gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow Об иконописи снова заговорили. Иконописная секция XX Рождественских чтений
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.02.2012 г.

Об иконописи снова заговорили

Отсутствовавшая в программе чтений прошлого года иконописная секция XX Рождественских чтений прошла в новом храме святого благоверного князя Александра Невского в Кожухове 25 января

Открыл секцию доклад проф. СФИ, канд. пед. наук, магистра богословия А.М. Копировского «Современное внутреннее убранство православного храма: традиция, стилизация, новая система?». Докладчик предложил семь вопросов, которые позволяют лучше понять, что представляет собой современная система внутреннего убранства православного храма. Соответствует ли она Священному писанию? церковному преданию? богослужению? храмовой архитектуре? Как взаимодействуют ее элементы между собой? А главное - как она соотносится с церковным собранием? Присутствует ли в системе росписи целостность, единый образ, открывающий внутреннее содержание веры и жизни Церкви?

Эти вопросы были проиллюстрированы примерами декора в древних и современных храмах. Последние, к сожалению, далеко отстают от древних, часто напоминая археологический музей или просто набор отдельных сюжетов, не связанных ни с архитектурой, ни с богослужением, ни с народом.

Как отметила в своем докладе ведущая секции, известный специалист по современной иконографии, кандидат культурологии И.К. Языкова, по существу иконопись, как и строительство храмов, стала светским делом. Облик храма чаще всего определяет уже не откровение о Христе и грядущем Царстве, не церковное собрание, а... спонсор.

По мнению А.М. Копировского, формальное, механическое восстановление классической системы росписи сегодня невозможно и не нужно, необходим поиск новых форм. Главное, что они должны унаследовать от системы, сложившейся в IX веке, - целостность и осмысленность, что возможно только при условии возвращения иконописи в церковь, т.е. рождения иконописцев в самой церкви.

Живую реакцию вызвало сообщение «Роль заказчика в современном иконописании» санкт-петербургского эксперта-искусствоведа А. Трапезниковой. Она рассказала о проекте восстановления убранства Морского собора свт. Николая в Кронштадте, указав на ряд нелепых иконографических ошибок и сопроводив свое выступление красноречивым видеорядом. Чего стоят изображения евангелиста Марка в трех разных возрастах, святого благоверного князя Андрея Боголюбского в апостольских одеяниях (вместо подобающих ему княжеских), опущенная вниз рука Христа с благословляющим жестом, отсутствие апостолов на иконе «Преображение Господне» и Духа Святого в виде голубя на иконе «Богоявление-Крещение Господне»! Докладчица также указала на низкий художественный и технологический уровень исполнения изображений. Проект вызывал в аудитории одновременно недоумение, смех и сожаление.

Руководитель Творческого коллектива «Собор» Валерий Кабыкин рассказал о сложностях, с которыми сталкиваются церковно-художественные мастерские в наше время. Это главным образом организация слаженной работы специалистов: архитекторов, художников, резчиков, специалистов по басме, столяров, позолотчиков. Важно глубокое понимание каждого участника проекта того, что он делает. Также основной проблемой являются отношения с заказчиком. Надо уметь убедить его сделать все на века, шедевр, не давить на сроки, не урезать и так зачастую весьма скромное финансирование, тогда как перед художниками стоит одна задача - не заработать деньги, а улучшить что-то вокруг себя, создать красоту, оставив ее в истории. Было приведено несколько примеров работы мастерской над иконостасами, рассказано об интересных рабочих моментах их создания, в т.ч. и иконостасе в храме в честь св. Александра Невского, при помещении которого и проходило заседание секции.

Также в прозвучавших докладах затрагивались проблемы создания новых росписей и икон в храмах (Д. Кунцевич, Минск), декоративной резьбы и воссоздания древней формы алтарной преграды (А. Жаров, Минск) и другие.

Завершил иконописную секцию доклад искусствоведа и иконописца из Бельгии И.Н. Горбуновой-Ломакс «Из опыта преподавания иконописи на Западе: специфика работы и перспективы», зачитанный иконописцем Светланой Ржаницыной. В нем рассказывалось о необходимости готовить серьезных художников по иконописи в противовес многочисленным курсам для пенсионеров и прочих любителей культурного досуга. По прочтении доклада было отмечено, что эта же задача стоит и перед преподавателями в России и что у нас расплодилось великое множество иконописных кружков, работающих по принципу сетевого маркетинга и мало что приносящих в развитие современной иконы. В заключение активной дискуссии о засилье лжеиконописи и все большем распространении китайской продукции Светланой Ржаницыной было высказано очень созвучное мнению большинства присутствовавших коллег пожелание нести свою миссию достойно, меньше думая о собственном кармане, а больше о служении своему высокому делу - церковному искусству.

Ошибки иконописи
Иллюстрации к докладу А. Трапезниковой, посвященному нелепым ошибкам в некоторых современных иконах. Наверху - икона Христа, на которой Его благословляющая рука никого не благословляет, и икона «Преображение Господне» без апостолов. Внизу - икона «Крещение Господне. Богоявление» без изображения Духа Святого в виде голубя. Источник: сайт kr2012.ru

По материалам сайта СФИ и сайта «Современное православное церковное искусство»

КИФА №2(140) февраль 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!