gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Ответы на вопросы arrow Обязана ли смоковница приносить плоды. Ответы на вопросы Открытых встреч
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
24.03.2008 г.

Обязана ли смоковница приносить плоды

Ответы на вопросы Открытых встреч

Притча о бесплодной смоковнице
Притча о бесплодной смоковнице. Елена Черкасова. 2000 г. Холст, масло.
- Непонятна евангельская притча о смоковнице. Разве обязательно ей приносить плоды, ведь она хороша сама по себе, радует глаз человека. Зачем было её губить из-за отсутствия  плодов?

Свящ. Георгий Кочетков: Если эта смоковница растёт у вас на  огороде или где-нибудь в саду то, конечно, не стоит губить ее из-за отсутствия плодов. Но если она центральный образ притчи - это ситуация совсем другая. Ведь смысл этой притчи в том, чтобы поговорить о плодотворности христианской человеческой жизни, и поэтому здесь без плодов никак не обойтись. О том, что человек гибнет, когда не приносит плода, что он теряет всё, когда закапывает в землю талант, - об этом говорить стоит. Вникните сами в свою жизнь, посмотрите, что происходит, когда вы теряете впустую время, силы, средства, когда жизнь проходит не поймёшь как, когда вы, действительно, можете сказать о себе, что вы бесплодны. Если вы бесплодны, то, наверное, испытываете большой дискомфорт, потому что чувствуете, что жизнь уходит впустую, всуе, что вы гибнете. Вот о чем эта притча. А законы притчи позволяют говорить о гибели - и даже о гибели не только смоковницы, но и людей, если они оказались персонажами этой притчи. И когда говорится, что необходимо предать злой смерти кого-то - тех виноградарей, что не пустили сына хозяина виноградника к себе для сбора плодов или же тех, кто отказался придти на брачный пир - то при этом не имеется в виду, что надо кого-то убивать или истреблять буквально. Смысл этих притч прежде всего в наставлении: делайте то, что Бог велит, в чём есть сила духа, что может принести достойный плод.

- У меня есть икона Сергия Радонежского, на которой написано: «Святой угодниче Божий Сергие, моли Бога о нас». Значит, Сергий Радонежский - посредник между Богом  и мною?

О. Георгий: В каком-то смысле нет, в каком-то смысле да. Это зависит от вас, от того, как вы сами это ощущаете и чувствуете. Если вы подходите к своей матери и просите: «Мамочка, пожалуйста, помолись за меня, у меня сегодня важное дело (или: я плохо себя чувствую)», как вы ощущаете свою мать, - как посредницу между Богом  и собой или просто как друга, который вам в чём-то помогает - и духовно, и по-человечески душевно, своим словом и делом? Если вы думаете, что это вопрос посредничества, ну, пусть будет посредничество, а если вы думаете, что это не вопрос посредничества, то тогда всё обретает новые краски и новые черты. Надеюсь, что ваши мысли ближе ко второму случаю.

- Зачем подавать записки в церкви, если никто не знает людей, имена которых я записываю?

О. Георгий:  Записки в церкви подаются для молитвы, это то же самое ходатайство. Конечно, лучше всего знать людей, тогда молитва о них становится более осмысленной и более личностной, и значит, более сильной и глубокой. Но вы же не всегда просите помощи для себя и для своих друзей у тех, кто хорошо знает ваших друзей или вас. Иногда можно попросить и людей не очень хорошо знакомых, просто рассчитывая на их доброту. Вот то же самое и здесь. Сила молитвы может действовать и тогда, когда кто-то молится, не зная людей, хотя, повторяю, я лично считаю, что лучше знать. Но если вас это смущает, можете не подавать записку и читать ее сами. Помните об этом церковном правиле, и всё у вас будет благополучно.

- В молитве «Отче наш» есть слова: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Что значит прощать? Дело в том, что мне некоторые люди должны деньги и не отдают. Я должен их простить?

О. Георгий:  Если вам кто-то должен деньги и не отдает, вы можете поступить по-разному. Можете простить - просто забыть об этом, считать, что вы пожертвовали свои деньги - а можете поступить по-другому, считая, допустим, что вы не можете прожить без этих денег, или что справедливость в данном случае важнее. По справедливости надо отдавать. Можно требовать, можно, в конце концов, подать в суд. И вы не согрешите, если это сделаете. Здесь многое зависит от того, как в том или ином случае проявляется воля Божья, где она лучше проявляется. Потому что в одних случаях, действительно, людям лучше оказать милосердие и с них ничего не требовать, а в других - наоборот, чтобы их не развращать, чтобы не попустительствовать злу, надо с людей спросить, почему они не выполняют свои обещания, почему они не делают то, что должны по чести и совести делать. Так что решение этого вопроса - за вами.

- Вот некоторые говорят, что нужно уметь отделять человека от его греха. Но возможно ли это? Ведь человек и его грех - это нераздельное целое.

О. Георгий: Правильно говорят. Ведь не случайно сказано Достоевским: «Люби человека и в грехе его». Святые отцы говорили: «Не люби грех, но люби грешника». Другое дело, что, действительно, отделить одно от другого невозможно. Но как невозможно? Невозможно в каком-то физическом смысле. А в духовном - можно. Можно любить человека, даже если ты точно знаешь, что он грешник, и даже, может быть, тяжёлый грешник. Более того, всем известно, что к грешникам иногда возникает куда более глубокое чувство сострадания, милосердия, а то и жалости, чем к праведникам. Праведность часто бывает более холодной, более формальной, более законнической, и это может не вызывать большой симпатии. Человек-грешник, если он сам страдает от своего греха, если он не безразличен к этому, если он не циник, если он не совершает грех лишь бы грешить, если он не делает это заведомо во вред людям и Богу, церкви, невольно вызывает к себе чувства добрые. Всегда хочется помочь такому человеку, протянуть ему руку, как утопающему, как поскользнувшемуся, как падающему. И это, по-моему, совершенно естественно и нормально для всех, даже для людей не очень верующих. Так что действуйте, это вопрос любви. Если вы человек верующий, вам будет легче полюбить человека, не любя грех, если вы человек неверующий, вам будет это сделать значительно сложнее. Но не невозможно. Старайтесь.

- Как могло случиться, что Бог вёл израильский народ в землю обетованную для того, чтобы были уничтожены другие народы, проживавшие в этой земле? Справедливо ли это?

О. Георгий: Все вопросы, касающиеся Ветхого завета - это вопросы, требующие специального подхода. В центре Ветхого завета - полученное израильским народом откровение от Бога о том, что Бог един, что Он один - Творец Неба и Земли, что Он, Бог Авраама, Исаака и Иакова - живой, истинный Бог, Которого надо слушаться. Другие народы такого откровения в то время ещё не получили. Они были язычниками. Поэтому в Ветхом завете откровенно говорится: для того, чтобы вы не развратились, нужно предать заклятию и людей, и скот, и имущество тех народов, землю которых вы заселяете, выйдя из Египта. Конечно, если смотреть на эти отношения с современной точки зрения, с точки зрения политической и социальной справедливости, это несправедливо. Но Библия здесь показывает только одно: что надо сохранить веру в единого Бога, и что эта ценность абсолютная, большая, чем любое приобретение. Всё остальное описывается в духе нравов того времени. Так, как поступали израильтяне, поступали бы и другие народы. Так было принято в то время. Я думаю, что и в наше время есть много таких вещей, которые, может быть, через пятьсот лет будут казаться страшной дикостью, и люди будут спрашивать: «Как же они могли так поступать, так думать, так делать?» Что делать, люди сильно меняются и они далеко не совершенны. Так было и в древности.

- Как научиться прощать не всех, а одного?

О. Георгий: Прощать - значит исправить отношения, выправить то, что искривилось, извратилось, пошло не по верному, а по греховному, злому пути. Поэтому прощать всегда трудно. И всех прощать трудно, а конкретного человека, если он тебя сильно обидел, если он сильно, тяжко пред тобой согрешил - ещё труднее. Всех прощать бывает иногда легче, потому что как бы отвлекаешься от тех конкретных тяжких последствий грехов, которые в этом случае не видны. А вот когда речь идёт о конкретном человеке, видишь, прежде всего, последствия греха.

Хорошо бы мы всегда видели последствия грехов - и всех, и одного. Тогда бы мы, во-первых, стремились быстрее прощать, и прощать до конца, а во-вторых - мы бы поняли, что простить можно только тогда, когда имеешь к человеку любовь, когда имеешь веру в человека - в то, что он может исправиться, и в то, что силой духа, силой добра, и света, и любви, и веры, человек может, действительно, творить чудеса и в себе, и вокруг себя. Поэтому набирайтесь этой силы веры, любви и благодати, набирайтесь милости, потому что Господь милостив, и вы увидите, что прощение каждого человека - это великая благодать, которая за собой влечёт множество добрых плодов не только для вас, но и для всех вокруг вас.    

КИФА №4(78) март 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!