Обычаи синодального периода неприкосновенны? До последнего времени на протяжении многих лет тема Евхаристии, которая является центром жизни Церкви, не обсуждалась широко и открыто, а решалась и по сию пору решается каждым духовником по-своему, в зависимости от его личных представлений. Существует много различных практик, больных тем, противоречий. Остановимся на посте и молитве. Получается, что мы, пастыри, часто своими действиями оправдываем слова Христа, сказанные про ветхозаветное священство: «Что говорят вам, слушайте, но по делам их не поступайте» (Мф. 23, 3). Часто оказывается, что пастыри не только не постятся, но позволяют себе накануне служения даже праздничный стол с «возлияниями» и на этом фоне призывают остальных верующих неукоснительно соблюдать пост перед Святым Причастием в течение трех дней. Отсюда возникает привычка к лицемерию, что вообще недопустимо в церковной жизни, а во взаимоотношениях между пастырями и пасомыми просто разрушительно, вводит неискренность в среду Церкви. Дело в том, что традиция трехдневного поста, о которой мы часто говорим, идет от практики синодального периода, когда причащались один-два раза в год. В той ситуации было нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится три дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Исповедь перед причащением, конечно, необходима, особенно у нас, в Русской Церкви, в нашей стране, где сейчас многие духовно неграмотны. С другой стороны, в некоторых Поместных Православных Церквах нет практики постоянной исповеди и, что более важно, не каждый священник может ее проводить. На основании опыта тех стран, где православные традиции сохранялись и не прерывались длительное время, нам важно осознать, как много вреда может принести неопытный духовник, который начинает запрещать или благословлять направо и налево. Все эти вопросы чрезвычайно важны, и хотелось бы, чтоб, с одной стороны, не было духа разделения между пастырями и пасомыми, с другой стороны, было бы неправильным и совершать чрезмерно резкие движения, потому что резкие перемены порождают проблемы и вопросы. Перед глазами пример Католической Церкви, где почти не осталось постов, где люди очень редко приходят на исповедь. Мне приходилось общаться со священниками на Западе, с представителями Католической Церкви, которые говорили, что исповедь теряет свое значение, что все чаще из жизни даже религиозных людей уходит понятие греха. Этот пример должен призывать нас к осторожности. Публикация подготовлена по материалам круглого стола «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса» (27 декабря 2006 г., Москва) По материалам сайта prichod |