Интервью с участниками конференции «Кифа»: Вы первый раз в нашем институте? А.А Мелик-Пашаев, психолог, художник и редактор педагогического журнала "Искусство в школе": Да, к сожалению, к сожалению в первый раз. И с большим удовольствием нахожусь здесь, в неброском и снаружи незаметном помещении, где хорошо внутри. «Кифа»: Как говорится в сказках Льюиса, есть места, которые больше внутри, чем снаружи... А.А Мелик-Пашаев: ...и которые не найдёт тот, кому сюда не надо. «Кифа»: Может быть несколько слов о начале конференции, о первом докладе? А.А Мелик-Пашаев: Было бы самонадеянно с моей стороны оценивать такой богословский, искусствоведческий доклад, я только поучаться могу. Во всяком случае, сам подход очень глубокий и замечательный. Что касается конференции, мне кажется очень продуктивной сама установка на объединение церковной и светской культуры. Это то, что я считаю очень важным и необходимым - и одной стороне, и другой. «Кифа»: Что вы бы Вы хотели пожелать преподавателям и студентам нашего института, участникам конференции? А.А Мелик-Пашаев: Я бы хотел пожелать преподавателям с какой-то широтой и милосердием находить всё лучшее в мирской культуре - то, что, может быть, само себя не осознаёт, что, может быть, томится, противоречиво живёт, но оно всё-таки есть, и эти искорки живут и в науке, и в искусстве, и в каких-то иногда и необдуманных порывах что-то в жизни совершить. Мне хотелось бы пожелать это не отсекать, не осуждать, а подать руку и увидеть, как это можно перевести на более высокий уровень. Потому что чем талантливее люди, тем больше они сами страдают от этих противоречий. Как говорил прп. Варсонофий Оптинский, в каждом художнике горит огонёк аскетизма, даже если он сам этого не понимает. То же самое можно сказать о творческом учёном, о любом человеке, который живёт большим, чем он сам. И эту искру надо поддерживать и в детях, и во взрослых людях. «Кифа»: Что Вы думаете о неоднократно упоминавшемся в эти дни разрыве между церковным и светским искусством? Владимир Григоренко: Я считаю, что исконная иконопись - это искусство, искусство не плоское, не уплощенное. Это люминированное искусство, там присутствует светотень, там присутствуют четыре измерения, это, прежде всего, пластическое искусство. Очень благочестивые и очень «методологические» разговоры о том, что иконопись противопоставляются искусству вообще, живописи в частности, они устарели, и народ начинает понимать это, слава Богу. И ссылки на о. Павла Флоренского, которого я очень уважаю, они тоже уже устарели, уже невозможно дальше на этом строить - на этих клубах дыма, которые синтезируют все искусства в одно место, это уже вчерашний день. «Кифа»: Насколько иконописец должен быть включён в современную ему культуру? Владимир Григоренко: Как человек может в свете определения, которое упоминал Мелик-Пашаев, быть «включён в культуру», если культура - это область человеческой деятельности? Он не может выйти из культуры. Не обязательно следовать тому, что предлагают здесь и сейчас, но нужно иметь к этому своё осознанное, церковное отношение - это очень важно. При этом ответ на вопрос, что такое церковь, церковность будет определять наш ответ на то, как нам обращаться с культурой. Если церковь - это церковное здание и забор вокруг него, то действительно, всего, что за этим забором - металлическим, сварным, железным - надо отвергнуться. Что там? Одни только нищие злобные, которые деньги просят. Давайте об этом забудем и будем строить великое и светлое. Но Церковь - это не забор, конкретный и каменный, Церковь -это куда глубже и больше. Если мы так будем церковь понимать, не будет возникать противоречий между живописью и иконописью. КИФА №9 (47) май 2006 |