16 - 17 марта в Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования» Конференция, посвященная 415-й годовщине со дня рождения этого христианского мыслителя, философа и литератора, педагога и общественного деятеля, была организована Академией Последипломного Педагогического образования (АППО), Институтом развития образования «Смена», Ассоциацией преподавателей религии и богословия в Восточной и Центральной Европе. Среди более чем 20 выступлений на конференции выделялись следующие доклады: • д-ра философии и богословия, проф. Тюбингенского университета К.Э Нипкова (Германия), автора книги «Ян Коменский сегодня» - о значении Яна Коменского для педагогики нашего времени, • зав. кафедрой истории педагогики АППО, дфн проф. М.В. Захарченко - о цели и содержании образования по Я.А. Коменскому, • дпн проф. И.А. Колесниковой о педагогической реальности в контексте наследия Я.А. Коменского, • кпн С.М. Марчуковой, представившей свою книгу «Ян Амос Коменский - человек в «лабиринте света», • прот. Владимира Федорова - о воспитании толерантности, примером которой во многом был Я.А. Коменский. С большим интересом был выслушан доклад доцента Свято-Филаретовского института, м. богосл., кпн А.М. Копировского: «Храм Премудрости» Я.А. Коменского как образ и модель образовательного процесса в области приобщения к искусству». Многие выступавшие подчеркивали христианский характер педагогической системы Коменского, имеющей главной целью богопознание, что замалчивалось или искажалось в советский период. Внимание и живой интерес, проявленный участниками и гостями конференции к наследию великого педагога XVII века, были лучшим свидетельством об актуальности этого наследия. Материалы конференции будут опубликованы. Справка: Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в семье члена протестантской общины «Чешских братьев». Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала. Переехав в Амстердам, Коменский закончил работу над капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Был последним епископом общины «Чешских братьев». Скончался в 1670 г. Цель воспитания у Коменского - подготовка человека к вечной жизни. Поскольку человек представляет собой часть природы, то он должен подчиняться общим ее законам, и все педагогические средства должны быть природосообразными. А это предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование. В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Он был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную, и единую образовательную систему - от начального обучения до высшего образования. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Источник (URL): http://www.sfi.ru |