Если церковное искусство не будет опираться на церковь, оно не состоится Интервью ректора Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгия Кочеткова А.М. Копировский: Начиная с 1990-х годов у нас в стране появилась возможность свободно обсуждать все темы, связанные с церковью, и, в частности, тему церковного искусства. По прошествии пятнадцати лет хотелось бы эту тему продолжить. На чем сегодня нужно сделать акцент? Насколько это актуально? Может быть, сейчас и для церкви, и для культуры важнее что-то другое? Свящ. Георгий Кочетков: Все зависит от того, что мы будем подразумевать под церковным искусством. Здесь есть два важных, но разных вектора. С одной стороны, под церковным искусством мы можем подразумевать то, что было, - и только то, что было. То есть оборачиваться назад для восстановления традиции. Или просто для ощущения себя носителями традиции: мол, было и прошло, но зато мы - наследники. А было нечто великое, чем можно гордиться. Россия может гордиться своим церковным искусством. Вполне! Не хуже, чем любая другая великая нация. Это одно из оснований, чтобы русским называться великой нацией. Оснований не так много, но это - одно из них. Иное дело современность. Если мы доводим понятие церковного искусства до современности, то сталкиваемся с совершенно другими проблемами. Прежде всего, оказывается не очень понятно, что такое церковное искусство сегодня. Если мы вычтем стилизацию, вычтем бездарные вещи, останется ли что-нибудь? На сегодняшний день есть большое опасение, что церковное искусство перестало существовать. А если это действительно так, то это очень о многом говорит. Не только о разрыве традиции. Разрыв традиции еще можно, поежившись, принять, проглотить, потому что есть оправдание: рвали, рвали, разорвали, а восстановить не так легко. Но церковное искусство связано с духовной жизнью церкви, как образующего начала искусства и всякого художественного творчества. Если церковь перестала быть таким образующим началом, то она должна обратить внимание на себя и на свою внутреннюю жизнь... Если церковное искусство не будет опираться на церковь, оно не состоится, это совершенно ясно. Но церковь - это и иерархия, и миряне, и очень многое другое. Поэтому надо с чего-то начинать. Я бы начал с иконописцев, с людей, которые ощущают свое церковное призвание как свое личное дело. А.М. Копировский: А преподаватели церковного искусства? О. Георгий: И преподаватели церковного искусства. Я имею в виду всех, кто причастен к этой сфере. Это люди очень преданные, преданные традиции, в хорошем, высоком смысле этого слова - как духу, как опыту жизни церковной. И это одни из самых преданных церкви людей. И поэтому церковь должна быть заинтересована в том, чтобы они были более просвещенными и в этом смысле более творческими. Не только ради церковного искусства, но и ради самой церкви. С одной стороны, церковь сама должна это вдохновить, как бы запалить этот фитиль. А с другой стороны, оттуда свет должен придти в саму церковь... Я считаю, что совершенно необходимы друг другу преподаватели и творцы церковного искусства, скажем, иконописцы. Иконописцы очень много дают для науки, для осмысления, для понимания истоков творчества в церковном искусстве и вообще в искусстве, даже в широком смысле этого слова. А люди, которые думают над церковным искусством, его плодами, его наследием или размышляют о современных проблемах, - они совершенно необходимы тем, кто творит в церкви, а значит, они нужны и самой церкви. А.М. Копировский: Сейчас-то есть "чистые" искусствоведы, есть преподаватели, и чрезвычайно редко бывают искусствоведы-преподаватели. То есть те, кто работает сам над этими темами и одновременно преподает историю искусства, или церковную археологию, или что-то в этом роде. О. Георгий: Мне кажется, что это тоже очень важно. Основательность появляется тогда, когда человек берет на себя разные стороны. Он не обязан все это реализовывать, но должен внутри себя все это нести. 7.03.2006 КИФА №9 (47) май 2006 |