gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Церковь и культура arrow Петровская революция (КИФА 47)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
15.05.2006 г.

Петровская революция

Из выступлений о. Александра Шмемана на радиостанции "Свобода"

Реформы Петра Великого, можно было бы сказать - петровская революция, означали коренную перемену в русском общественном сознании. До Петра Великого, несмотря на все перебои этого сознания, оно - на последней глубине своей - было единым. Это единство давала ему та религиозно-государственная идеология, которую Русь унаследовала от Византии и которой и определялось общественное сознание как в Киевской, так и в Московской Руси.

Петровская реформа заключалась, прежде всего, в резком обрыве этой идеологии, в переходе русского государственного и общественного сознания, так сказать, на новые рельсы. Такими новыми рельсами оказалась идея светской или, как теперь говорят, секулярной культуры, идея, которую царь Петр почти насильно навязал России и которая определила все дальнейшее развитие русской общественной и политической мысли.

Петр Великий не случайно, не из какого-то каприза или самодурства сбривал боярам бороды, переодевал их, по выражению одного поэта, в «голландцев» и заставлял плясать менуэты на ассамблеях. Это было частью продуманного общего плана, можно сказать - целого мировоззренческого переворота. То был план «секуляризации» самой ткани русской жизни, отрыва ее от сакральных и религиозных форм прошлого. При этом нужно заметить, что сам Петр не был безбожником. Да и тот западный секуляризм, который он насаждал в России, не был равнозначен атеизму. Секуляризм означает признание автономии культуры государства, всей общественной, всей «мирской» жизни человека, автономии их по отношению к религии. Религия сохраняет свое определенное место в жизни общества, она не перестает быть идеей, принципом, синтезириющим, объединяющим в себе все остальные сферы человеческой жизни. На Западе такая секуляризация началась гораздо раньше - в эпоху Возрождения. В России начало ей положил Петр Великий.

Формально - и это нужно оговорить - Российская Империя продолжала покоиться на религиозном фундаменте: «Божией милостью Император и Самодержец Всероссийский» - формула эта оставалась неприкосновенной на протяжении всего петербургского периода русской истории. Византийский двуглавый орел - символ двуединства Империи и Церкви - оставался гербом России. На деле, однако, между двумя этими традициями - византийско-московской и имперски-петербургской - преемства не было, и символ уже не соответствовал действительности. Так, раз в жизни, в день своего венчания на царство, император являлся перед народом как древний византийский василевс, одетый в священные одежды.  Он принимал от Церкви через епископа помазание на царство и, не будучи священником, входил, как священник, - повторяю: один раз в жизни - в царские врата древнего Успенского собора в московском Кремле. Только один раз - ибо затем, немедленно, священные одежды сменялись генеральским мундиром прусского образца и первый, священный символизм переставал соответствовать действительности. И в этом - втором и постоянном - образе императора уже не от Церкви принимал он власть, а от того на Западе возникшего абсолютизма, согласно которому между царем и Богом нет уже никаких посредников и ответственен царь только и исключительно перед Богом.  Так русское государство, с одной стороны, получало от Церкви религиозную санкцию, а с другой - переставало быть государством «религиозным». А этой новой идее государства  по необходимости соответствует и новое понимание и общества, и культуры. Если как отдельная личность человек и сохраняет религию, то в обществе и культуре он уже всецело ограничен земным горизонтом. Государство, общество, культура становятся  как бы самоцелью.

Так в итоге петровской реформы возникает в России, в первый раз за всю ее историю, - светское, мирское государство. И отныне и общество, и культура призывают государство этому служить, способствовать его силе, благополучию, мощи, славе. Но теперь нужно поставить вопрос: удалась ли полностью эта революция, этот отрыв общественной, государственной и культурной жизни от отнесенности их к некоему религиозному идеалу? И на вопрос этот мы можем ответить так: удалась и не удалась. И не удалась потому, прежде всего, что сама-то эта реформа, как известно, непосредственно коснулась только одного и притом крайне немногочисленного слоя русского народа. Фактически нетронутым этой реформой оказался именно сам народ, то есть то огромное большинство, что составляло в России крестьянство. Эта масса, этот «народ» остался вне влияния того западного просвещения, которое Петр насильно навязал дворянству. И потому народ сохранил, хотя бы только и пассивно, старые, насквозь религией пронизанные мировоззрение, ощущение и восприятие жизни, раскрываемые ему Церковью. Россия снова оказалась поляризованной, раздвоенной, можно на этот раз сказать - разделенной. И именно это разделение само становится в русском обществе предметом страстного интереса, некоего постоянного напряжения, поистине - кризиса.

Редакция благодарит Елену ДОРМАН, предоставившую для публикации этот материал, никогда ранее не публиковавшийся в печатных изданиях

КИФА №9 (47) май 2006 
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!