За прошедшие два года доля общин Русской православной церкви в России увеличилась Москва. 20 сентября. ИНТЕРФАКС. - По данным министерства юстиции РФ на конец 2005 года - самой свежей на данный момент статистике, в России зарегистрировано 22 513 религиозных организаций. Из них 12 214 организаций входят в состав Московского патриархата, 3668 - исламских, 1558 - харизматических (пятидесятнических), 965 - баптистских, 740 - евангелических, 652 - адвентистских, 408 относятся к секте «Свидетелей Иеговы». По сравнению с данными на 1 января 2004 года доля общин Русской православной церкви выросла на 1,1%, в то время как процент неканонических православных юрисдикций и новых религиозных движений несколько уменьшился. В частности, стало меньше баптистских, сальвационистских и кришнаитских общин, в то время как харизматические церкви по-прежнему имеют тенденцию к росту. Доли остальных вероисповеданий заметных изменений не претерпели. Далее список религиозных организаций (по убыванию их численности) выглядит так: старообрядцы - 285 общин, иудеи - 284, католики - 255, лютеране - 228, буддисты - 197, пресвитериане - 187, методисты - 115, Новоапостольская церковь - 80, кришнаиты - 78, Армянская церковь - 68, мормоны - 53, язычники и шаманисты - 22. Опубликован список самых атеистических стран мира Американский колледж Питцер опубликовал список 50 самых атеистических стран мира по состоянию на 2005 год, сообщает «Седмица.Ру» со ссылкой на ресурс «Washington Profile». В первую десятку вошли: Швеция (атеистами являются минимум 45, максимум 85% жителей этого государства), Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31-72%), Япония (64-65%), Чехия (54-61%), Финляндия (28-60%), Франция (43-54%), Южная Корея (30-52%) и Эстония (49%). Россия в этом перечне оказалась на 12-м месте (24-48%), а США не попали в список наиболее атеистичных государств мира. Согласно данным различных опросов, атеистами являются 3-8% американцев. При составлении рейтинга не принимались во внимание Китай и Северная Корея, где атеизм является официальной государственной доктриной. Возобновило работу студенческое православное кафе при Поморском университете Как сообщает пресс-служба Архангельской епархии, после летнего перерыва возобновило свою работу студенческое православное кафе при Поморском Государственном университете города Архангельска. Посетителями встреч в этом кафе являются в основном прихожане университетского храма во имя святого Иоанна Кронштадтского, а также преподаватели и студенты этого вуза, интересующиеся вопросами веры. Кафе теперь имеет свое название: «Три свечи», и это отражено в интерьере: на столиках горят по три свечи. Во время тематических вечеров, которые регулярно проводятся в кафе, в разговор-дискуссию вступают не только студенты, но и настоятель студенческого храма протоиерей Евгений Соколов, диакон этого храма, выпускник ПГУ отец Андрей Алексеев. На последней встрече, которая прошла в кафе 19 сентября, обсуждалась тема «Вера и знание: от противостояния к синтезу». 120 первокурсников начали учебу в Школе молодежного служения при московском Даниловом монастыре 2 октября 120 человек начали учебу на первом курсе Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Москвы, сообщает «Интерфакс». На первом занятии глава Центра игумен Иоасаф (Полуянов) и руководитель школы игумен Петр (Мещеринов) рассказали слушателям о деятельности Центра и предстоящем учебном процессе. За день до этого в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря главный консультант Центра архимандрит Лука (Пинаев) и игумен Иоасаф отслужили молебен перед началом учебного года. В школе, действующей уже на протяжении трех лет по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ведется подготовка молодых людей и девушек в качестве специалистов по просветительской и социальной работе, миссионерству и катехизации, основам православной культуры, организации детского и молодежного досуга и отдыха. Действует также специализированный курс по духовным основам семьи и воспитания детей, который адресован желающим строить семью на основе духовных ценностей и традиций православия. Выпускникам школы предоставляется возможность церковно-просветительской работы в различных учреждениях в качестве волонтеров или на постоянной основе. В настоящий момент общее число учеников школы составляет 150 человек. В нее приглашаются юноши и девушки от 16 до 27 лет, имеющие осознанное желание послужить Православной Церкви. Сотни английских приходов провели акцию «Возвращение в Церковь» Сотни храмов во многих епархиях Церкви Англии надеются приобрести тысячи новых прихожан в акции программы «Back to Church Sunday» (Воскресное возвращение в Церковь). Как сообщает сайт Christian Today, церкви готовятся к наплыву прихожан на воскресную службу 24 сентября в диоцезах, как Дерби, Рипона и Лидса, Манчестера, Уэйкфилда, Оксфорда, Гилдфилда, Херфорда. В акции также принимают участие отдельные приходы по всей стране. Организаторы программы разработали новые ресурсы для привлечения тех, кто потерял связь с Церковью, в том числе разнообразную рекламу. Исследователи Стаффордширского университета будут вести мониторинг реакции людей, которые вернутся в приходы и попытаются создать картину - как и почему люди воссоединяются с Церковью после долгого разрыва. Епископ Рипона и Лидса преподобный Джон Пакер сказал: «Люди теряют связь с Церковью по множеству причин. Но мы знаем многих, вновь ищущих пути к Церкви. И личное приглашение может многое изменить». Одним из вернувшихся в прошлом году в Церковь был 24-летний Стюард Дорманд из Уэйкфилда. Дорманд был приглашен одной его сотрудницей в Лидсе, она предлагала ему снова сходить в храм вместе с ней. В детстве он пел в церковном хоре, но уже во взрослом возрасте он никогда не собирался ходить в церковь, пока его коллега Элси не позвала его. Дорманд свидетельствует, что он нашел церковь, Церковь Христа в Соуз Оссет в Уэйкфилдском диоцезе теплой и радушной. Он говорит: «Возвращение в церковь для меня было лучшим решением, когда-либо сделанным - мне действительно там очень нравится. Но я бы никогда не задумался об этом без приглашения от Элси». Программа «Back to Church Sunday» впервые была опробована в Манчестерской епархии в 2004 году. Тогда в Церковь вернулись более 900 человек. В 2005 году к программе присоединился Уэйкфилдский диоцез, который добился похожих результатов. В Италии вышла книга «Христиане, пришедшие из ислама» Ее написали главный редактор католической газеты «Аввенире» Джорджо Паолуччи в соавторстве с маронитским (восточно-католическим) епископом Камилем Эидом, сообщает «Regions.Ru» со ссылкой на Радио Ватикана. В книге собраны свидетельства мусульман, проживающих в Италии, которые, рискуя собственной безопасностью, приняли крещение. Как рассказал сам Джорджо Паолуччи, «это попытка вынести на свет некий айсберг. В то время, как западные люди, обратившиеся в ислам, стали известными, выступают на телевидении, возглавляют исламские ассоциации и не имеют проблем гласности, мы разыскивали людей, которые по природе собственного опыта с трудом могут познакомить других людей со случившимся с ними, даже если они очень довольны этим». «Речь идет о мусульманах, обратившихся в христианство. Эти люди по собственному свободному выбору пошли навстречу дискриминации, угрозам и, в некоторых исламских странах, потере гражданских прав и риску смертной казни, которые отвергаются собственными родственниками и друзьями, поскольку их обвиняют в вероотступничестве», - рассказал католический журналист. «Первой проблемой было найти людей, обратившихся из ислама в христианство. Все мы слышали об Абдуле Рахмане, 41-летнем афганце, рискнувшем смертной казнью в марте этого года, обвиненном в вероотступничестве, спасенном международной кампанией и ныне живущем в Италии. ... Нашей задачей было познакомиться с историей и личностями людей, обратившихся в христианство не в таких далеких странах, как Афганистан, но здесь, в Европе и Италии». «Одним из результатов иммиграции является то, что ислам оказался среди нас во всей его сложности, включая трудный узел религиозной свободы, узел, который исламским странам, а также разбросанным по всему миру общинам все еще не удалось развязать. Цель нашей книги - понять, почему люди, столь возлюбившие Иисуса, подвергаются преследованиям и смертной казни». «В 1995 году вышла книга Жан-Поля Годеля «Призванные Христом приходят из ислама», целью коей было анализировать эти рассказы с богословской точки зрения. Мы же сосредоточились на самих рассказах и посвятили два года этому исследованию, потому что очень трудно было убедить людей говорить. Нам предстояло отредактировать эти рассказы так, чтобы осталась их суть, изменяя личные данные по причине безопасности. В конце концов мы собрали 30 рассказов лично, по телефону или интернету, остальные были заимствованы из итальянских газет», - рассказал составитель книги. Как утверждает эксперт Ватикана по исламу египетский иезуит Самир Халил Самир, мнение которого приводится в книге, в Коране нет указания на смертную казнь вероотступникам. В четырнадцати сурах упоминается о наказании за вероотступничество, однако всего лишь в одной из них говорится прямо: «Вероотступник будет наказан наказанием в мире сем и мире ином». Вид наказания не уточняется, в то время как Коран в целом очень точно предписывает виды наказания: если крадешь, то отсекается твоя рука, если прелюбодействуешь, получаешь сто ударов хлыстом, и т.д. Следовательно, подчеркивает отец Самир, применение к вероотступникам смертной казни, как это практикуется в Саудовской Аравии, Иране, Судане, Йемене, Мавритании и Афганистане, не исходит из указаний Корана. «Те, кто призывает убивать вероотступников, говорят не от имени Корана. Этот факт важен не только для мусульман, обращающихся в христианство, но и в виду того, что за последние 30 лет вероотступничество стало главным предлогом для истребления политических оппонентов. Анализ отца Самира в этой области - революционен, и я надеюсь, что он послужит поводом для дебатов внутри ислама», - заявил Паолуччи. О числе обращенных из ислама в христианство в Италии Джорджо Паолуччи сказал: «Точных данных нет. Мы можем свидетельствовать о наличии сотен обращенных, прибывших из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Азии. Некоторые приняли крещение в Италии, другие - на своей родине а затем иммигрировали в Италию. Еще некоторые были крещены в других странах, а затем прибыли в Италию». Православная Церковь в Америке выделила пять грантов на поддержку миссионерского служения в 2007 году В конце сентября были определены пять миссионерских общин, которые получат от Православной Церкви в Америке специальный грант на развитие миссии в 2007 году. Об этом сообщает официальный сайт ПЦА. Четыре миссии - св. Германа Аляскинского (Фербэнкс, штат Аляска), св. Христины Тирской (Фремонт, штат Калифорния), свв. Апостолов (Мекэниксберг, штат Пенсильвания) и Христа Спасителя (Стэффорд, штат Вирджиния) - получат грант на первый год своей деятельности. Пятой миссии - св. Вознесения (Маунт-Плезнт, штат Южная Каролина) - будет предоставлен грант на третий, заключительный год работы. Как сообщил председатель отдела по евангелизации Православной Церкви в Америке отец Эрик Джордж Този, целый ряд миссий Северной Америки подал в этом году заявки на получение грантов. Число миссий, которым предоставляются гранты, определяется количеством средств, собираемых в ходе Февральского миссионерского призыва - ежегодной акции, проводимой Православной Церковью в Америке. Каждая миссия получает грант в размере 15 000 долларов. Эти средства идут на обеспечение священника, который обязан проживать на месте служения и работать на полную ставку. «Миссии, получающие гранты, показывают заметный рост, поскольку гранты позволяют священникам-миссионерам посвятить свою энергию и время росту Церкви, - отметил отец Този. - За последние годы около 25 грантов были предоставлены недавно основанным миссионерским общинам». В США показали фильм, призывающий детей умереть за веру Документальный фильм «Лагерь Христа», показанный в ентябре этого года в США, вызвал удивление религиозных деятелей и поднял множество вопросов об отношении христианства к молодежи. Новый провокационный фильм рассказывает о религиозном лагере пастора Бэки Фишера в Северной Дакоте «Дети в огне». Деятельность данного религиозного сообщества заключается в проповедях, страдании за спасение, борьбе за запрещение абортов, а также в поклонении фотографии президента Джорджа Буша, сообщает ABC News. «Я хочу, чтобы они принесли в жертву свои жизни ради истины, как это делают в Палестине, Пакистане и других регионах, - заявил Фишер. - Потому что мы знаем правду». «Много людей полегло за веру», - говорит один из участников лагеря. - И они не испугались». «Нас тренировали как бойцов за веру», - говорит другой. Фильм послужил поводом для раскола между христианами. Некоторые говорят, что фильм создан, чтобы очернить христианскую веру. Другие, включая Фишера, с восторгом приняли идеи, изложенные в нем. «Я думаю, что сейчас наступил решающий момент для большинства христианских церквей, чтобы удержать молодежь и детей в вере», - заявил он. Радикальный религиозный лагерь «Дети в огне» является частью растущего евангелистского движения молодежи. В прошлом десятилетии в США прием в христианские колледжи увеличился на 70%. Продажи христианской музыки возросли на 300% . Были обучены десятки тысяч молодых пасторов. Молодые люди участвовали в христианских музыкальных фестивалях, соревнованиях по катанию на скейтбордах и родео. «Это огромное молодежное движение», - заявила Лорен Сендлер, либеральная феминистка из Нью-Йорка, которая провела несколько месяцев среди верующих, занимаясь исследованием для написания своей книги «Благочестивый». Сендлер считает, что евангелистское движение негативно повлияет на будущее страны потому, что даже самые умеренные молодые евангелисты непреклонны в отношении абортов и однополых браков. Африканцы приносят христианство на светский Запад
В XIX веке западные миссионеры принесли христианство в Африку. А теперь кенийский пастор Патрик Мухоли приносит его на Запад. Когда этот англиканский священник решил стать миссионером, он мечтал проповедовать отдаленным африканским племенам. Но вместо этого он живет в маленькой квартирке прямо над забегаловкой, где продают кебаб, в одном из самых густонаселенных жилых кварталов Британии, и рассказывает о своей вере местным тинэйджерам. «Они задают мне сложные вопросы, например такие: нужно ли верить в Бога, чтобы стать викарием? Или - какой смысл жениться, если все равно когда-нибудь разведешься»? - смеется Мухоли, который носит простую футболку и четки на запястье. Сегодня, когда посещаемость церквей в Европе падает, полные жизни протестантские Церкви Африки посылают много таких, как Мухоли, на Запад, чтобы они завоевывали души людей и оживляли собой пустеющие храмы - ирония судьбы, которая перевернула ситуацию с миссионерами XIX века с ног на голову. Некоторые пытаются привлечь прихожан более «оживленными» службами или обещаниями чудесных исцелений, другие уделяют внимание помощи нуждающимся. Некоторым удалось обратить в христианство тысячи людей, тогда как другие - такие как Мухоли и его жена - сражаются за каждую душу. Многие африканские миссионеры считают, что западные Церкви слишком «робкие». «Церковь в Соединенном королевстве стала стесняться своей веры», - говорит Мухоли, которого наняло англиканское Церковное миссионерское общество. Священник встретился с корреспондентом Reuters в Блекбёрд-Лейсе - бедном квартале на окраине Оксфорда, очень далеко от всемирно известного университета. «Может быть мы, как миссионеры из Африки, можем воодушевить людей, чтобы они могли более бурно стремиться к знанию о Боге», - говорит священник, который до переезда в Англию (страну, в которой он до этого никогда не бывал) работал в Момбасе. ИЗ ЦЕРКВЕЙ В НОЧНЫЕ КЛУБЫ Африканские проповедники впервые начали переезжать в Европу и США в 1970-е годы: тогда их задачей было служить местным общинам эмигрантов из их собственных стран. Но уже в 80-е африканские евангелисты, в том числе англикане, баптисты, лютеране и методисты решили применить более «системный» подход к Западу, который, как виделось им, становился все более и более безбожным. «Мы не могли просто поднимать руки к небесам и молча смотреть, как церкви превращаются в ночные клубы или мечети», - заявил в телефонном интервью Reuters Токунбох Адейемо, бывший генеральный секретарь Ассоциации евангеликов Африки. Дадли Пейт - зимбабвиец, живущий в Найроби. Он работает на англиканскую организацию African Inland Mission. По его мнению, африканские Церкви просто подчиняются евангельскому призыву распространять свою веру, тогда как Церкви на Западе очень часто этот призыв игнорируют. «Африканская Церковь очень серьезно относится к повелению Христа донести Евангелие до всех народов. На западе этому мешают политкорректность и благодушие», - говорит Пейт. ТАНЦЫ В ЦЕРКВИ Африканские миссионеры, как направленные своими собственными Церквами так и приглашенные западными организациями, гордятся своими успехами в Европе. Нигерийский пастор Сандей Аделаджа основал на Украине церковь «Посольство Божье», он проповедовал и заставлял танцевать около 25 000 верующих, по большей части - белых. В результате его церковь стала одной из самых крупных в Европе. А другая община из Нигерии - «Искупленная Церковь Бога», которая собирается построить свой храм «в пяти минутах езды от любого места в мире», имеет свои представительства почти в 40 европейских странах. Одна из самых крупных евангелических церквей в Европе находится на востоке Франции. Церковь, которую основали африканцы, привлекает тысячи верующих каждую неделю. Однако в Блакберд-Лейсе для того, чтобы привлечь души людей к вере, недостаточно одного только африканского напора. За три года работы с подростками в молодежном клубе и в школах Мухоли и его жена все еще ждут своего первого обращенного в христианство. «В Кении очень легко начать гордиться, просто посчитав количество новообращенных христиан. А здесь ты вкладываешь очень много усилий для того, чтобы получить едва заметный результат», - говорит священник. Жизнь в районе, где безработные молодые люди целыми днями курят марихуану на расписанных граффити лестницах и где большинство детей растут в семьях с одним родителем, стала настоящим культурным шоком для Мухоли. Он был очень удивлен поведением тинэйджеров, которые ругаются вслух и не проявляют почтения к старшим - у него дома в Кении принято, чтобы подростки уважительно вели себя по отношению к взрослым. Несмотря на то, что у Мухули совершенный английский, ему было очень трудно понять сленг подростков и их произношение. Иногда Мухоли сомневается в сообразности «миссионерского обмена» - африканские проповедники едут работать с подростками на британских улицах, а британские Церкви посылают миссионеров обращать в христианство африканские племена, которых европейцы едва ли понимают. Африканским Церквам лучше было бы сконцентрировать внимание на своем собственном доме - очень многие жители самого бедного континента в мире никогда не слышали об Иисусе Христе, считают некоторые. «Европа уже слышала евангельскую весть. Мы должны смириться с тем, что некоторые люди отвергнут ее, и двигаться дальше», - говорит Руфус Ньянгатаре - кениец, который два года проработал с нигерийским миссионерским агентством Calvary Ministries в отдаленных районах на востоке Кении. Но Мухоли считает, что ему, как африканцу и иностранцу, проще взаимодействовать с «забытыми» британцами из низшего и среднего класса. «Нас, африканцев, принято считать бедными и слабыми, - говорит Мухоли. - Мы не приходим с властью и не обещаем всем решить все их проблемы, и поэтому люди здесь принимают нас». Ребекка ХАРРИСОН «Reuters» перевод Благовест-инфо КИФА №16(54) октябрь 2006 года |