Трудно сказать, зачем жил Христос Николас Томас Райт
Николас Томас Райт - один из самых известных библеистов в мире, автор многочисленных книг по Новому Завету, бывший англиканский епископ, ныне профессор университета в Сэйнт Эндрю в Англии, член палаты лордов Соединенного Королевства. Одну из своих публичных лекций профессор начинает так: «Мы знаем, зачем Иисус родился, зачем умер, но нам трудно сказать, зачем Он жил». В чем была миссия Христа, в чем то спасение, которое Он принес в мир? Нигде в Евангелиях мы не видим, что главная цель Иисуса - научить, как нужно себя вести, чтобы попасть в рай. Он нигде не говорит, что наша цель покинуть этот бренный мир, чтобы там, на небесах, пребывать в блаженстве с Богом. Да, личное спасение имеет значение, и, безусловно, Бог во Христе спасает лично каждого. Но сводить все миссию Иисуса лишь к этому значит сильно упростить ее и лишить христианство его главного Провозвестия. Что часто происходит в традиционных церквах. В чем же было это Провозвестие? В чем заключалось служение Христа? Чтобы ответить на эти вопросы, Райт написал два фундаментальных труда: «Новый Завет и народ Божий» и «Иисус и победа Бога». В этих работах Райт показывает, что Иисус жил и выполнял Свою миссию неотрывно от истории Своего народа. Это история Завета между Богом и Израилем, где Бог в ответ на преданность обещал привести в порядок этот мир, разобраться со злом, оправдать невинных, наказать угнетателей, освободить Израиль из плена. Об этих обетованиях пишут пророки, об этом поют иудеи в псалмах. Этими чаяниями и идеями жил еврейский народ. Каким образом все это может свершиться? Только одним: когда Бог Сам придет и все возьмет в Свои руки. И мы, в конце концов, ожидаем пришествие Христа, а не наше отсюда перемещение в VIP-зоны рая Когда Бог станет Царем, единственным законным Царем всего мироздания. Наступит то, что иудеи называли «Царство Божие». Да, к моменту жизни Иисуса храм был отстроен, иудеи вернулись из вавилонского плена, но ничто не говорило о том, что Божьи обетования сбылись. Вавилонский плен сменился римским. Храм функционировал, но священство и аристократия спровоцировали себя многочисленными интригами и заигрыванием с оккупантами. Некоторые иудеи даже делали выводы о безблагодатности храма и уходили в секты, резко противопоставляющие себя храмовому культу. Троном владели Хасмонеи, которые и по происхождению, и по плодам своей деятельности совсем не тянули на мессию. Поэтому не было никаких оснований ко времени жизни Христа утверждать, что хоть одно из обетований Божьих сбылось. Именно в таком историческом, религиозном и политическом контексте Райт рассматривает Иисуса. Молодой пророк из Галилеи сначала скрыто в притчах, потом явно объявил, что Он и есть долгожданный Мессия. Что наступил ключевой момент израильской истории. Момент, которого ждали праотцы и пророки. Бог возвращается на Сион - и наступает Царство Божие. Иисус не создает новую религию, не реформирует старую. Он говорит о реализации и исполнении существующей веры. Он говорит о новом Исходе, о воссоздании народа Божьего. Но теперь частью этого народа может стать любой уверовавший в Иисуса и не только еврей. Церковь, основанная на Пятидесятницу - это пилотный проект Царства Божьего Для подтверждения своих мыслей Райт часто обращается к Господней молитве, оспаривая убеждение многих христиан, что наша главная цель - после смерти улететь на небо. «...Да приидет Царствие Твое и на земле, как на небе», а не на небе, как на небе! Царствие Божье - это не какая-то неотмирная реальность. Это соединение двух реальностей: неба и земли. В книге Откровения небесный Иерусалим сходит с небес на землю! И мы, в конце концов, ожидаем пришествие Христа, а не наше отсюда перемещение в VIP-зоны рая. Мы видим, что эти две реальности, небо и земля, соединяются во Христе, через Его крест. Восстанавливается когда-то разрушенная связь между человеком и Богом. И это дает возможность преодолеть главное зло, победить главного врага - смерть. Поэтому в центре христианской веры стоит Воскресение Иисуса. Но со временем Воскресение у христиан переместилось куда-то на периферию веры. Непонятно, что с этим делать. Если наша цель - попасть на небо после смерти, то воскресение тут в принципе ни к чему. Поэтому вера в воскресение стала декоративным элементом вероучения и религиозной практики. Особенно это характерно для западной Церкви, где центральным праздником уже давно является Рождество, а не Пасха. В своей книге «Воскресение Сына Божьего» Райт - один из немногих авторов за всю историю христианства - пытается говорить о том, что такое Воскресение и почему без него христианство теряет всякий смысл. Как же все это касается нас, простых христиан, как все это должно менять нашу жизнь? Райт пишет, что Церковь, основанная на Пятидесятницу - это пилотный проект Царства Божьего. Эту миссию начал и положил ей основание Мессия Иисус. Наша задача теперь - присоединиться к этому проекту. Практическим пособием по приближению Царства Божия является Нагорная проповедь, как считает Райт. Христиане призваны создавать новый мировой порядок, подлинную теократию, где верховным Владыкой и Царем является Бог, открывшийся во Христе Иисусе. И наша задача - преобразовывать этот мир, постепенно расширяя пространство для Божьего присутствия через миротворчество, жажду правды, через очищение своих сердец. Эсхатология снова должна стать центральным содержанием христианской веры. Христиане снова должны вдохновляться изумительным фактом победы над смертью, Воскресением Иисуса. Это Благую Весть, эту радость встречи с живым Богом, с воскресшим Христом мы должны нести всему миру. Но чтобы это делать, мы сами должны войти в полноту жизни Церкви, в полноту жизни в Духе. Мы знаем, зачем Иисус родился, зачем умер, но нам трудно сказать, зачем Он жил А что же значит, полнота жизни в Духе? Что стоит за этими словами? Рассматривая первые главы книги Бытия о сотворении мира Райт говорит, что это повествование сильно напоминает о... построении храма! Сначала воздвигаются стены, все наружное и только в конце в центр храма поставляется изображение Бога или богов. И все знают, что это изображение и есть центр и самое главное в храме. Все понимают, что это изображение не есть Бог, но именно через него Бог сообщается с людьми. Также и в мире человек - это икона Бога, поставленная в центре мироздания. И миссия человека - соединять два мира: Божественный и тварный. Он принимает хвалу всего творения и возносит ее к престолу Бога, через него и с помощью него Бог управляет этим миром совершает Свою волю. И тут мы видим два призвания, которое должен исполнять каждый человек: священство и царство. Адам был поставлен священником и царем, но он не выдержал испытания, он не реализовал Божий замысел. И две тысячи лет назад Бог творит новый мир, но этот новый мир Он творит на основе старого, не желая гибли ничему, что Он когда-то произвел на свет. И у нас теперь есть Новый Адам, новый Первочеловек - Иисус Мессия, Сын Божий. В отличии от ветхого Адама Он является и Богом и человеком, Он побеждает зло. И триумфом этой победы является Воскресение, которое ознаменовало начало нового творения, участниками которого призваны стать все мы! Исполнение всего этого и есть полнота жизни в Духе, который животворит все и готовит к жизни вечной. Обо всем этом и еще многом другом Н.Т. Райт пишет в своих многочисленных книгах, говорит в лекциях и интервью. Александр КОРОЛЕВ |