Для воцерковившихся на Пасху начались таинствоводственные поучения В светлые дни Святой Пасхи около 100 человек из разных городов России и ближнего Зарубежья воцерковились в результате оглашения в Преображенском братстве. Кто-то из них принял Таинство Крещения, кто-то - Миропомазания, многие причащались на Пасху первый раз в жизни. Именно с этого, в соответствии с церковной традицией, на Пасху начался новый, третий этап их воцерковления, - таинствоводство, мистагогия. Предыдущие два этапа, которые в Преображенском братстве обычно длятся от 1 до 1,5 лет, были посвящены подробному чтению Священного писания - для многих впервые в жизни, знакомству с храмовым богослужением, научению личной молитве, изучению Символа веры. Третий же этап - традиционное тайноводство, о котором известно из поучений Кирилла Иерусалимского и др., - посвящен краткому систематическому изъяснению церковных таинств и догматов. Сегодня акцент делается и на практическом введении нововоцерковленных в опыт служения в церкви. Об этом нам рассказал председатель Преображенского братства, катехизатор Владимир Коваль-Зайцев: «У новопросвещенных сейчас уникальное время. Они входят в настоящий опыт церковной жизни, изучают богослужение, его смысл, особенно смысл Евхаристии, учатся читать в храме, петь и делать всё это ответственно. Все новопросвещенные включились в несколько групп в соответствии с разными направлениями церковной жизни, в которых могут участвовать миряне. Каждый из них не только чему-то учится сам, но и впоследствии сможет поделиться полученными знаниями с другими. Этих групп четыре, мы их назвали: богослужебная, учительная, трапезная и хозяйственная. В богослужебном направлении учатся читать, петь, в т.ч. стихиры Пасхи и другие песнопения, а также совершать различные сопутствующие дела - ухаживать за храмом, чистить подсвечники и т.д. Всех нововоцерковленных братьев вводят в алтарь, но не одновременно, а по очереди. Для них это возможность познакомиться с богослужением с разных сторон, помолиться помолиться за проскомидией, увидеть, что такое служение алтарника - сами они пока в алтаре просто находятся, никакая дополнительная ответственность на них не возлагается. Кроме того, для них важно увидеть единство богослужебного пространства. В учительном направлении, которое мы ведем вместе с катехизатором из Твери Олегом Ермолаевым, ведется разговор о миссии церкви, о том, как исполнить слова Господа: "Идите научите все народы". Сами нововоцерковленные составили вопросы - как свидетельствовать о Христе в семье, друзьям, на работе - это очень практические вопросы. Еще мы говорим о Священном писании - как воплощать в своей жизни Евангелие. Например, был задан вопрос, как лучше читать Евангелие каждый день - по одному стиху, по главе или как-то иначе. Обсуждаем, как слушать проповедь: из чего она состоит, как выделить в ней основные части, уловить главное зерно и как услышанным поделиться с другими. Говорим о типах проповедей, их принципах и закономерностях. В конце концов они ведь когда-то и сами будут проповедовать - для своих друзей или как-то иначе. В трапезном направлении не только помогают с трапезой - подают на стол, помогают прибраться, но и учатся в целом организовыввать христианскую трапезу. В хозяйственном направлении также помогают храму и приходу в уборке помещений и т.п. Кроме того, конечно, проводятся таинствоводственные беседы - объяснение церковных таинств. Все трапезы у нас общие - и днем, и вечером. Это очень важно: за ними идет общий разговор на темы, которые, может быть, нет возможности обсудить в другое время - о церковном собрании, о христианской трапезе, о том, что это всегда воплощенная любовь - агапа, обсуждаем и другие важные вопросы. И конечно, нововоцерковленные учатся помогать друг другу, быть внимательными. Можно сказать - они открывают для себя друг друга в постоянном богослужении и проживании, открывают друг в друге брата и сестру».
Всякий верующий человек не может не помолиться о жертвах терактов В первый день Cтрастной седмицы в Москве террористами были взорваны два поезда метро. Погибли десятки людей, многие тяжело пострадали. «Сообщение о сегодняшних террористических актах в Москве, о взрывах в метро, воспринимается особенно тяжело, поскольку длительное время ничего подобного в Москве не происходило, тем более в таких масштабах, - сказал в своем слове свящ. Георгий Кочетков. - Для человека верующего, для православного это накладывается на время Великого поста и не просто Великого поста, а Страстной седмицы, что заставляет быть вдвойне бдительными не только внешне, но и внутренне, что напоминает нам, что мы слишком расслабленно стали жить, что мы слишком не печёмся о качестве своей жизни, о жизни ближних, о качестве жизни в городе, в котором так много хорошего и так много дурного, греховного и страшного. Всякий верующий человек не может не помолиться о жертвах терактов, какими бы они ни были, о всех, кто бы ни попал в эту мясорубку, потому что понимает, что любой мог бы оказаться на их месте, совершенно любой. Как тут не вспомнить евангельские слова о том, как погибли невинные люди при обрушении Силоамской башни. Христос спросил тогда окружавших Его учеников: «Были ли эти погибшие грешнее остальных?» И Сам ответил: «Нет, не были, но если вы не покаетесь, то все так же погибнете». Это звучащее через века предупреждение помогает нам понять не просто то, что погибшие не были лично виноваты в чём-то больше оставшихся в живых, оно помогает нам понять то, что делать сейчас всем нам. «Если не покаетесь, все так же погибнете», - это слова Христа. В последние дни Великого поста, который своей главной целью имеет приведение людей именно к покаянию, хочется надеяться, что мы воспримем этот страшный факт новой террористической угрозы в нашей стране и в нашей столице как призыв к обновлению своей жизни, к покаянию, к новому качеству жизни, к укреплению веры во Христа и в Его возрождающее Слово, в Дух Его Любви, Его Надежды и Свободы. Поминая сейчас всех погибших, подумаем о смысле своей жизни и о тех людях, для которых этот смысл ещё не открыт. Бог им в помощь и вечная память усопшим!»
Живой образ православия, или как говорить о вере в школах В Свято-Филаретовском институте успешно завершили работу курсы повышения квалификации учителей по Основам православной культуры. Программа курсов рассчитана как на учителей Основ православной культуры, так и на преподавателей истории, литературы, мировой художественной культуры - учебных предметов, в рамках которых есть темы, связанные с христианской тематикой. СФИ принимал в своих стенах преподавателей средних школ из Москвы, Краснодара, Северодвинска, Красноярского края и Ростовской области. В апреле этого года стартует апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 19 субъектах РФ. В этой связи главным остается вопрос о том, как говорить о вере в школах, как показать живой образ Православия, который не противоречит ценностям культуры и затрагивает вопросы духовной жизни каждого человека. Ответить на эти и ряд других важных вопросов - задача, которую ставят перед собой преподаватели курсов - высококвалифицированные специалисты с многолетним педагогическим стажем. По завершении курсов выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца по Основам православной культуры. В настоящее время проводятся заочные курсы. В СФИ планируется проводить очные курсы 2 раза в год, а заочные - 4 раза в год. С программой курсов можно подробнее ознакомиться на нашем сайте sfi.ru. Информационная служба СФИ
Исполнилось сто лет со дня рождения архим. Иоанна (Крестьянкина) В память об этом столь близком нам по времени, учившем и окормлявшем кого-то из нас исповеднике веры мы публикуем фрагмент статьи Максима Дементьева, полный вариант которой можно прочитать на сайте Преображенского содружества http://psmb.ru Арест. Тюрьма и лагерь. В мае 1950 г. о. Иоанн был арестован органами МГБ с вынесением по результатам «следствия» обвинения по всенародной «58-й» (ст. 58-10 - «антисоветская агитация»). «Антисоветская агитация» - это наверняка церковная проповедь (в гэбэшной терминологии). Поплатился свободой и здоровьем за достойное исполнение своего священнического долга. Но репрессии, по всей видимости, не сломили светлый дух о. Иоанна (хотя принесли ему телесные увечья, о которых он, впрочем, не распространялся). Очень интересно свидетельство одного из солагерников о. Иоанна, впоследствии этнографа Владимира Кабо: «Я прочитал Библию - всю, от начала до конца. Эту книгу книг дал мне Иван Михайлович Крестьянкин <...> Он появился на 16-ом ОЛПе, кажется, весной 1951 года. Я помню, как он шел своей легкой стремительной походкой - не шел, а летел - по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке, застегнутой на все пуговицы. У него были длинные черные волосы - заключенных стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить, - была борода, и в волосах кое-где блестела начинающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза - глаза пророка. Он был очень похож на Владимира Соловьева, каким мы знаем его по сохранившимся портретам. Но когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента. А был он, до своего ареста, священником одного из московских православных храмов. Мы быстро и прочно сошлись, одно время даже ели вместе, что в лагере считается признаком близости и взаимной симпатии. Мы много и подолгу беседовали. Его влияние на меня было очень велико. <...> Я встречал немало православных священников и мирян, но, кажется, ни в одном из них - нет, кроме одного, о ком я скажу, - не проявилась с такой полнотой и силой глубочайшая сущность христианства, выраженная в простых словах: «Бог есть любовь». Любовь к Богу и к людям - вот что определяло все его поведение, светилось в его глазах, вот о чем говорил он весь, летящий, устремленный вперед...» (Владимир Кабо. Дорога в Австралию. Воспоминания. М., 2008). Нельзя не отметить тот поразительный факт, что другой особенный православный священник, о котором упоминает затем В. Кабо - это... о. Александр Мень. Почти во всех иных воспоминаниях об о. Иоанне, которые довелось видеть, его образ ограничен почти житийными рамками «наставника монахов и собеседника ангелов», везде присутствует «благочестивая» патина. Но духовный лик о. Иоанна не вмещается в эти рамки, превосходит их. Эта встреча произошла в архангельском Каргопольлаге, где о. Иоанн содержался до 1953 г. Затем был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом - Гаврилову Поляну, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 г. досрочно освобождён - но без реабилитации, с поражением в правах. Возвращаться в Москву было запрещено. Предстоял период краткого приходского служения во Пскове, затем на Рязанской земле, а потом снова на Псковщине - уже до самой кончины - в Псково-Печёрском монастыре. КИФА №5(111) апрель 2010 года |