gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Между прошлым и будущим arrow В эпицентре гонений. В дни столетия геноцида армян мы публикуем проповедь священника Георгия Кочеткова, произнесённую во время паломничества в Армению
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
24.04.2015 г.

В эпицентре гонений

В дни столетия геноцида армян мы публикуем проповедь священника Георгия Кочеткова, произнесённую во время паломничества в Армению

Image
Проповедь была произнесена у памятника жертвам геноцида Цицернакаберд в Ереване

Страшный двадцатый век, дорогие братья и сёстры, разворачивался не сразу. И то, что произошло во время Первой мировой войны – включая такие страшнейшие преступления против человечества, которые вопиют до сих пор, как геноцид армян и других близких живших там христианских, немусульманских народов, - как бы открыло путь для многих подобных, а иногда даже более страшных преступлений в дальнейшее время этого ужасного века. Люди не могли себе представить, что можно вырезать тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы людей без суда и следствия, только по ненависти, только исходя из своих интересов, только из-за попустительства тех сил, которые могли бы это остановить. Армянский геноцид – страшное явление, которое показало, какие бездны зла и греха продолжают терзать человечество, уничтожая души и тела людей, мужчин, женщин и детей, стариков и больных, но также и молодых и здоровых, которым только бы жить и жить. Открылась бездна, которая не позволяет нам расслабляться до сих пор, тем более, что и Россия пережила страшнейший геноцид двадцатого века, который до сих пор ещё никем не признан. Хотя так странно, что надо признавать такие явления. Формально их можно и не признавать, но их надо включить в свою генетическую память; надо включить в свою жизнь, в критерии духовно-нравственного выбора в важные моменты своей жизни.

Тогда, в 1915 году, могли бы быть и ещё более страшные последствия, если бы не было убежища, если бы некуда было бежать этим несчастным людям, которых сгоняли отовсюду для того, чтобы уничтожить. Слава Богу, была Российская империя, где также жило множество армян: она могла принять многих людей, которые доходили до спасительных рубежей. И как во всех случаях, наступление зла, мрака, адской тьмы пробуждало в людях желание очиститься от прежних грехов, от прежней грязи в своей жизни, пробудиться от спячки. Это пробуждало в людях сочувствие.

Страшные несчастья случались не однажды в истории армянского народа; в конце XIX века турецким султаном была спровоцирована резня, в результате которой были убиты сотни тысяч армян, и прекратилось это только после протестов во всём мире.

Даже сейчас невозможно забыть эти страшные события. Армяне оказались в эпицентре гонений и резни и в тот страшный 1915 год. Да, вместе с ними страдали и другие, страдали и были гонимы и уничтожаемы и греки, и некоторые другие народы, но совсем не случайно основная тяжесть этого преступления легла на плечи армянского народа. Армяне многие века сопротивлялись давлению на их веру, на их жизнь, на их души и желанию поработить их народ. И они часто находили возможности отстоять свою жизнь. Они устраивались и жили в тех условиях, в которых, казалось бы, выжить невозможно. Поэтому мы в первую очередь должны помянуть сейчас именно жертвы армянского геноцида, чтобы не только не происходило чего-то подобного в будущем, но чтобы мы всегда имели в себе упор против любой злобы и ненависти – которые приводят рано или поздно к подобным преступлениям. Мы не должны об этом забывать, даже когда ненависть зарождается в нас, кажется, из праведных или каких-то внешне логически оправданных обстоятельств или соображений. Да, вспоминая погибших армян, не надо забывать и других. Плохо, когда каждый помнит только о себе, о своём и о своих. Но и забывать своих и своего не следует никому – ни армянам, ни грекам, ни русским, ни евреям; и можно продолжать и продолжать этот список пострадавших народов, вспоминая двадцатый век.

И пусть, дорогие братья и сёстры, эта молитва в этом месте будет для нас не просто фактом нашей биографии. Пусть это будет для нас очищением самой жизни в нас и вокруг нас, и в этой стране, и в нашей стране, и в других местах, чтобы мог прославляться Бог и человек, чтобы прославлялось имя Христа, давшего всем любовь и Жизнь вечную!

Аминь.


Историческая справка

Последовательность событий

Вскоре после вступления в Первую мировую войну на стороне Германии Османская империя оказалась втянута в военные действия на нескольких фронтах. В январе 1915 года турецкие войска потерпели жестокое поражение на восточном фронте под Сарыкамышем. Победе российской армии в значительной степени помогли действия армянских добровольцев из числа проживавших в Российской империи армян, что привело к пропаганде, проводимой правящей партией «младотурок», о предательстве армян в целом. В феврале 1915 года около ста тысяч армянских солдат османской армии были разоружены, у гражданского армянского населения было конфисковано оружие, разрешённое с 1908 года. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских военнослужащих, им перерезали горло или закапывали живьём.

В середине марта 1915 года британско-французские силы атаковали Дарданеллы. Боясь присоединения армян к союзникам, правительство Османской империи намеревалось провести депортацию всего армянского населения между Стамбулом и Эскишехиром.

Первая фаза депортации началась с высылки армян Зейтуна и Дёртъёла в начале апреля 1915 года. 24 апреля была арестована и депортирована армянская элита Стамбула, депортации подверглось также армянское население Александретты и Аданы. 9 мая правительство Османской империи приняло решение выслать армян Восточной Анатолии; 21 июня министр внутренних дел Талаат приказал выслать «всех армян без исключения», живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи. 5 июля границы депортации были ещё раз расширены за счёт западных провинций. Уничтожение армян в Центральной и Западной Анатолии продолжалось и после августа 1915 года.

Как проходила депортация

Вначале власти собирали здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались с использованием огнестрельного и холодного оружия. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также сообщали, что они должны быть переселены. Их гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех, кто не мог продолжать идти, убивали; исключения не делались даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, пока от жажды или от голода не умирал последний человек.

Помощь армянам со стороны мусульман во многих случаях каралась смертью и, соответственно, скрывалась. Тем не менее известны многочисленные случаи спасения армянских детей турецкими семьями, а также случаи протестов османских чиновников, отказывавшихся принимать участие в убийствах армянского населения.

Осуждение геноцида

К концу лета 1915 года значительная часть армянского населения империи была убита. Несмотря на попытки османских властей это скрыть, добравшиеся до Европы беженцы рассказали об истреблении армянского населения.

После поражения Османской империи в 1918 году страны-победители потребовали от Турции наказать виновных в преступлениях против военнопленных и армян. Трибунал посчитал доказанным факт организованного убийства армян, признал отсутствующих на суде Энвера, Джемаля, Талаата и доктора Нэзима виновными и приговорил их к смертной казни. Из присутствующих на суде обвиняемых трое были осуждены на смертную казнь через повешение. Тем не менее до сих пор факт геноцида признан не всеми государствами.

КИФА № 4(190), март 2015 года

Еще статьи по этой теме:

О том, что значит для них память о геноциде, говорят члены Преображенского братства >>

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!