gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Митрополит Иларион: Давайте ставить такие памятники, которые будут способствовать консолидации нашего народа
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
08.11.2013 г.

Митрополит Иларион: Давайте ставить такие памятники, которые будут способствовать консолидации нашего народа

2 ноября 2013 года гостем передачи "Церковь и мир", которую ведет на телеканале "Вести-24" митрополит Волоколамский Иларион, стал доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Ярослав Леонтьев.

 

Митрополит Иларион: Сегодня мы поговорим о государственном празднике - Дне народного единства. У меня в гостях доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Ярослав Викторович Леонтьев.

Я. Леонтьев: Мы встретились, чтобы поговорить о достаточно новом празднике - Дне народного единства, который мы отмечаем с 4 ноября 2005 года. Он появился по инициативе Межрелигиозного совета, был принят нашими законодателями, и мне хотелось бы порассуждать о том, насколько он устоялся в общественном сознании. Ведь есть такая точка зрения, что этот праздник появился искусственно - чтобы заменить собой 7 ноября. Насколько полной была победа в праздник Казанской иконы? Ведь тогда, осенью 1612 года Смута не закончилась: была и попытка убить молодого, только что избранного царя Михаила, и поход королевича Владислава на Москву в 1618 году. И, как я однажды слышал от авторитетного церковного историка архимандрита Макария (Веретенникова), наши предки отмечали окончание Смуты обычно на Покров, потому что именно в октябре 1618 года русские войска вторично разбили войска королевича Владислава и гетмана Сагайдачного. Праздник во имя Казанской иконы Божией Матери отмечался Церковью, но все-таки до революции он не был широким светским праздником. Что Вы думаете по этому поводу?

Митрополит Иларион: Я не владею историческим материалом настолько хорошо, как Вы, но я хотел бы сказать немного о другом. Во-первых, этот праздник появился по инициативе Межрелигиозного совета России. Этот факт свидетельствует о том, что праздник востребован, что это праздник не только православного населения нашего страны, что это действительно День народного единства. В этот день свое духовное, национальное, культурное единство могут праздновать представители разных народов и разных конфессий. Окончание Смуты, которое традиционная историческая наука относит к 1612 году - несмотря на то, что какие-то конфликты, как Вы правильно сказали, продолжались и в последующие годы, -  явилось огромным консолидирующим фактором. Ведь когда Михаил Романов стал царем (а это произошло в 1613 году), он бы мог начать с репрессий: кому-то головы отрубить, кого-то в ссылку отправить, - но он ничего этого не сделал. Он всех привлек к государственной службе - и главу ополчения князя Пожарского, которого он сделал боярином, и тех, кто сотрудничали с поляками. Все они получили возможность участвовать в общем деле созидания новой, освобожденной России. Именно в этом смысле День народного единства является тем днем, когда мы можем вспомнить одно из наиболее значимых событий нашей истории, имевшее консолидирующее значение для всего народа.

Я. Леонтьев: Был еще такой исторический деятель, как замечательный русский полководец Михаил Скобелев - "белый генерал", как его называли. Памятник Скобелеву стоял на том месте, где сейчас статуя Юрия Долгорукого, но в советское время его отправили в переплавку. Может быть, есть смысл провести в той же Общественной палате слушания по этому вопросу?

Что касается Лубянской площади, то, наверное, Вы уже слышали о предложении вернуть туда памятник Дзержинскому, который сейчас находится в Парке скульптур у Центрального дома художника. Говорят, что ансамбль площади якобы теряется без Феликса Эдмундовича. Историк призван находиться там, где совершается история - хотя бы через установку и демонтаж памятников. По странному стечению обстоятельств я присутствовал не только на торжественном открытии памятника Патриарху Гермогену, но и на демонтаже памятника Дзержинскому в августе 1991-го. В тот момент, действительно, произошла революция - кстати, бескровная, "бархатная". Произошло изменение государственного режима, который затем привел к тяжелым последствиям - распаду Советского Союза. Но в тот момент памятник Дзержинскому был символом старого строя. Из истории мы знаем, что когда происходят такие коренные ломки, демонтируются памятники - символы старого режима. Ведь были же повсеместно демонтированы памятники Сталину. По моему глубокому убеждению, Дзержинский - в отличие от Патриарха Гермогена - едва ли может быть для нашего народа консолидирующей фигурой.

Митрополит Иларион:  Я хорошо помню это событие - демонтаж памятника Дзержинскому. Думаю, сегодня среди нас осталось не так много людей, которые помнят, как этот памятник устанавливался, но демонтаж помнят все. Конечно, это был символ - символ того, что с нашей страны спали оковы государственного атеизма, что семьдесят лет гонений на Церковь закончились. Церковь вышла на свободу, а вместе с ней вышли на свободу все религиозные конфессии, свободу получил весь народ. И Железный Феликс, стоявший посреди Лубянской площади, ассоциировался именно с репрессиями - тем более, что он возглавлял первый карательный орган Советской власти, который уже при его жизни и непосредственном его участии осуществлял жесточайшие репрессии. Мы знаем, что красный террор осуществлялся именно под его руководством. Террор, унесший жизни десятков тысяч людей.

Я. Леонтьев: В том числе прославленных в лике святых Русской Православной Церковью.

Митрополит Иларион: Как мы можем почитать новомучеников и одновременно прославлять их палачей? Это невозможно. Вы совершенно правы, что такой памятник не может быть национальным символом, консолидирующим символом. И когда сейчас говорят, что этот монумент - часть нашей истории, я бы на это ответил, что его демонтаж - тоже часть нашей истории. Причем очень дорогая часть нашей истории. Если бы сейчас такой памятник был восстановлен, это стало бы плевком в нашу недавнюю историю. И в таком случае я бы очень надеялся, что следующее поколение его вновь демонтирует. Только зачем нам нужно ставить такие памятники, какие придется демонтировать? Давайте ставить такие памятники, которые не будут ни у кого вызывать вопросов и сомнений, горечи и разочарования, которые будут способствовать столь необходимой сегодня консолидации нашего народа.

По материалам сайта mospat

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!