19 апреля в МГПУ прошла межвузовская научно-практическая конференция «Музыка и этика» 19 апреля в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), на музыкальном факультете, кафедрой истории и теории музыки и музыкального образования была проведена межвузовская научно-практическая конференция «Музыка и этика». На пленарном заседании, собравшем более 50 участников, преподавателей и студентов, прозвучали 11 докладов, представленных известными учеными и педагогами из МГПУ и других учебных заведений (Московская консерватория, Институт художественного образования РАО, Институт искусствознания, Московский педагогический государственный университет, Российская академия хорового искусства, Свято-Филаретовский православно-христианский институт). В ходе конференции докладчики рассматривали проблему нравственности по отношению к музыкальным произведениям, а также размышляли о нравственных основах музыки и этических основах музыкального образования. От СФИ в работе конференции с докладом «А.В. Бакушинский о музыкальности древнерусской иконы» выступил м. богосл., канд. пед. н. А.М. Копировский. Он представил неопубликованный архивный материал, в котором содержится высказывание выдающегося искусствоведа, классика отечественной музейной педагогики А.В. Бакушинского о «музыкальности» в иконописи на примере псковской иконы XV века «Мученица Параскева и святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий». Докладчик показал, что А.В. Бакушинский не анализировал художественные качества иконы, а призывал к переживанию образа, он считал, что лишь вглядываясь и «вслушиваясь» в икону, можно проникать в ее содержание. На примере одной иконы А.В. Бакушинский показал, что при первом впечатлении воспринимается мерный строй фигур, подобный унисонному пению, осознается их единство. По мере приближения к иконе ощущается, что сочетание ярких цветов на золотом фоне создает радостный перезвон, он охватывает зрителя, и зритель начинает «слышать», цвет ощущается как звук. В последнюю очередь, в непосредственной близости от иконы, воспринимаются лики святых, исполненные огромной духовной силы и выразительности, для которых все остальные живописные элементы иконы служат лишь своего рода «фоном». В заключение А.М. Копировский отметил, что А.В. Бакушинский предостерегал от увлечения анализом иконописи, идущим от понимания иконы как примитива. Богатство выразительных средств и художественная целостность иконы, проявившиеся, в частности, в «музыкальных» ассоциациях при ее восприятии, прямо соотносились им с духовностью, объединяющей эстетическое и этическое действие иконы на зрителя. Тема конференции была признана весьма актуальной всеми ее участниками. В следующем году кафедра планирует вернуться к ней вновь. Предполагается, за счет некоторого сокращения количества докладов, выделить больше времени как для докладчиков, так и для свободной дискуссии. Источник (URL): http://www.sfi.ru |