СВОБОДА И ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКАСвятые новомученики и исповедники. Икона. XX век.
Светлана Чукавина, председатель братства во имя новомучеников и исповедников российских: Наше братство готовит круглый стол на тему, предварительное название которой - «Свобода и достоинство человека». Мы думали, что раз уж у нашего братства есть такое имя, значит, нужно говорить об опыте новомучеников и исповедников. Но просто что-то рассказывать о них - это не совсем формат круглого стола или семинара, на котором предполагается живой разговор. Нам кажется очень важным, чтобы произошел именно такой живой обмен мнениями. И когда мы стали думать, на что мы можем опереться в опыте новомучеников, который мы только недавно стали изучать всерьез, мы поняли, что, если говорить о свободе в этом контексте, то самое удивительное в опыте новомучеников - то, что они могли оставаться свободными людьми, несмотря на внешнюю не только несвободу, но и настоящие узы. Мы стали думать, что еще было в них, о чем важно знать нам, и поняли, что это то, что они были действительно людьми, что они не потеряли человеческого образа, при том что многие люди в тюрьмах и лагерях его теряли, об этом есть свидетельства. Известно, что советский режим во многом был направлен именно на то, чтобы человек перестал быть человеком. А они смогли остаться людьми и не потерять человеческого достоинства. Так мы вышли на это слово. Нам показалось, что это для нас очень важно. Эта тема важна сейчас и для общества. Если сравнивать нашу жизнь с жизнью 60-х, 70-х или 80-х, когда люди тоже в ситуации внешней несвободы умели оставаться людьми мыслящими, читающими, интересующимися всем, что творится в мире в области культуры, в области духовной, научной, то мы увидим, что сейчас люди живут по-другому. Общий уровень культуры жизни очень низок в нашей стране. Люди или уезжают, потому что не надеются осуществиться здесь, или сползают на уровень только материальной жизни, престижного отдыха, зарабатывания денег, карьеры и т.д. Непонятно, как сейчас человеку можно найти путь, как жизнь человека может быть осуществлена на подлинной глубине. Мы надеемся пригласить людей - наших родных, знакомых, которым будет интересна эта тема. Когда мы стали думать о наших родных и близких, оказалось, что среди них много людей, которые потерялись сейчас в жизни. Умея критиковать то, что есть вокруг них, они не видят никакого позитива, не видят пути, который мог бы изменить ситуацию в стране. Нам кажется важным рассказать людям о том, что можно многое сделать, если изменится духовная ситуация в каждом человеке. Тема о достоинстве человека - это тема антропологическая, напрямую связанная с образом и подобием Божьим в человеке, сыновством человека Богу и еще напрямую связанная с темой свободы, потому что свобода и достоинство - две стороны одной медали, которые никак нельзя разорвать. Тем, кто хочет участвовать в круглом столе, мы предлагаем вместе с нами в качестве подготовки читать работы Бердяева и других авторов по антропологии, а также расшифровку беседы о. Георгия Кочеткова с Александром Гордоном «Антропология Христа» (ссылка на этот текст есть на сайте Свято-Филаретовского института). Сейчас мы ищем те острые вопросы, о которых хотелось бы поговорить. Конечно, мы обязательно затронем проблему прав человека, потому что это та альтернатива достоинству, которую общество предлагает человеку. Мы хотим поговорить и о том, как человек может сохранить свою неприкосновенность, уникальность, т.е. именно достоинство, и как это соотносится с тем фундаментальным представлением о человеке, которое есть в традиции церкви. Мы выбрали эту тему еще и потому, что проблема достоинства человека в церкви сейчас тоже стоит очень остро. У нас в церкви не всегда сегодня есть условия для того, чтобы человек, приходя в нее, свое достоинство обретал. Мы это знаем очень хорошо. Кифа: Какова конечная цель этого семинара? В каком случае вы будете считать, что он удался? Светлана Чукавина: Круглый стол удастся, если мы найдем новый язык - не язык наших внутренних, внутрибратских разговоров, а язык, благодаря которому в обсуждение может включиться любой человек. Для нас это сейчас большая проблема - найти этот стиль, почувствовать, о чем с людьми можно разговаривать, не имея в виду только самих себя, свой опыт и свой собственный путь. Думаю, что это проблема не только нашего братства, но и других братств Содружества. Не случайно мы проводим именно конференцию - ее проблематика и стиль обсуждения должен быть открыт для всех людей, причем не только не входящих в наше братство, но и нецерковных. Думаю, если в какой-то мере это удастся, то и наш семинар тоже удастся. Конечно, первое, что в жизни человекавосстанавливается одновременно с исходом из рабства греху, - это то, что он начинает ощущать прощение Божье, любовь Божью, общение с братьями и сестрами. У нас этот опыт у каждого есть, мы можем свидетельствовать о нем людям. Если мы сможем о нем рассказать так, чтобы это было адекватно, членораздельно, было духовным свидетельством, а не просто эмоциями, то это тоже будет удачей семинара. КИФА №12(50) июль 2006 года |