Вера заключается в доверии Интервью с профессором Христосом Яннарасом Кифа: Какие проблемы Вы считаете сейчас самыми главными в современной церковной жизни? Проф. Яннарас: Я не могу говорить о проблемах Церкви. Я могу говорить о наших проблемах, с которыми мы, члены Церкви, сталкиваемся каждый день. По моему мнению, главная проблема для нас и для вас - это проблема богословского языка. Я не представляю никакой церковной инстанции, а выражаю только свою личную точку зрения. Главная проблема заключается в том, что сейчас происходит идеологизация богословского языка и «религизация» церковного опыта, т.е. церковь рассматривает себя как религию. Кифа: А какие положительные тенденции Вы считаете наиболее важными? Проф. Яннарас: Наш полный провал. Никогда нельзя забывать слова апостола Павла, что «сила Божия в немощи совершается». Это другая логика, но это евангельская логика. Кифа: Очень многие люди в теме эсхатологии видят не ожидание парусии, а страх перед апокалиптическими бедствиями. В чем Вы как богослов видите путь преодоления этих страхов и связанных с ними страха перед общением с Богом и людьми и страха перед любовью и свободой? Проф. Яннарас: Я думаю, что страх - это следствие нашей смертной природы. Не случайно церковь постоянно говорит с нами о вере. Но внимательная вера не заключается в убеждениях. Вера заключается в доверии по отношению к Тому, Кто возлюбил нас безумной любовью. Кто из нас полностью доверяет себя Богу, тот не имеет страха. Но доверие предполагает личные отношения. И личные отношения предполагают выход из своего эго. Нужно выйти из всех крепостей, которые построит наше эго, даже из религиозных крепостей, чтобы действительно приобрести то доверие, которое отождествляется с верой и любовью. Это не нужно идеализировать. Все это надо найти в нашем повседневном опыте. Ведь даже в наших межчеловеческих отношениях, чтобы приобрести подлинное доверие, надо пройти через познание другого. И доверие совершается тогда, когда мы начинаем его любить. Кифа: Очень немногие люди в церкви сейчас имеют связанный с этим опыт общения друг с другом на уровне общины. Отчасти это показали вопросы, которые прозвучали после Вашего доклада. Какие Вы видите практические пути возрождения в церкви доверительных, любовных и открытых отношений между ее членами? Проф. Яннарас: По моему личному мнению, огромный долг пастырей сегодняшней церкви - это новое открытие истины и реальности прихода. Без прихода христианство становится идеологией, морализаторством. Приход является реализацией нашей экклезиологии, это значит реализацией и манифестацией церковной действенности. Кифа: Раньше, когда человек говорил, что он живет в таком-то приходе, все его понимали. Он просто называл свой адрес, свое место жительства. Сейчас - в России, по крайней мере - таких приходов почти нет. И многие пастыри считают, что и в ближайшее время их не будет. Будут огромные храмы, которые невозможно содержать. Разобщенность людей, которые не ходят на службы и ни за что не отвечают. И жесткая епархиальная структура, которая не всегда совместима с живыми отношениями любви. Проф. Яннарас: Именно по этой причине я говорю, что проблема нового обнаружения прихода - это проблема номер один сегодняшней церковной жизни. Если все мы поймем, что приход является центром и сущностью нашей церковной жизни, что-то начнет меняться. Но нужно, прежде всего, некое сознание, некая культивация этого понимания. Простите, это, может быть, немножко еретическая идея, но я боюсь, что в церкви это не для всех. Кифа: Тогда как бы Вы определили, что такое приход? И различаете ли Вы приход и общину? Проф. Яннарас: Реальность прихода - это евхаристическая община. Это определение прихода. Нельзя представить себе прихода без евхаристической общины. То, что мы называем приходом, это есть община, в центре которой находится событие Евхаристии. Кифа: Но это идеальная картина. Проф. Яннарас: У нас в Греции есть приходы, в которых 90 тысяч прихожан. Но это не приход. Во время футбольного матча люди гораздо более едины, чем в таком приходе. На мой взгляд, это главная проблема. Мы не можем решить главные богословские проблемы, оставаясь подвешенными в воздухе. Кифа: Я вспоминаю, что когда мы были в Греции, в некоторых храмах причащались только мы вшестером. Приход как евхаристическая община - это идеал? Проф. Яннарас: Это большая проблема. Сейчас в больших городах эта ситуация улучшилась. Кифа: Не является ли сам принцип современного прихода, в котором нет евхаристической общины, порождением индивидуализма? И не ведет ли он к неизбежности индивидуализма, когда человек ни за что не отвечает? Проф. Яннарас: В этом случае приход ничего не значит, это так. Я могу быть немного провоцирующим? Я хочу вас спросить: вы задавались вопросом, почему Добротолюбие стало таким модным теперь на Западе? Если вы читаете Добротолюбие, то вы увидите, что церкви нет, она отсутствует. Если ум, согласно Добротолюбию, сходит в сердце - все решено. Ничего больше не нужно - ни Церкви, ни евхаристии. Я не говорю о патристических текстах, которые глубоки и важны. Проблема - в выборе этих текстов. Выбор этих текстов не был сделан в церковном духе. Кифа: Издатели Вашей книги «Истина и единство Церкви» спрашивают: не смягчилась ли за последние годы Ваша позиция по отношению к западным христианам? В книге она выражена очень жестко, так что переводчику сложно переводить. Проф. Яннарас: Я нисколько не изменил мнения о развитии церкви на Западе. Однако мне кажется большой проблемой и реальность нашей православной церкви на Востоке. Извините, но я не могу понять то, что называется ортодоксизм и католицизм. Разница находится не на идеологическом уровне. Конечно, мы, православные, сохранили формулы церковной жизни наиболее правильными, чистыми. Да, формулы правильны, но реальность совершенно отлична от них. Меня пугает не человеческий грех - мы все грешники, меня пугает насилие над надеждой. Если мой епископ вор, это не так страшно, страшно, если он надругается над действием Святого Духа в церковной жизни. Это и есть то, что я называю насилием над надеждой. Беседовали Александр БУРОВ, Александра КОЛЫМАГИНА. Синхронный перевод - свящ. Владимир ЗЕЛИНСКИЙ КИФА № 12 (38) декабрь 2005
|