КАК ЦЕРКОВЬ ОТНОСИТСЯ К ЭВТАНАЗИИ?
Ответы на вопросы открытых встречВопрос: Как Церковь относится к эвтаназии? Свящ. Георгий Кочетков: Конечно, Церковь не верит ни в какое «благосмертие» (слово «эвтаназия» переводится именно так - «благосмертие» - как будто смерть может быть блаженной или счастливой!) Но смерть не может быть ни блаженной, ни счастливой, ни радостной. Ни для кого. Это всегда мучение. Это всегда следствие греха. Поэтому и Христос молил Отца о том, чтобы чаша миновала Его. Даже Он! Да, мы все хотели бы, чтобы смерть для человека проходила бы более мирно и спокойно. И в одной из церковных молитв, каждый день звучащих в храме, мы слышим: «христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной у Господа просим». Безболезненная, непостыдная, мирная кончина – это, конечно, лучший вариант. Но хотя можно облегчить смерть человеку, нельзя отменить страха и ужаса перед смертью. Смерть всегда враг Богу. Поэтому Христос, Победивший смерть, для нас не просто великий человек, не просто великий пророк, а действительно Сын Божий, Тот, Кого можно назвать Богом. Рембрандт ван Рейн. Петр и Иоанн исцеляют калеку в воротах Храма. Церковь делает смерть менее страшной тем, что помогает людям не унывать. Те, кто работает в хосписах, или священники, которые исповедуют людей перед смертью, или родные, которые поддерживают до конца своих близких, в этом смысле поступают нормально и благородно. Но, конечно, просто убивать человека, только потому, что ему тяжело перед смертью, недопустимо. Да, есть проблема, когда человек на искусственных автоматах может жить практически бесконечно без всякой надежды на какое-либо улучшение, и тут нужна мера. В некоторых странах ставят таймеры, которые сами отключают эти аппараты, чтобы люди не касались этого своими руками, чтобы они не согрешили пред Богом и перед людьми. Но нельзя принимать эвтаназию как право врачей, пусть даже самых честных и доброжелательных. Потому что всегда есть возможность медицинской ошибки, всегда есть человеческие страсти – никто не знает, кто и по каким причинам может быть заинтересован в чьей-либо смерти. И чтобы не открыть дверь этим страстям и страшным порокам, нельзя признавать эвтаназию в современном смысле слова, медицинскую эвтаназию. Но всячески поддерживать людей, всячески облегчать последние моменты их пребывания на земле и можно, и нужно, и благородно, и праведно. Вопрос: Как Церковь относится к назначению наркотиков больному, который не может терпеть боль? О. Георгий: Наркотик, как и змеиный яд, в определенной мере может быть полезен. Он может быть лекарством. Если человек не может терпеть боль, то подавить боль - это благородное дело. Естественно, можно злоупотребить наркотиками - человека можно сделать наркоманом. Вот эта граница не должна переходиться никогда никем. Но сама по себе терапия такого рода бывает необходимой. Однако нужно уметь выбирать наркотики и здесь знать во всем меру. Врачи же при этом должны очень смотреть за своим духовно-нравственном состоянием - впрочем, как и все другие люди. Вопрос: Если Церковь говорит, что нужно лечиться, то почему она отрицает знахарство? Насколько много среди людей, занимающихся этим, шарлатанов, насколько настоящих знахарей? О. Георгий: Дело в том, что неизвестно, что лучше - знахарство или шарлатанство. Шарлатанство - это просто халтура. Халтура может, конечно, принести большой вред больному, который слишком верит тому, кто выступает в роли знающего человека. А «знахарь» - это тот, кто знает, ведун. Отсюда, к слову говоря, производно и понятие «ведьма», «ведьмак» и т.д. «Ведьма» - это та, которая знает, «ведун» - это тот, кто знает больше, чем другой. Это всё одно и то же. Что вам больше нравится - шарлатан- ство или ведьмовство? Полагаю, что вам не понравится ни то, ни другое. Я лично считаю, что более опасным является ведьмовство. Дело не в том, может человек вылечить того или другого человека от физической немощи, важно, какими средствами он это делает. Если средства негодные, то ещё неизвестно, что лучше - исправленное здоровье, но утерянный духовный путь или, наоборот, оставшаяся физическая болезнь, но духовное здоровье. Если уж не получается в ряде случаев людям соединить одно с другим, то нетрудно установить здесь некоторую иерархию ценностей. Ведь что делает «знахарь»? Если понимать под знахарством некие магические действия, которые просто затуманивают сознание человека, хотя и, предположим, с добрыми намерениями, которые превращают человека в безвольное существо, подвластное всяким посторонним силам, то даже при условии, что физическое состояние улучшается, духовно-нравственное состояние человека в лучшем случае не улучшается. Вот из этого надо исходить. И знахарство как магическое действие Церковью не признается. Оно гонит, уничтожает свободу человека. А вот лечение, нормальное лечение, причем не только традиционное (могут быть нетрадиционные методы - иглоукалывание, акупунктура, если, конечно, это не переходит в какие-то магические действия) - это приемлемо в свою меру. Вопрос: Как церковь относится к пересадке органов или переливанию крови? Что при этом происходит с духом человека? Когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения, он подхватывает другой дух. То же происходит и при переливании крови? О. Георгий: Не очень понятна связь алкоголизма с переливанием крови, думаю, что это несколько поспешное суждение. Я полагаю, что переливание крови, а также пересадка органов никаким образом не затрагивает духовную сторону человеческой жизни. Ведь когда Священное писание говорит нам о том, что душа человека в крови его, оно, во-первых, говорит не о духе, а о душе, во-вторых, говорит о душе в смысле жизни, в-третьих, говорит о принципе жизни, осохранении, преемственности жизни. Ведь понятно, что когда в человеке нет крови, то он умирает. Но переливание крови - это не отнятие у человека крови, это не выливание его крови, а это переливание крови, это совсем не одно и то же. Душа человека в крови не в смысле просто физической крови, а в смысле того начала, которое помогает человеку жить, т.е. не терять душу. Пересадка органов это ещё понятнее, проще. А относительно алкоголизма - не знаю, никогда в жизни не был пьяным, поэтому не могу сказать, вселяется ли в человека опьяневшего злой дух. Может быть и вселяется, судя по поведению некоторых алкоголиков или просто сильно выпивших людей. Ведь то, что они делают и говорят, ни в какой нормальный образ этих людей не вписывается. Видимо, вы из этого исходите, говоря, что в них вселяется дух чуждый, дух злой, дух мрачный, дух скользкий, лукавый и от вратительный. Вопрос: Разве можно уйти от Бога, если Он везде? О. Георгий: Что значит - везде? Если вы считаете, что Бог разлит везде в природе, то вы просто пантеист, или, по-другому, язычник, т.е. человек, который не знает личного Бога, Бога-Творца мира и всего, что в нем. А если вы думаете, что Бог обладает свойством Вездесущего в том смысле, что всё может быть пронизано Духом и Любовью от Бога, если Бог пошлёт этот Дух и эту Любовь людям или каким-то событиям или вещам, то это другое дело. Но это не значит, что Бог везде и во всём, потому что, например, во зле и в грехе Бога нет. Ни в каком предательстве, ни в какой подлости и злости Бога нет. А все это занимает немалую долю человеческой жизни. Так что уйти от Бога очень даже легко, достаточно войти в сферу, где Бога нет. Но не дай Бог вам это когда-либо сделать. Вопрос: Дают ли деньги свободу? Если да, то как объяснить парадокс: свобода - от Бога, а сребролюбие - грех? О. Георгий: Смотря что понимать под свободой. Деньги и дают свободу, и отнимают её. Сказано: корень всех зол - сребролюбие. Человек может в каком-то одном отношении получить свободу, но в других отношениях эту свободу потерять, как обычно и бывает с людьми, обладающими довольно значительными денежными средствами. Деньги могут освободить человека в какой-то конкретной житейской ситуации, но это не та свобода, которая имеет божественное происхождение. Мы говорим: Бог есть Свобода, но имеем в виду другую свободу - Свободу, которая свойственна Духу Божьему. А Дух Божий не связывается, и дары Духа тоже не вяжутся людьми, даже если они могут человека физически нейтрализовать, даже убить, или так или иначе ограничить его деятельность в этом мире. Поэтому-то и о свободе в отношении к деньгам говорить невозможно: купить свободу, как и благодать, нельзя. Человек, который задумал купить благодать или свободу за деньги, это большой грешник или человек очень неразумный, который совсем не знает, что деньги приносят и чего от человека требуют. Поэтому надо стремиться к Свободе Божьей, Свободе Духа, но не путать эту свободу с произволом, с возможностью жить по собственному желанию, просто «по своему хотению», «по щучьему велению». Это также как с любовью. Надо искать Любовь от Бога. Но не всё, что люди называют любовью, есть Любовь от Бога. Вопрос: Настоящая свобода - это зависимость только от Бога и больше ни от кого и ни от чего? О. Георгий: Настоящая свобода - это независимость ни от кого и ни от чего, в том числе и от Бога, потому что Бог есть Свобода, и человек, который обладает Духом Свободы, он в Боге. Он не зависит от Бога, он живёт полноценной жизнью в Боге и в Духе Божьем. Это большая разница. Бог не отнимает у человека свободу, если только человек живёт не под законом, а под благодатью и истиной. «Закон через Моисея, благодать же и истина через Иисуса Христа», - мы слышим эти слова евангелиста Иоанна в первый день Пасхи, и нам, конечно, принципиально важно помнить, что устанавливая себе границы в этом мире, границы Закона, который помогает нам в этой жизни, который действительно устанавливает некоторую нашу зависимость, мы не можем ограничиться одним Законом. Мы ищем при этом благодать и истину, которые не являются границами, которые не устанавливают отношений зависимости с кем бы то ни было, которые выступают против рабства, всякого вида рабства, в том числе против рабства у Бога. КИФА №11(49) июнь 2006 года Здесь Вы можете задать свой вопрос священнику >> |