gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Говение как благоговение
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
16.12.2013 г.

Говение как благоговение

На семинаре по наследию митрополита Антония обсудили опыт приходского говения в Сурожской епархии

Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского, который состоялся 6 декабря в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына, был посвящен опыту говения в приходе митрополита Антония. О многолетней практике особенных приходских молитвенных собраний, которые община Успенского храма в Лондоне проводила дважды в год, рассказала участница говений, духовная дочь митрополита Антония, ныне - врач Первого московского хосписа Фредерика де Грааф.

Как заметила, открывая встречу, ее ведущая Елена Садовникова, практика совместного приходского говения является редким, необычным явлением для современной Русской Православной Церкви. Поэтому Фредерика де Грааф сначала задала вопрос всем участникам семинара: как они понимают славянское слово "говение"? Люди говорили об особом настрое души во время поста, о самоуглублении и покаянии. "Говение связано с благоговением - душа соприкасается с Богом", - сказала одна из участниц.

"Для меня говение тоже связано с благоговением - перед Богом и перед каждым человеком, как учил нас владыка", - сказала Фредерика.

Она рассказала, что сам митрополит Антоний определял говение как "встречу и примирение с Богом", "время, когда мы должны задуматься над собой, своей жизнью, когда нас не должно заботить, что думают о нас другие люди". Благоговение, молчание и молитва - самые важные составляющие говений в лондонском приходе.

По словам выступавшей, говения происходили два раз в год: по субботам перед Рождеством и Великим постом. "Мы собирались в нашем соборе на целый день. Владыка заранее продумывал тему и сначала 30-40 минут с нами беседовал. Потом мы примерно полчаса молчали. Надо сказать, что поначалу это казалось очень долгим и трудным, особенно для русских (приход митрополита Антония был многонациональным - ред.). Потом у нас был постный обед, а во второй половине дня - опять беседа владыки и молчание, когда мы должны были проверять свою совесть. Наш пастырь находился не на амвоне, а в центре храма, среди нас, очень близко. Он иногда говорил: "Примите меня как мирянина в сане". И дальше он читал молитвы Покаянного канона и Последования ко причащению, но читал особым образом - каждое слово было очень весомо, он читал собранно, без эмоций, глубже эмоций, из глубины молчания. Это было не "вычитывание" покаянных молитв, а крик души. Он долго, почти 40 минут, молился, а потом каялся вслух - не только за себя, но и за каждого из нас, вместе с нами, он всех нас знал. Таким образом он как бы взял с собой всех нас, более или менее кающихся. Он так хотел показать, как можно стоять перед Богом в покаянии. Это происходило без наставлений, но стало для нас большим уроком. После этих молитв он давал нам разрешительную молитву. Чему я лично научилась в говениях? Владыка мне лично показал, в чем суть покаяния, что значит - "стоять перед Богом", - рассказала Фредерика.

Она отметила также, что у говения есть еще одна важная сторона - оно позволяет прихожанам почувствовать "радость быть вместе, вместе молчать и радость целый день провести с владыкой". "Говение позволяло ощутить, что мы едины, что мы как одно целое предстоим перед Богом".

Общее молчание - непременная часть говения, и митрополит Антоний учил в этом молчании слышать Божье присутствие. По словам его духовной дочери, когда митрополит Антоний умер и его прихожане собрались в храме у его гроба, они, не сговариваясь, погрузились в глубочайшее молчание. "Даже из гроба он научал нас", - вспоминала докладчица.

В память об этом она предложила всем участникам семинара помолчать три минуты, а потом обменяться впечатлениями. Как оказалось, для многих это был значимый опыт, который каждый описывал по-своему. Однако все заметили, что "молчать вместе - это гораздо глубже, чем молчать одному".

Семинар состоялся в рамках цикла "Учиться видеть", который продолжает тему одноименной конференции, посвященной осмыслению наследия митрополита Сурожского Антония. Для подготовки к семинару и обсуждения предлагалась беседа митрополита Антония во время говения.

Юлия Зайцева, blagovest-info

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!