gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Критерии прославления новомучеников российских надо корректировать, убежден митрополит Иларион
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
28.10.2013 г.

Критерии прославления новомучеников российских надо корректировать, убежден митрополит Иларион

Скорректировать жесткие принципы канонизации новомучеников и исповедников российских предложил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. "Не слишком ли ограничивают нас в почитании новомучеников ранее сформулированные критерии? Не слишком ли узко и категорично мы подходим к оценке деяний людей, находившихся в жесточайших условиях тоталитарного террора?" -- эти вопросы были заданы им 24 октября в докладе на  Международной конференции "Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий".

Митрополит напомнил, что прославление мучеников в древней Церкви "вообще не знало такой формализованной процедуры, как современная канонизация". В средние же века сложилась система прославления святых, основанная на четырех обязательных критериях: это "безукоризненная вера, народное почитание, чудотворение и даже наличие нетленных мощей". "Очевидно, что три последних критерия не соблюдаются в отношении многих прославленных новомучеников и исповедников Церкви Русской. Многие новые святые не почитаются широко народом, многие не явили зафиксированных людьми и соборным разумом Церкви чудес, мы не имеем и мощей большинства канонизированных новомучеников. Неужели это означает, что необходимо отказаться от дальнейших канонизаций? Конечно же, нет", - сказал митрополит.

Более того, зачастую препятствием для прославления становятся "еще более жесткие принципы". "Например, представленный к канонизации не должен был ни в чем сознаться: ни подтвердить свою "вину" (например, в контрреволюции), ни рассказать о "вине" других. По этим критериям  у нас, например, не канонизированы некоторые исповедники веры. У нас нет, казалось бы, оснований сомневаться в том, что они страдали за Христа, однако их прославление не происходит", - констатировал митрополит Иларион. Подготовка к канонизации основана на документах, но "насколько мы можем доверять документам, подписей под которыми добивались от людей нашей Церкви под пытками, в полуобморочном состоянии, либо просто кто-то другой ставил за них подпись?",  ставит он далее вопросы.

В отношении гонений ХХ века древняя практика прославления "неприменима в полной мере", полагает докладчик и поясняет: "Новые гонения не только превзошли своими масштабами преследования христиан в античном мире. Были выработаны самые изощренные методы расправ, обмана и фальсификаций. В отличие от римских палачей, специалисты с Лубянки, такие, например, как Тучков, прекрасно знали учение и практику Церкви. И с самого начала гонений одной из своих задач репрессивные органы ставили недопущение прославления новых святых. Подлинные судьбы исповедников веры были неизвестны их современникам. Их допросы проходили в застенках. Материалы следствия часто фальсифицировались. Суд (если это вообще можно назвать судом) происходил за закрытыми дверьми. Их казни совершались тайно. Тела уничтожались или сбрасывались в братские могилы, подобные рвам Бутовского полигона, Левашовской пустоши, урочища Сандармох". Кроме того, в годы репрессий христиан "вроде бы не принуждали отречься от веры в Бога", им инкриминировали политические статьи. Но подлинные мотивы этих гонений были иными: "Мы понимаем, что люди Церкви, особенно священнослужители, к 1937 году не снявшие своего креста, часто уже прошедшие через аресты, тюрьмы и лагеря, знали, что их ждет впереди. Арест и казнь только завершали их ежедневный исповеднический подвиг. Именно поэтому недостаточно свидетельства следственных дел мучеников. Нужны устные свидетельства, которых собрано за последние четверть века немало, но нужны и иные документы эпохи. Многие из них до сих пор засекречены. Только полное открытие архивов эпохи гонений позволит нам снять имеющиеся многочисленные вопросы о том, возможна или нет канонизации того или иного человека, пострадавшего в эпоху гонений".

Поиск архивных документов, научно-богословская разработка критериев канонизации должна дать новый импульс дальнейшему прославлению подвига новомучеников. "Появление имени нового святого в церковном календаре - это начало, но никак не завершение прославления. Необходимо, чтобы новомученики заняли в жизни современной Церкви такое же место, какое мученики Древней Церкви занимали в жизни раннехристианской общины. Для этого нужно использовать все формы церковной культуры и современную агиографию, и литургическое почитание, и кино, и музейную деятельность. Важно собирать и сохранять устную историю и мемуары о самих подвижниках и об их эпохе. Нужно публиковать архивные документы, поскольку без этих современных "мученических актах", пусть даже задевающих чьи-то интересы, мы не сможем показать молодежи, приходящей в Церковь, страшный контекст подвига новомучеников", - утверждает митрополит.

По его словам, столь сложный и значимый вопрос, как канонизация новомучеников, требует "нового осмысления всего опыта Церкви Христовой", "подлинного соборного обсуждения, с привлечением широкого экспертного сообщества". "Кажется, что еще предстоит научиться смотреть на вопрос о прославлении святых с широких богословских позиций, с точки зрения особенностей исторической эпохи, а также и с точки зрения соборной интуиции Церкви", - заключил глава ОВЦС.

По материалам сайта blagovest-info

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!