gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
07.07.2014 г.

Человек - это движение к тому, что о нем задумал Господь

Говорят участники конференции СФИ "Традиция святоотеческой катехизации: тема человека на основном этапе оглашения"

Что на этой конференции было для Вас особенно интересным, важным и неожиданным?

Протоиерей Игорь Савва: Самым неожиданным и интересным для меня был сам факт участия в этой конферен­ции. Я служу двадцать лет и всё это время совершал постепенные, робкие шаги в направлении подготовки к крещению. Всё, чего я достиг, - это одна огласи­тельная беседа отдельно от крещения. Для нашей епархии и это достаточно необычно и не всегда встречает понима­ние. Если в начале служения у меня было достаточно много единомышленников среди священников, то постепенно идёт процесс охлаждения - каждый находит какую-то свою нишу в церковной жизни и уходит с этого пути. Честно говоря, в последнее время меня начало посещать даже некоторое уныние, что совершенно недопустимо, потому что если оно меня посещает, то что ж тогда говорить о при­хожанах? И вот я приехал и увидел, что, оказывается, единомышленников у меня очень много, они сплочены, «вооружены» и занимаются делом, которое я считал своим, давно и успешно. В моей жизни исчез повод для уныния. Это и было самым большим потрясением для меня на конференции.

Священник Виталий Фонькин и профессор Давид Гзгзян
Священник Виталий Фонькин и профессор Давид Гзгзян
Все эти годы я знал о существовании о. Георгия и братства. Отзывы доходи­ли чаще неодобрительные: исказили богослужение, собираются вместе, как сектанты, и т. п. И, хотя я уже имел опыт «перевода» на человеческий язык всяких обличительных материалов, все же до­подлинно не знал, что тут происходит на самом деле, пока не приехал сам.

Все доклады были очень интересные. Очень понравились доклад о. Мариано (может быть, благодаря его экспрес­сии), рассказ о. Виктора из Хабаровска на круглом столе, доклад Владимира Ивановича Якунцева - он интересно подошёл к теме. Обрадовал непривыч­ный режим работы - с утра до позднего вечера. Но самым главным было даже не содержание докладов - при всей их на­учной и научно-практической важности, а дух, царивший на конференции. Меня поразил и обрадовал дух богослужения, и даже сам вид часовни. Служба на понят­ном языке. Участие в богослужении всех присутствующих. Сознательное отно­шение к Уставу, когда можно несколько сократить богослужение ради выделения более значимых его частей. Это важный подход, его сейчас очень не хватает. Ведь в церковной среде часто больше ценится формальное следование Уставу, независимо от понимания его логики молящимися. Люди часто не понимают, что происходит в церкви, и это приводит их в некоторое уныние. Но сокращение кафизм или перевод на русский или иной родной язык всё равно воспринимается в штыки, как нечто враждебное и сектант­ское.

Перерывы между заседаниями были самым горячим временем для журналистов. Сотрудник «Кифы» и сайта Преображенского братства Анастасия Наконечная беседует с катехизатором Екатериной Недзельской (Екатеринбург)
Перерывы между заседаниями были самым горячим временем для журналистов. Сотрудник «Кифы» и сайта Преображенского братства Анастасия Наконечная беседует с катехизатором Екатериной Недзельской (Екатеринбург)
Священник Димитрий Третьяков: На этой конференции для меня всё было неожиданно. Постоянно совершаешь какие-то открытия для себя вообще как для христианина. Поэтому трудно выделить какие-то отдельные моменты. С первого дня шло такое погружение и на такую глубину... А я пока еще только знакомлюсь с вашей традицией, с вашим опытом. Поэтому все очень интересно.

Многое начинаю к себе применять. Даже возникают такие мысли, что надо самому сначала огласиться всерьез, а потом уже можно о чем-то говорить. Одно дело теория, а другое - изнутри на все это посмотреть. Потому что я вижу, что священники и катехизаторы, читаю­щие доклады, говорят с практической стороны, делятся своим опытом. А для меня многие вещи непонятны, потому что у меня такого опыта нет, и в какие-то моменты я даже не понимал, о чем идет речь. А они об этом рассуждают, и все для них ясно как день.

Мы обсуждали это с о. Петром Бое­вым, и я понял, что для него это проще, потому что он, как он сам говорит, ведет группу и как бы сам вместе с катехуме­нами оглашается. Поэтому он свободно «плавает» в теме.

Протоиерей Максим Мелинти: Вопросы катехизации, оглашения, во­церковления для меня очень интересны, потому что сегодня остро ощущается необходимость просвещения. Недоста­точно, и мы все это понимаем, просто крестить, просто предоставлять людям церковь как «институт ритуальных услуг». Церковь - это живой организм, живой динамичный институт, в котором все его члены должны жить. А как можно жить вместе, если нет полноценного по­нимания жизни в этой семье, отсутствует само понятие общины, то есть общения между собой, общения с Богом, живого общения, а не какого-то эпизодического раз в год посещения храма - в Великий пост, или накануне какого-то праздника, или по случаю трагических, не дай Бог, событий в личной жизни, в семье? И про­цесс катехизации, воцерковления, я ду­маю, поможет всем нам обратить людей и поставить их в ситуацию достойного при­сутствия в храме, понимания основ уче­ния Христа, учения Церкви, и не только приблизить их к Церкви, но и сделать их последователями Христа. И каждый из нас должен в своей мере - не на 10%, не на 20%, а на 100% - отдаваться Христу. Не в «рабовладельческом» понимании, не как раб господину, но в понимании ученичества: каждый из нас должен стать учеником Христа, Его последователем, апостолом, свидетелем православной веры. И мое участие в конференции по­зволило мне открыть новые горизонты, новый опыт, уже сложившийся и у Свято-Филаретовского института (или Преоб­раженского братства), и у представите­лей других епархий, других приходов. Их живой опыт, общение с братьями и сестрами заряжает меня такой духовной силой, которая, я надеюсь, позволит мне реализовать много новых проектов на нашем приходе.

Несмотря на очень напряженный график, аудитория во время докладов не засыпала, а слушала с большим интересом. Священники Димитрий Третьяков, Петр Боев и Георгий Кочетков
Несмотря на очень напряженный график, аудитория во время докладов не засыпала, а слушала с большим интересом. Священники Димитрий Третьяков, Петр Боев и Георгий Кочетков
Священник Игорь Киреев: Послед­нее выступление отца Георгия меня очень вдохновило, потому что он рассказывал «кухню» процесса перевода оглашаемых со второго этапа на третий. Впервые я услышал рассказ о том, как он вникает в каждого человека. Он очень откровенно говорил, и прозвучали удивительные вещи. До сих пор все это мне напоминало какую-то институтскую систему, а тут был явно пастырский акцент. Конечно, запомнился момент, связанный с лично­стью катехизатора, которая проявляется на этом общем пути вместе с катехуме­нами к спасению. Вот это самое главное. Это я тоже сегодня особенно почувство­вал - что идет не просто обучение, что есть внутренняя заинтересованность в каждом человеке и в его пути. Это было видно по многим докладам.

Священник Александр Лаврин: То, что неожиданно, то всегда и есть самое интересное. Я впервые услышал - и это меня приятно удивило - формулировку человека не «автономную», как некое­го абстрактного феномена, а динами­ческую - в отношениях. Если кратко: человек - это движение. Он может быть движением к чему-то, например, к окружающей действительности. Но важно, чтобы это движение было, пре­жде всего, к Кому-то. И самое главное в этом определении то, что вчера сказал о. Георгий: человек - это всегда персо­нифицированное движение к тому, что о нём задумал Господь, как Бог его видит, и как все это видит человек. То есть в этом определении принципиально не может быть общей унификации, как обычно в любых определениях. Над этим хочется думать, и сразу напрашиваются выводы. Ведь движение к Богу - это движение ко всем и ко всему, к единству. А вне Бога это движение всегда к себе: «я бог, я царь для себя», следовательно, тогда и отношение ко всему у человека тоже принимает этот вектор - «движению к себе, в себя - для себя». И мне кажется, что эта формули­ровка наиболее точно являет реальность: либо человек в движении к Богу выходит за свои пределы и растёт в Человека, либо, наоборот, замыкается в себе, со­вершая движение в противоположную сторону, всё больше ниспадая к животно­му состоянию.

Пожалуй, это самое неожиданное и интересное для меня открытие из того, что я услышал на конференции (хотя, кажется, все темы, поднятые на ней, чрезвычайно важны и актуальны). Очень отрадно и то, что все участники встречи так включены и заинтересованы.

Игумен Димитрий (Рябцев): Сразу по свежим следам оценивать что-либо обычно трудно... Интересным было об­суждение личных заповедей на основном этапе оглашения. Хорошо, что со всех сторон очень подробно рассмотрели этот вопрос: что предшествует их составле­нию, какие трудности бывают в процессе формулировки, о каких проблемах не столько индивидуального характера, сколько относящихся к центру духовной жизни, это может свидетельствовать.

Священник Георгий Лазарев: Мне очень трудно выделить что-то одно. Но гораздо труднее был бы вопрос, что для меня было маловажным или неин­тересным... Сложно сказать, что было неожиданным, потому что с темой этой я знаком, и, кроме того, уже не один год читаю братскую литературу по катехи­зации, труды отца Георгия Кочеткова. И все-таки, пожалуй, неким особенно «ярким зернышком» на этой конферен­ции для меня стали два доклада. Первый доклад - отца Георгия. А второй до­клад - Владимира Ивановича Якунцева, прежде всего - то место, где он говорит, как можно понимать тот стыд наготы, который испытали Адам и Ева, и в чем заключается ощущение наготы и стыда для каждого человека: это понимание того, что в нашей жизни есть смерть, ад, бессмыслица и одиночество. Вот это для меня было откровением - насколько глубоко Священное Писание может от­крываться, приниматься и переживаться в опыте катехизатора и оглашаемого. По­тому что вне опыта подлинной церковной катехизации, мне кажется, такое от­кровение Слова Божьего вообще вряд ли возможно. Катехизация позволяет огла­шаемым войти в такую глубину личного переживания Слова Божьего, на которой Писание становится доступным не просто для интеллектуального, а для жизнен­ного понимания. Меня задели эти вещи, потому что в них есть некое откровение и моего опыта оглашаемого. Я, может быть, не мог во время оглашения так четко сформулировать эти четыре составляю­щие, но именно то, что это откликнулось в моем глубинном опыте, меня задело.

Также очень интересным было вы­ступление преподавателя семинарии «Мария - Царица апостолов» о. Мариа­но. Оно было очень живым, захватываю­щим, но что особенно радостно: некото­рые очень серьезные вещи, о которых мы говорим в нашем братстве, звучали и в слове о. Мариано как выражение его опы­та. А это говорит о том, что на глубине христианской жизни, в нашем служении, мы едины поверх всех конфессиональных перегородок. И это вдохновляет!

Священники Алексий Малов и Виктор Дунаев и протоиерей Димитрий Карпенко
Священники Алексий Малов и Виктор Дунаев и протоиерей Димитрий Карпенко
Священник Виктор Дунаев: Вообще, конечно, интересна и очень важна вся тема. На мой взгляд, это самое важное - говорить о человеке, узнавать его. Потому что человек уже давно не ставится на подобающее ему место. Уже давно второстепенные святыни, какие-то второстепенные вещи стоят на первом месте, и то, что здесь идет разговор о че­ловеке, что он ставится на своё достойное место, - это самое главное и радостное.

Поражает во всех этих дискуссиях, что даже самые опытные катехизаторы оставляют вопросы открытыми, то есть и себя тоже спрашивают: «А как же тут быть? А как здесь поступить лучше?» Ведь приезжаешь со своим малым опы­том, и кажется, что тут все «гуру», все всё знают... Также меня радостно удивляет разница мнений, опыта и то, что при этом создается удивительно открытая дискус­сия. Хочется, конечно, научиться такой открытости, такому диалогу.

Екатерина Недзельская: Для меня таким был вопрос о грехопадении, по­тому что на опыте приходилось стал­киваться с преткновением оглашаемых именно на этой теме. Очень важен был разговор о том, что последует за восприя­тием грехопадения как чего-то, за что человек не отвечает, и о том, как человек может уходить от осознания этих вещей. Он ведь может не говорить о том, что не берет на себя ответственность. Несмотря на то, что ко второму этапу оглашае­мый проходит опыт Закона и в каком-то смысле понимает, что есть заповеди и их нужно исполнять, тем не менее когда он сталкивается с ответственностью за грех, и не только за свой... Свой-то грех даже увидеть трудно, потому что люди не считают идолами то, чему они служат и поклоняются в своей жизни. А взять ответственность за первородный грех - это слишком сложно для современного человека. Я сейчас ищу внутренние ответы на то, как раскрыть эту тему. Как ответить оглашаемому, когда он гово­рит, что Бог Сам ответственен за то, что случилось, что Он всё заранее знал? Или когда он кожаные ризы воспринимает по-ветхозаветному как некое ожидание возращения назад, в рай, фактически отказываясь от пути вперед, к Царству Небесному? И для меня сейчас рецепт «всё нужно строить на доверии катехиза­тору» - не ответ.

Галина Муравник: Мне был ин­тересен анализ проблем катехизации, обсуждение различных подходов к их решению. Особенно могу отметить до­клад о. Мариано о блаженном Августине. Это было замечательно - и по форме, и по сути, по глубине материала, представлен­ного докладчиком. А вот круглый стол по проблемам эволюции, в котором я участвовала, был, на мой взгляд, несколь­ко неудачно спланирован. Мы «замахну­лись» на слишком глобальные проблемы современной эволюционной биологии. Глядя на программу, я понимала, что за отведенные полтора часа мы не сможем продуктивно обсудить все эти вопросы. Получится или «галопом по Европам», т. е. ничего обо всем, или мы вообще не охватим и двух пунктов из намеченных трех.

К сожалению, во многом так и получилось. И поэтому участники стола смогли высказаться по каждому из вопросов не так полно, как нужно было бы, как того требуют обозначенные проблемы. В итоге на самое ин­тересное, ради чего и проводятся круглые столы, то есть на дискуссию, практически не осталось времени. Хотя обсуждение продолжилось потом в личном общении. И это свидетельствует о живом интересе, который про­являют участники конференции к проблемам эволюции и богословской интерпретации, в контексте учения о творении.

Екатерина Измайлова: Трудно выделить какой-то один момент, потому что в целом все эти три дня яркого погружения в тематику, обсуждений складываются в об­щую картину и в голове, и в сердце. Мне кажется, имен­но это я могу выделить как самое главное. Плюс живое церковное общение, которое происходит и в перерывах, и за обедом, и вечером. Это и обмен опытом, и личное общение с братьями и сестрами, очень ценное и значи­мое. Здесь стираются все границы - пространственные и временные. Не важно, кто ты, откуда - из Москвы, Крас­ноярска, Твери, Екатеринбурга или другого города. Это не имеет никакого значения, чувствуется, что общение в Господе Христе - надо всем.

Что из того, что прозвучало, Вы хотели бы использовать в своей практике?

Важной частью конференции была дискуссия. Вопрос задает дьякон Иоанн Логинов (Красноярск)
Важной частью конференции была дискуссия. Вопрос задает дьякон Иоанн Логинов (Красноярск)
Игумен Димитрий (Рябцев): На последнем семи­наре, посвященном исповеди за всю жизнь, говорилось о многих важных вещах, которые священнику нужно учитывать в своей пастырской деятельности. Не так ча­сто получается общаться на эти темы, а здесь получился серьёзный и подробный разговор. Ещё раз убедился в том, что для исповеди за всю жизнь вовсе не требуется отводить по несколько часов для каждого исповедую­щегося, как это иногда практикуют. А лучший способ подготовки к ней это не столько 10 заповедей и блажен­ства, сколько просмотр жизни по возрастным этапам и выделение самого главного на каждом из них.

Протоиерей Максим Мелинти: Говорить о чем-то конкретном я не буду, потому что всё, что я слышал, для меня важно. И самое главное - это научение вере и со­зидание самого понятия общинной жизни. Для меня это очень важно - понимание церковной жизни не просто как участия в молитве, а как постоянного пребывания в христианской семье, в церковной общине. Я стараюсь на опыте других братств, других приходов, даже епархий перенимать, чтобы воплощать на приходе довольно правильную и христианскую мысль - «как хорошо и приятно жить братьям вместе» (Пс 132:1). Нужно, чтобы общение братьев и сестер на приходах в общине не за­вершалось отпустом литургии, чтобы не получалось, что после него все разбегаются восвояси: быстрее домой, быстрее к своим заботам и нуждам. И самое главное, что я для себя принял, - это живое общение и стремление жить и молиться вместе, в общине, непрестанное обще­ние изо дня в день, так называемая «литургия после литургии».

Еще один немаловажный момент, который меня интересует, - это служение мирян. К сожалению, ни мы, клирики, а уж тем более миряне толком не знают своих «прав и обязанностей» в общине. В основном все строится по шаблону: если это мужчина - то он ал­тарник, звонарь или певчий в хоре. Если женщина - у свечного стола, убирается в храме или поет на клиросе. Но это лишь малая часть общины! А остальные ведут себя пассивно, подобно зрителям на спектакле, вклю­чаются в богослужение, как правило, 2 раза - за пением Символа Веры и «Отче наш». Ну, а полноценное участие в богослужении или участие в социальном служении, катехизации, миссионерстве вне прихода - это немыс­лимо. По причине этого разделения клира и мирян Та­инства Церкви во многом стали «заслугой избранных», т. е. рукоположенного клира. А ведь это уже не община и не семья; ограничение и разделение по достоинству неприемлемо по христианскому учению. Продолжается, по словам отца Александра Шмемана, явное отделение «мирян» от «духовенства», «молящихся» от «служа­щих». Необходимо показать нашим верующим их место и значение в общине, помочь им осознать их участие в жизни общины, в Евхаристии, т. к. миряне представ­ляют живой дух в Церкви Христовой, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет2:9).

Другой важный момент, который я осознал для себя, - это необходимость особого подхода к изучению Писания. На нашем приходе мы с Божией помощью начали изучать Писание. И теперь я яснее понимаю, как готовиться к этому и молитвенно, и информационно. К каждой главе и к каждой книге мы будем подходить особенно, индивидуально. Слава Богу, есть опыт других церквей, других приходов, других общин и я думаю, что есть у кого учиться, было бы только желание.

Священник Димитрий Третьяков: Многое. Ино­гда меня даже посещали мысли, что я вообще все не так делаю и нужно переделывать. И какие-то ошибки уви­дел. Это было очень полезно. Ну и, конечно, есть мечта перенять этот опыт в полной мере. Пока нет такой воз­можности - скорее всего, отчасти потому, что нет зна­ний, которые я надеюсь с помощью этой конференции и литературы приобрести и тогда уже начать действовать.

В один из вечеров уже традиционно состоялся импровизи­рованный концерт. Перед собравшимися выступили члены Преображенского братства - выпускники и студенты консер­ватории, а потом в исполнении участников конференции про­звучали арии из опер и народные песни
В один из вечеров уже традиционно состоялся импровизи­рованный концерт. Перед собравшимися выступили члены Преображенского братства - выпускники и студенты консер­ватории, а потом в исполнении участников конференции про­звучали арии из опер и народные песни
Священник Игорь Киреев: Есть одна вещь, о ко­торой рассказывали на конференции и которая у нас, на Катехизаторских курсах во имя сщмч. Фаддея Тверско­го, уже лет шесть как тоже практикуется. Это письмен­ная работа о пути к Богу и в Церковь. У нас есть цикл лекций по истории катехизации, есть курс по методикам катехизации и есть катехизический практикум. Он про­водится в основном в форме диалогов и моделирования ситуаций, но даются и задания, в том числе задание написать такую работу. Причем студенты иногда даже не подписываются, работы анонимны. И, действитель­но, как хорошо сказал сегодня Александр Михайлович Копировский, это лучше, чем литература. Потому что читаешь такие удивительные, такие искренние открове­ния! И это дорогого стоит.

Протоиерей Игорь Савва: До сих пор моя цель при подготовке к крещению состояла в том, чтобы заставить человека, желающего креститься, прийти хотя бы на одну беседу отдельно от крещения. Если он приходит, а его не крестят сразу, а начинают что-то рассказывать, он просто разворачивается и уходит. Но даже если он по­крестится в другом храме, главное что он услышал, что нужно оглашение.

Я провожу только одну огласительную беседу, но постарался вложить в неё всю систему оглашения, как я её понимаю. Эта система основывается на словах Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28:19,20). Я увидел в этих словах три элемента: сначала научение вере - краткий коммента­рий к Символу веры, потом рассказ о таинстве креще­ния, смысл молитв, символическое значение обрядов, и третье - собственно христианская жизнь на примере молитвы «Отче наш» (это ответ Господа на вопрос «как нам молиться?», и его можно вполне считать «инструк­цией» к духовной жизни). Стараюсь, придерживаясь этой схемы, рассказать всё за час.

Кроме отцов и братьев в конференции участвовало немало сестер-катехизаторов
Кроме отцов и братьев в конференции участвовало немало сестер-катехизаторов

Конечно, этого слишком мало. Это не оглашение, а только первый шаг к нему. Существенный недостаток такого подхода в том, что даже если высказать человеку всё, что нужно знать, за час или два,  - это будет всего лишь информация о церковной жизни. А оглашение - это вживание в приходскую жизнь. Поэтому, я думаю, даже в такой краткий чин обязательно нужно ввести ещё что-то: чтобы человек познакомился с церковной общи­ной, побывал на Литургии оглашаемых, поучаствовал в приходской жизни.

На конференции, всего за три дня, я увидел, что всё, что я искал, уже создано, причем проработано глубоко, тщательно, бережно и любовно. Конечно, я восполь­зуюсь тем опытом, который предлагают о. Георгий и братство. Буду рад сам стать частью этого опыта, пройдя соответствующее научение. А дальше буду действовать по двум направлениям: во-первых, совершенствовать скромные начинания, которые уже были, а во-вторых, собирать группу для полноценного оглашения.

Священник Георгий Лазарев: Да все доклады членов Преображенского братства ценны для практи­ческого применения! В первую очередь, доклад отца Георгия, потому что по сути это был не столько доклад, сколько передача живого опыта катехизации. Чем для меня ценны все статьи, все труды о. Георгия, так это тем, что каждое их слово создается не в кабинетных поисках, а рождено самой жизнью; за это кровью заплачено. И поэтому все это имеет грандиозную ценность. Этому, каждый в свою меру, следуют и другие катехизаторы. И я понимаю, что все или почти все докладчики братства говорили то, что родилось из живого опыта и что может быть дальше применено в живом опыте.

Конференция, конечно, у нас всегда праздник, на­стоящая Пасха. Но я человек, склонный к пессимизму (или к реализму?), и поэтому вижу и печальную сторону. Она в том, что такое богатство живого, самого глубин­ного церковного опыта остается во многом неизвестным в нашей церкви. Конечно, есть на конференции те, кто приехал впервые, они могут воспринять этот опыт. Но насколько их мало! И от подавляющего большинства членов нашей церкви сокрыты такие сокровища! Это печально. Потому что этот опыт нельзя просто послу­шать. Хочется, чтобы это было воспринято, чтобы это реально заработало. Конечно, все это и так работает в жизни Преображенского братства как части церкви, но хотелось бы, чтобы этот опыт распространился как можно дальше и глубже.

Священник Виктор Дунаев: Наверное, основное, что я смог воспринять, - это некое целостное видение основного этапа катехизации. Происходит некое удиви­тельное осмысление: зачем? для чего? Но также важна стала и детализация этого этапа. Особенно стали инте­ресны для практического применения тема заповедей и тема грехопадения.

Екатерина Измайлова: Мне сложно говорить, по­тому что я только помощник катехизатора. Для меня, конечно, были очень интересны доклады, которые от­ражали практическую сторону дела. Например, доклад Анны Борисовны Алиевой или круглый стол по личным заповедям. И еще для меня очень ценны были те момен­ты, когда говорили о роли помощника катехизатора и о роли поручителя.

Беседовали Александра Колымагина

и Анастасия Наконечная

Кифа № 8 (178), июль 2014 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!