Информационное пространство для нас - это в первую очередь пространство благовестия 12 апреля 2013 года состоялось заседание Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом: «Церковный корабль должен уверенно преодолевать волны информационного моря и направлять свой путь в соответствии с правильными координатами. Так же, как для корабля важно уметь различать створные знаки, чтобы правильно пройти фарватер, так и для нас с вами - для Церкви, народа Божия - важно уметь различать створные знаки в информационном пространстве и не потерять ту систему координат, с помощью которой только и возможно провести церковный корабль по очень сложному фарватеру в условиях воздействия мощных информационных волн. Каждый архиерей должен осознать свою личную ответственность за эту область. Неосмотрительность, проявленная в любой епархии, способна привести к последствиям такого масштаба, что вред будет нанесён всему церковному организму. Поэтому здесь крайне востребованы профессионализм и осознание опасности непродуманных шагов и действий. Полагаю, что не следует смешивать церковную миссию в информационном пространстве с мгновенной реакцией на малозначительные поводы, к которой очень часто подталкивает нас мир, живущий в режиме «твиттера». На что-то надо реагировать немедленно, но нужно действовать осмотрительно. Считаю, что Патриарх должен реагировать только на то, что действительно имеет отношение к спасению людей. Поэтому мой масштаб реакции на события - несколько иной, чем, допустим, у руководителей синодальных учреждений. Им, может быть, нужно реагировать на более конкретные поводы и более оперативно, - но, опять-таки, соблюдая соответствующие пропорции и выдержку. Нам не следует говорить языком «твиттера», когда речь идёт о спасении человеческой души. Даже живя в условиях постоянного информационного шума, Церковь призвана быть верной своей цели попечения о душах людей. И эта самая главная цель никогда не должна уходить из вида, никогда не должна скрываться за другими целями, которые естественно возникают из исторического контекста, из событий, которые нас с вами окружают. Мы должны понимать, что информационное пространство для нас - это в первую очередь пространство благовестия. Всё, что мы делаем в этой среде, должно быть направлено к единственной цели - к спасению людей, а это накладывает ответственность и на выбор языка, и на выбор собеседников, и на выбор тем». Патриархия.ru
Вышел шестой выпуск Альманаха СФИ В издательстве Свято-Филаретовского православно-христианского института вышел шестой выпуск Альманаха работ преподавателей и студентов, подготовленный кафедрой миссиологии, катехетики и гомилетики. Публикуемые статьи отражают широкий спектр вопросов, связанных с процессом воцерковления человека. Статья ректора СФИ, заведующего кафедрой миссиологии, катехетики и гомилетики профессора священника Георгия Кочеткова знакомит читателей с опытом введения в таинства предкрещального покаяния и самого крещения. В статье заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ профессора Давида Гзгзяна исследуются традиционные для православия цели и условия катехизации и их возможное применение в современной церковной практике. Ряд работ посвящён более специальным вопросам. О парадигме предоглашения тяжелобольных, душевнобольных и умирающих пишет в своей статье Зоя Дашевская. В статье Анны Алиевой рассматриваются задачи христианской миссии в современной России, связанные со сложившимся в нашем народе образом православия. Анализу основных принципов и форм миссионерского служения мирян и вопросам подготовки к нему посвящена статья Маргариты Шилкиной. Статьи Ирины Солдатовой и Ольги Орловой рассказывают о малоизвестном опыте русских миссионеров XIX - начала XX века. В работе Иоанны-Яны Калнини рассматриваются проблемы подготовки проповедника к произнесению слова в разные эпохи христианской истории. Акцент на возрождение катехизации, обозначившийся в последние годы в жизни Русской православной церкви, ставит проблему восприятия святоотеческой огласительной традиции и требует выработки взвешенных подходов к реализации её на практике. Поэтому статьи, опубликованные в новом выпуске Альманаха СФИ, будут интересны всем православным священнослужителям и мирянам, которые связывают свою жизнь со служением миссии и катехизации. Информационная служба СФИ
«Христианской Германии больше не существует!» Таков вывод историка из Мюнстерского университета Томаса Гроссбёльтинга Книга «Потерянные небеса: вера в Германии с 1945 г.» опубликована гёттингенским издательством «Vandenhoeck & Ruprecht». Исследование прослеживает изменения в религиозной жизни ГДР, ФРГ и объединённой Германии: от рехристианизации 1945 г., конфликтов, в т. ч. связанных с сексуальными злоупотреблениями, церковного кризиса 1960-х гг., плюрализации 1970-х гг. до усиления влияния ислама и иудаизма. Гроссбёльтинг утверждает: «Христианской Германии больше не существует, растет число религиозно- политических конфликтов... Политики и Церкви не решаются проводить активную религиозную политику. Ислам бьется в "стеклянный потолок"». Сегодня только каждый третий немец принадлежит к какой-либо из христианских общин, в то время как в 1950-е гг. 95 % считали себя христианами. Как утверждает Гроссбёльтинг, церкви плохо справляются с мультирелигиозностью. «Католическая Церковь продолжает придерживаться традиционного принципа закрытости», - считает историк. Немцы не из тех людей, которые могли бы удовлетворить свои религиозные потребности в «религиозном супермаркете», как в США. Многочисленные граждане Германии, отказавшиеся от членства в христианских церквях, образуют огромную группу «нерелигиозных». Это является одним из вызовов христианским общинам. Седмица.ru
Численность христиан Палестины за 13 лет сократилась вдвое В начале тысячелетия 2 % населения здесь исповедовали христианство, спустя 13 лет - только 1 % Кроме того, в Иерусалиме в 1948 г. насчитывалось 27 тыс. христиан, сейчас - около 5 тыс. Таковы результаты исследования, проведённого палестинским христианином преподавателем международного права, членом мусульманско-христианского Комитета по сохранению Иерусалима и Святой земли Ханной Иссой. Уменьшение численности христиан на Ближнем Востоке исследователь называет «социальной катастрофой». Сегодня около 47 тыс. христиан живут на занятых Израилем в 1967 г. палестинских территориях. 110 тыс. христиан проживают на землях, где в 1948 г. возникло Израильское государство. Резкое сокращение доли христиан в Палестине является, во-первых, следствием эмиграции, во-вторых, обусловлено низким темпом прироста христианского населения по сравнению с мусульманским. По мнению свящ. Мануэля Мусалама, который долгое время проработал на одном из приходов Газы, необходимо создать противодействие политическим, экономическим и социальным факторам, которые вызывают вынужденную эмиграцию христиан. В частности, причинами «исхода» христиан с палестинских территорий священник называет отсутствие рабочих мест и возможности учиться. «Христиане уезжают из Газы и др. городов, поскольку здесь отсутствуют достойные условия для жизни. Они продают свои квартиры в Иерусалиме, т. к. им предлагают огромные суммы за это», на которые они могут купить жильё на Западе, где, по их мнению, их ждёт лучшая жизнь, пояснил Мануэль Мусалам. Седмица.ru |