых не только студенты и начинающие исследователи, но и известные учёные», – сказал первый проректор СФИ Дмитрий Гасак, приветствуя участников XXI международной научной богословской конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей «Сретенские чтения». В прошлом номере мы не успели рассказать об этой конференции «по горячим следам». Однако совсем упустить возможность дать нашим читателям познакомиться с ней хотя бы бегло нам было бы жаль. На пленарном заседании выступил заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент Института восточных культур и античности РГГУ Михаил Селезнёв с докладом «Масоретский текст, перевод Семидесяти и "цитаты исполнения" в Мф: соотношение интерпретаций (на примере Мф 1:23 и Ис 7:14)». Он рассказал о существующих попытках ответить на вопрос, почему в греческом переводе Ис 7:14 («Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил») на месте древнееврейского «альма» («молодая женщина») употребляется слово «партенос» («дева»). Также на пленарном заседании представили доклады выпускники СФИ Сергей Чусов («Ереси и расколы в трактовках свв. Иринея Лионского и Киприана Карфагенского») и Ксения-Оксана Иванова («Литургическое творчество времён Большого террора по материалам архивно-следственных дел»). В конференции приняли участие 186 человек из Свято-Филаретовского института, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноап. Кирилла и Мефодия, Российского православного университета св. Иоанна Богослова, Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Смоленской духовной семинарии, Новгородского духовного училища, а также светских вузов: Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Университета им. Лучиано Благи (Румыния), Саратовского государственного университета, Высшей школы экономики, Русской христианской гуманитарной академии, Российского государственного гуманитарного университета. Доклады будут опубликованы на сайте Свято-Филаретовского института. Здесь же мы приводим краткие итоги работы секций. Секция Миссиологии и катехетики Ведущий Владимир Иванович Якунцев: Особо я бы отметил пять сообщений. Интересны были рассказ Михаила Бахадова и Александра Тавризяна о миссии молодёжного «Круга» Преображенского братства и достаточно аналитический текст Олега Владиславовича Воскресенского, связанный с опытом современной православной миссии в США: слушая этот доклад, мы почувствовали те процессы, которые происходят сейчас в американском обществе, в штате Миннесота. Важной и чрезвычайно актуальной теме, связанной с поручительством в период катехизации, был посвящён последний на секции доклад Марии Дикарёвой. Лучшим же докладом мы с моим соведущим, Кириллом Анатольевичем Мозговым, считаем сообщение Павла Сергеевича Линника о миссионерском аспекте гражданских праздников. В этом докладе были представлены не только хорошо знакомые нам, но и какие-то неожиданные, очень интересные факты, а также история соотношения гражданских и церковных праздников. Особенно интересным нам показался заход, связанный с темой Масленицы; мы вспомнили, что опять воскресают языческие культы, опять какие-то чучела начинают всенародно сжигать - в некоторых случаях чуть ли не на территории православных храмов. Особо интересным нам показалось раскрытие сути подходов к празднованию Нового года. Были приведены очень уместно цитаты Святых отцов в отношении празднеств: как надо их совершать, как не надо. В итоговой части были раскрыты позитивные тезисы, связанные с воцерковлением гражданских праздников и народных праздников. Здесь мы ещё находимся в самом начале... Секция богословия и философии Ведущий Давид Мкртичевич Гзгзян: У нас на секции спектр тем был чрезвычайно широкий - от новозаветного понимания любви до организации литургического пространства храма через такие категории как община или как антропология безопасности. Но безотносительно к тематике докладов мы всё время обнаруживали, что находимся между двумя полюсами. Один полюс - это полная проблематичность анализируемого концепта. Другой - полная очевидность предмета. Причём одна и та же или сходная тематика могла звучать и в том, и другом ключе. Когда, например, Александра Буданова зачитала подробные выдержки из поучений епископа Макария (Опоцкого), все почувствовали себя, по его выражению, «скотоподобными существами», и стало не по себе. Но это впечатление было мастерски сглажено другим повествованием, где говорилось об общине как о пространстве межличностного общения в таком ключе, что это общение практически неизбежно происходит, и более или менее проработана рецептура и процедура. Надо сказать, что в целом получилось очень интересно: невзирая на то, что поочередно могли проявляться то один, то другой полюс, в целом общее пространство секции выглядело вполне интригующе и, скорее, проблематично, с элементами творчества, нежели наоборот. Мы тоже определили лучший доклад. Но у нас руководители секции самоустранились и предложили эту щекотливую процедуру провести без их участия всем присутствующим. И без особенного труда этот лучший доклад был определён. Он называется «Антропология безопасности XXI века». А дальше следует интригующее и довольно мудрёное противопоставление: «между homo secure и homo securitatis». Автор - Елена-Алина Патракова. Секция Священного писания и литургики В первом ряду слева направо З.М. Дашевская, Л.Ю. Мусина, М.В. Шилкина
Ведущая Зоя Михайловна Дашевская: Как всегда, уже традиционно, на Сретенских чтениях мы объединяем доклады по Священному писанию и литургике. Лучшим мы с Ларисой Юрьевной Мусиной сочли сообщение Ольги Ярошевской о ветхозаветных истоках в репрезентации образа Марии в 1-2 главах Евангелия от Луки. Интересны были и другие доклады: Светлана Карева рассказала нам об истоках жанра Апокалипсиса (ветхозаветные пророчества и ближневосточные мифологические мотивы), Марина Верховская - о личном молитвенном правиле в литургической практике Русской православной церкви. Здесь, может быть, было больше всего вопросов, касающихся истории появления такой популярной богослужебной книги, как православный молитвослов для мирян. Оказывается, что истоки её теряются в тумане, и книги, к которым нас обычно отсылают, такие как, например, «Подорожная книжка Франциска Скорины», не содержат этих молитв. В источниках мы встречаем свидетельства о совершении мирянами тех богослужебных последований, которые в этот момент должны совершаться в храме в соответствии с уставом. Следовательно, совершение уставных богослужений и есть норма личной молитвы. Также прозвучали доклад Аллы Ветровой, касающийся обзора концептов трапезы в античности, в Ветхом Завете и в период второго храма, а также доклад Валентины Савескул о смысловых аспектах чина отречения от сатаны и сочетания со Христом. Церковно-историческая секция Ведущая Екатерина Александровна Алексеева: Особенно, может быть, следует сказать, что все восемь представленных на исторической секции докладов являют собой отдельные уникальные наработки. Радует, что в нашей секции уже не первый раз принимают участие представители Российского православного университета и Санкт-Петербургского государственного университета. Доклад Елены Балашовой был посвящён реабилитации имени настоятеля Высоко-Петровского монастыря владыки Варфоломея (Ремова). Иван Васильевич Петров прочитал чрезвычайно интересное сообщение о состоянии православных приходов в Эстонии между Первой и Второй мировой войной, о православных эстонцах, православных немцах, православных русских, и как всё это эволюционировало, и как закончилось после второго восстановления патриаршества оттоком из православной церкви и переходом в лютеранство большей части православных. Интересно было выступление Ольги Синицыной – уникальное включение в границы церковной истории сферы христианской педагогики, опыта Александры Штевен-Ершовой. Чрезвычайный интерес вызвал также доклад Сергея Шинкевича о народном движении трезвенников в начале ХХ века и деятельности Ивана Чурикова. Несколько докладов были посвящены деятельности Русской церкви во время Второй мировой войны. Одним из наиболее удачных на нашей секции был признан доклад Юлии Удаловой – обзор положения Русской церкви на территории Германии в период нацизма, открывающий уникальные взаимоотношения всех юрисдикций в это время. Наш коллега из Смоленской православной духовной семинарии Пётр Галанюк сделал обзор «Отношение русской эмиграции к Великой Отечественной войне». Интересная дискуссия была вокруг сообщения Марии Феденко, составившей довольно большую таблицу различных движений, которые можно причислить к катакомбной церкви, вплоть до непоминающих «мечёвцев». И наконец, мы не обошли вниманием и некоторую синодальную древность. Был доклад Ирины Литвиненко о попытках восстановления патриаршества в XVIII веке. Любопытный сюжет, который редко освещается, потому что сейчас историки любят заниматься ХХ веком и редко уделяют внимание более ранним периодам. Секция религиоведения Ведущая Маргарита Васильевна Шилкина: Наша секция всегда немножко выбивается из общего церковного и богословского разговора, может быть, прежде всего разнообразием тематики, потому что религиоведение - не отдельная дисциплина, а огромное пространство. Тема доклада заведующего кафедрой религиоведения из РПУ Ивана Олеговича Негреева звучала так: «Сакрализация функции воинского сословия в индо-европейской среде на примере Древней Индии и Древней Скандинавии». Проблема была поставлена довольно актуальная: почему европейцы, знавшие такое же сословное деление, во-первых, это сословие не сакрализовали (оно стало просто социальным сословием), а во-вторых, почему уходит первое сословие (брахманы) и священство в Европе не приобретает такого значения, которое оно приобрело в Индии? Почему берут на себя те сакральные функции, которые в Индии осуществляют именно брахманы, представители следующего сословия, высшего офицерства (кшатрии) – князья, цари, императоры? Ещё два доклада были связаны с темой Востока. Это доклад уже не первый раз участвующего в наших конференциях аспиранта РХГА Сергея Александровича Матвеева «Психологические аспекты аюрведических концепций» (надо сказать, что он вызвал наиболее длительную дискуссию) и доклад Ольги Александровны Колесовой, тоже представителя РХГА, «История одного контакта. Элохим и Раэль». Он был посвящён одному из новых религиозных движений - движению «раэлитов». Дискуссия развернулась прежде всего по поводу того, на какой почве возникают сегодня новые религиозные практики, чего на самом деле хотят эти люди. Древним временам Руси был посвящён доклад Марины Алексеевны Малафеевой (тоже РХГА) «Древнерусская эсхатология дораскольного периода XV-XVII века». Был выдвинут неожиданный и вызвавший желание поспорить тезис, который докладчик планирует доказать в своей будущей диссертации: если бы не старообрядческий раскол, то народная эсхатология, которая всё дальше и дальше отходила от евангельского учения, захлестнула бы Русскую церковь. И наконец, хотелось бы рассказать о прозвучавшем на секции первым докладе аспиранта факультета журналистики МГУ Владиславы Яровиковой «Портал "Православие и мир" как макротекст в интернете. Процесс медиатизации религиозного дискурса». Проблема поставлена, я думаю, именно для нашей аудитории весьма и весьма актуальная. Как средствами медиа можно обращаться к современному человеку, как можно доносить до него ту самую весть, которую несут разные религии? И есть ли вообще основание говорить об особом религиозном дискурсе в наших современных СМИ? Я спросила, насколько широко это преподаётся на факультете журналистики, и Владислава ответила, что, к сожалению, очень и очень не широко, и только единицы студентов интересуются этой проблемой. Но есть пространство для сотрудничества наших факультетов и для разработки, может быть, в будущем какой-то новой программы... Оказывается, подобные мысли есть не только у нас, но и у некоторых преподавателей журфака. Доклад Владиславы мы рекомендуем как лучший на нашей секции. КИФА № 4(190), март 2015 года |