Почему в церкви не приветствуется общение?
Вопрос: Почему в православной церкви не приветствуется общение? А.М. Копировский, катехизатор (Свято-Андреевское братство): Понимаю, чем вызван этот вопрос: стереотипом, что церковь - это строгие, сухие, мрачные люди, которые стараются больше молчать и не общаются. Но нужно помнить, что типов общения очень много, и они не сводятся лишь к разговорам. В современном обществе очень распространено безответственное, ни к чему не ведущее общение - бесплодное, бесплотное. Такое общение вряд ли совместимо с жизнью верующего человека. Конечно, это не значит, что в церкви невозможны никакие шутки, никакая радость. В ней гораздо больше места для радости, чем вне ее. Вопрос: По какому праву старушки, которые уже всё знают о вере и церкви, как бы присваивают себе храм, его пространство, чувствуют себя в нем хозяевами, а на вновь приходящих только шикают и ругаются? А.М. Копировский: Потому что они, и правда, думают, будто они все знают о вере. Человек должен понимать, что он не все знает. С другой стороны, важно помнить, что именно бабушки наполняли храмы в советское время, они как-то их содержали, ремонтировали и так далее. И очень часто, благодаря им, храмы не были закрыты - по крайней мере, некоторые. Я думаю, сегодняшняя ситуация может измениться только если в храм придут люди, действительно знающие церковное учение и традицию, и реально возьмут на себя заботу не только о храмах, но и об этих старушках. Вопрос: Многовековая монашеская традиция говорит о необходимости ухода человека из мира. Об этом и все святые отцы пишут. Почему настоящему христианину нужно уходить из мира? И тогда: так ли уж необходимо церковное общение в свете православной традиции? А.М. Копировский: Отречение от мира - не монашеская традиция. «Не любите мира, ни того, что в мире» - эти слова были написаны для всех. Но встает вопрос - отречение от какого мира? Христианство связано именно с поиском нового мира - Царства Небесного. Когда человек видит, что тот мир, который его окружает, очевидно живет против Божьей воли, он начинает искать иного, и тех, кто ищет иной жизни, - и находит! Вопрос: Что делать, чтобы действительно быть христианином? Например, я хожу в храм на богослужения, еще там проводятся встречи о вере, на которые я хожу. Этого достаточно? А.М. Копировский: «Достаточного» здесь вообще не бывает. К тому же, можно ходить в храм, на встречи, но не быть христианином, делая все это только для себя. А христианином человек становится, когда почувствует, что во Христе есть то, чего нет ни в ком другом, и пойдет за Ним. Тогда будут естественными и храм, и встречи о вере. Вопрос: Откуда появилась церковная традиция после причастия молчать, уходить в себя, не давать целования другим и т.д.? Это древняя традиция или нет? А.М. Копировский: Традиция ухода в себя скорее восходит к язычеству, чем к христианству; она и теперь существует в обществе. Однако очень понятно, почему она возникает в связи с причастием. Эта граница - просто реакция на недостатки людей, на легкомысленное отношение к тому, что сокровенно и что можно оскорбить и профанировать. Да, иногда это доходит до крайностей: я помню одного священника, который всерьез требовал после причастия три часа молчать. Но, конечно, то, что на самом деле есть в церкви - гораздо шире, гораздо разнообразнее и живее, а то, о чем вопрос - скорее напоминание, что человек не должен переходить слишком быстро к повседневности. КИФА №3 (61) март 2007 года |