Преп. Сергий сражался против псевдоморфоз Преподобный Сергий Радонежский и святитель Стефан Пермский приветствуют друг друга. Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский в житии». Первая половина XIX века Сегодня нам хотелось бы кроме анонса конференции «„Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего": общность, общение, община в современном мире», который является некоторым итогом размышлений ее организаторов, опубликовать еще один, совсем иной по жанру материал. Это выдержки из конспекта заседания оргкомитета конференции, проходившего несколько месяцев назад, 6 апреля 2009 г. Нам кажется, что тем, кто будет участвовать в обсуждении, очень важно будет увидеть, как зарождался его первоначальный замысел. Дмитрий Гасак, председатель оргкомитета: Хотелось бы обсудить актуальность для церкви и для общества темы, которую мы хотели поставить, и поговорить о том, как ее лучше сформулировать. Рабочее название конференции: «Общение и община в современном мире». Понятие «общение» практически свободно от идеологических обертонов, а у понятия «община» их очень много. Нам бы сегодня хотелось говорить не об организационной стороне конференции, а по существу ее тематики, т.е. о том, что может способствовать подлинному собиранию и созиданию жизни и в церкви, и в обществе. Кто видел в современном мире общины? Кажется, что само это явление оставлено в первобытном прошлом. Кажется, что все связи и отношения и в церкви, и в обществе выстраиваются в другой плоскости. Ольга Седакова: Может быть, ввести слово «общность»? Это одна из самых пришедших в кризис вещей для всего человечества. Есть ли она? Часто говорят об утраченной общности в нашей стране. Свящ. Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства, ректор СФИ: Об этом придется говорить. Общность - преддверие общинности. Пока нет общности, ни о какой общинности не приходится говорить. Ольга Седакова: От общения к общине сразу не выйдешь. Свящ. Георгий Кочетков: Интересен вопрос о путях к общению и общинности. Люди потому и не понимают общинности, хотя и стремятся к общению, что не видят этих путей. Мне приходилось об этом писать в 1970-х годах. Группа друзей имеет шанс стать общностью, а общность - общинностью. Здесь есть различие, но и определенная последовательность. Давид Гзгзян, зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики (СФИ): Я бы с общности начал. А общинность - кульминация. Общность - общение - община. Общность - предварительное и значимое условие. Общение как содержание и смысл. Анна Шмаина-Великанова, доцент СФИ и РГГУ: У меня два вопроса. Предпоследняя конференция была о солидарности и в какой-то мере эта тема связана с темой общинности. Община в церкви может что-то дать солидарности в обществе. С одной стороны, хорошо, что темы смыкаются, но может возникнуть вопрос об опасной тавтологии. Другой момент: для церковного сознания эта тема связывается с идеями митр. Иоанна Зизиуласа («Бытие как общение») и с темой евхаристии. Получаются две очень мало смыкающиеся линии: о солидарности и евхаристии. Это не возражение, но вопрос. Для кого-то это будет конференция о евхаристии, а для кого-то об устранении конфликтов. Важно предусмотреть участие и тех, и других. Уместно обсуждение и евхаристических, и общественных проблем. Свящ. Георгий Кочетков: Хотелось бы, чтобы было и то, и другое. В ряду наших конференций была еще конференция о противостоянии пустоте. Но ведь именно общение противостоит пустоте. Общение - это то, чем пустоту можно наполнить. Любовь воплощается как дух в общении. Общение не имеет ни утилитарного измерения, ни оценочных суждений. Общение, как любовь, выше всего этого. Хотелось бы эти вещи связать и продолжить. Будем надеяться, что это не последняя конференция. Пусть что-то останется для будущих встреч как потенциальная возможность дальнейшего развития этих размышлений. Хорошо бы вспомнить обо всем: о подходе митр. Иоанна (Зизиуласа), о пустоте, о солидарности, о евхаристии, о существовавших исторически общинах, которые были когда-то большой ценностью для людей, а потом перестали ею быть. До начала XX века на общины смотрели как на что-то позитивное. Затем их стали воспринимать как что-то сдерживающее человека, развитие его личности. Важно раскрыть то, что исторически закрылось, увидеть не использованный потенциал, важный для современного мира. Наш мир все более напоминает боковую тупиковую ветвь. Но мир не может жить в состоянии тупика. Мы должны показать, что полнота жизни возможна и сейчас. Это должна показать община. Независимо от того, с чего человек начинает свой путь: с добра и красоты или с тьмы греха. Я ощущаю эту тему как освобождающую. Люди страшно порабощены условиями и условностями жизни. Дмитрий Гасак: Сейчас такое время, что для серьезного разговора важно с самого начала определить границы разговора. Мы не сможем начать разговор об общине, не обговорив какой-то контекст. Важно избавиться от стереотипов, которые возникают при упоминании понятия «общины». Ольга Седакова: Современное общество - очень групповое, это общество мафий и организованных общин. Индивидуализма уже нет. Как раз индивидуальности в организованном социуме делать нечего. Представьте себе художника, который подает на конкурс свой проект. Он не выдержит противостояния группам и влияниям. Индивидуум, если он не член корпорации, не пробьется. Это не просто деградация, а следствие рассыпанности, атомизации общества. Всем понятно, что одиночкам выжить нельзя, и возникают такие группы выживания. Это темная сторона общности, но именно она господствует. Дмитрий Гасак: «Я» имеет отношение к «себе» и «своему». При склонности к корпоративному сознанию это идет не изнутри человека, который заботится об интересах корпорации, а от его собственных интересов, которые нельзя решить вне такой группы. Ольга Седакова: Корпорация - это не цель, а средство. Свящ. Георгий Кочетков: В основе все тот же индивидуализм. Слипшиеся молекулы больного общества. Ольга Седакова: Коллективный эгоизм страшнее, чем частный. Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ: В.В. Бибихин как-то в начале 1990-х годов сказал: «Община - это же страшно». В то время для умного человека это значило что-то тоталитарное. Свящ. Георгий Кочетков: Да и сейчас так же. Зоя Дашевская: Важно показать все подлинные возможности христианской жизни в Церкви. Групповая корпоративность противоположна церковной традиции. Ольга Седакова: Бибихин, при взгляде на церковные общины на Западе, говорил: «Я понимаю, что им хорошо друг с другом, но я как человек с советской правдой коллективизма на это не способен». Особая тема - как излечить эту травму. Анна Шмаина-Великанова: Главная задача человека - отстоять свою личную свободу. Кредо советского интеллигента: «Вы не дождетесь от меня, чтобы я к чему-нибудь примкнул». Ольга Седакова: В нашей стране после всего пережитого опыта страшно травмирована сторона общности, доверия, возможности к чему-то принадлежать. Как нигде. Свящ. Георгий Кочетков: На самом деле об этом и нужно говорить. Вспомнить преп. Сергия, говорившего о преодолении «ненавистной розни мира сего». Это и об общении, и об общине. Он был против псевдоморфоз. Здесь и преемственность очень важна, и актуальность.
Преображенское содружество малых православных братств и Свято-Филаретовский православно-христианский институт проводят международную конференцию «„ДАБЫ ВОЗЗРЕНИЕМ НА СВЯТУЮ ТРОИЦУ ПОБЕЖДАЛСЯ СТРАХ ПЕРЕД НЕНАВИСТНОЙ РОЗНЬЮ МИРА СЕГО": Общность, общение, община в современном мире» Москва 30 сентября - 2 октября 2009 г. Ежегодные конференции Преображенского содружества малых православных братств - это попытка разобраться в смыслах настоящего, в том, что происходит сегодня с нашей церковью и нашим обществом. В этом году мы предлагаем поразмышлять о том, что мы можем противопоставить «ненавистной розни мира сего», в современном мире подчас рядящейся в одежды корпоративности, идеологической консолидации, войны «своих» против «чужих». Общность, общение и община, с нашей точки зрения, являются главными аспектами духовного противостояния «ненавистной розни мира сего», какие бы формы она ни принимала. Следуя завету преп. Сергия Радонежского, мы предлагаем, в первую очередь, обратиться к общине, как к той сфере церковной жизни, в которой образ общения, данный в Святой Троице, ищет своего воплощения, к общине, как принципу и основе личностного единства в церкви. Однако не меньший интерес для нас представляют пути и способы формирования различных социальных общностей, если в их основе лежит стремление к подлинному общению людей. Сама универсальность понятия «общение» предполагает различные подходы к нему: общение Святого Духа в Церкви, церковное общение между людьми в духовном делании и в таинствах, общение в красоте и доброте через культуру, социальное общение как фактор формирования гражданского общества и т.д. Анализ особенностей общения и общинной жизни в современном мире невозможен без оглядки на историческую перспективу, на труды русских и европейских богословов и философов, на опыт новомучеников и исповедников российских, на пути, обретенные другими странами и конфессиями. Нам интересно все, что может помочь всем нам освободиться от страшно травмированного в советское и постсоветское время опыта единения людей и победить страх перед «ненавистной рознью мира сего»; обрести те подлинные общность, общение и общину, которые в совокупности и представляют собой жизнь, способную стать положительной альтернативой и отчаявшемуся индивидуализму, и жесткому корпоративизму. Оргкомитет: Председатель оргкомитета, проректор СФИ Дмитрий Сергеевич Гасак; Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29-38 Тел/fax 624-9250; 623-0380; e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
КИФА №8(98) июнь 2009 года |