Конференция «Задачи, принципы и организация катехизической деятельности Русской Православной Церкви» на XV Рождественских чтениях 31 января 2007 г. Репортаж участника На прошлогодних Рождественских чтениях по благословению патриарха была сформирована рабочая группа для подготовки общецерковного документа по катехизации. К нынешним Рождественским чтениям работа выполнена только отчасти. Три главы документа выложены в интернете на сайте Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии http://www.prokimen.ru/ Остальные – в стадии доработки. Цель работы группы и нынешней секции, как было сказано ведущими – собрать активные церковные силы. Вели секцию епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх и священник Игорь Киреев, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Нарисовав оптимистическую картину православного возрождения в России (сотни монастырей, тысячи храмов, десятки духовных школ, год от года растущие по численности и по кругу затрагиваемых проблем Рождественские чтения), владыка Аристарх говорил о катехизации как о «религиозном образовании для подрастающего поколения». Характерными были выражения вроде «духовное и катехизационное образование, наш вклад в процветание нашего Отечества», «катехизационная деятельность связана с ОПК» и т.п. Особенно интересно было четко сформулированное пожелание владыки Аристарха прописать в документе функцию контроля и надзора за катехизической деятельностью. В конце докладчик пожелал плодотворной работы по подготовке документа для утверждения Священным синодом. О. Игорь Киреев, взявший слово, после выступления владыки, позволил себе даже немного полемизировать с ним. Реагируя на замечание архиерея о необходимости надзора за катехизической деятельностью, он предостерег от увлечения администрированием. О. Игорь, в частности, сказал: «Мы рассматриваем катехизацию как дело любви. Насильственные методы приведут к формальному бездумному совершению служения, что в свою очередь вызовет нарекания, жалобы и, наконец, репрессии». Другой опасностью, подстерегающей предлагаемый к обсуждению документ, о. Игорь назвал принятие «пустой декларации, с которой никто не будет считаться». Далее выступающий заметил, что документ обращен к активной части церкви (священноначалию, катехизаторам из мирян, мирянам, которые стремятся войти в церковь), «он не обращен к пассивным и нерадивым». О. Игорь рассказал о проделанной отделом работе по практической катехизации: подготовлены методические пособия в качестве приложения к готовящемуся документу, работают не первый год курсы сщмч. Фаддея Тверского по подготовке катехизаторов, издается газета «Катехизатор», собираются пастырские семинары. Особо остановившись на теме пастырских семинаров, которые активно проводились в Москве 6-7 лет назад, батюшка посетовал, что эта практика прервалась на долгое время. После перерыва прошел только один семинар — о подготовке ко святому причащению. О. Игорь с удовлетворением отметил изменение тематики этих семинаров. Судя по последнему семинару, их темы стали более насущными, тогда как раньше они касались более отвлеченных вопросов (например, биоэтики, канонического права и т.п.). «Вероятно, 6-7 лет назад проблема катехизации еще не созрела», - заметил выступающий. Зато «теперь она стала животрепещущей: обсуждалась она в Московской Духовной Академии, Даниловском монастыре, недавно прошел семинар в Калуге. Намечена целая серия семинаров по вопросам предкрещальных огласительных бесед, подготовки кадров». В заключении, о. Игорь сказал, что очень надеется на широкий отклик со стороны церковной общественности на обсуждаемый документ. В качестве достоинства предлагаемого документа о. Игорь назвал то, что удалось четко развести понятия миссии, катехизации и религиозного образования. Об оглашении после крещения говорил о. Георгий Казанцев из Обнинска. Цель, по его мнению, – укоренение человека в Св. Предании. Порядок катехизации должен быть таким: научение, крещение, приобщение ко всей полноте церковной жизни. Актуализация – жизнь церковной общины. Цель считается достигнутой тогда, когда человек вошел в жизнь церкви. Для достижения этой цели, по мнению докладчика, в процессе катехизации должны быть выполнены следующие задачи: 1) Встретить человека на пороге церкви, познакомиться. (В древности испытывалась благонадежность приходящего человека, для чего нужен был поручитель, имя человека вносилось в списки оглашаемых, церковь за них молилась. Сейчас это делают свечницы. В Обнинске попытались выяснить, как они отвечают на задаваемые им вопросы, чтобы составить для них инструкцию. Однако сотрудницы ящика хранят свои ответы в секрете). 2) Изучение веры. (Нельзя сводить катехизацию к формальному прочитыванию лекций). 3) Формирование правильной мотивации религиозной деятельности. Чистота мотивация в традиции всегда проверялась. В наше время это особенно важно, так как у современных людей обращение к Богу чаще всего не совпадает с крещением. 4) Приучение к личной молитве, богослужению и длительному посту (ап. Петр предписывал Клименту Римскому 3-месячный пост перед крещением). 5) Воспитание покаянного настроя перед крещением (может быть исповедь за всю жизнь, как рекомендует греческий митрополит Георгий Влахос). 6) Выработать у оглашаемых невосприимчивость к ересям. 7) Очистить ум от суеверий. 8) Оказание молитвенной помощи оглашаемым Т.к. перед крещением предлагается вести только 4 беседы, то все эти задачи переносятся на послекрещальную катехизацию. В заключение своего выступления, о. Георгий поддержал необходимость скорейшего принятия централизованного документа и высказался, полемизируя с о. Игорем Киреевым, за «административное вмешательство». Т.к. в этом случае, по его мнению, не надо будет убеждать каждого в необходимости катехизации. Он также предложил вниманию участников секции свою брошюру «Мертвые души» о проблемах приходской катехизации. О. Петр (Мещеринов) говорил об усталости от церкви людей воцерковившихся в конце 80-х – начале 90-х годов. Причиной этого явления он назвал отсутствие качественной катехизации. В числе препятствий к воцерковлению о. Петр назвал отсутствие или низкий уровень христианской культуры не только у приходящих в церковь, но и у тех, кто отвечает за нее. Поэтому важным условием, предваряющим катехизацию, он назвал «культуризацию» – введение человека в пространство христианской культуры (христианской этики и эстетики). Говоря о мотивации приходящих в церковь людей, выступающий выделил три группы: 1) те, кто приходит, чтобы решить свои бытовые проблемы; 2) те, кто приходит из национально-патриотических и государственнических убеждений; 3) искатели истины. Говоря о первой группе, он отметил, что воцерковление не должно строиться на постулате «церковь решит все ваши проблемы». Решение проблем – это снятие с человека ответственности за свою жизнь. Церковь же, давая свободу, делает человека ответственным за свою жизнь. Задача в этом случае – переориентировать человека с земного на небесное. Наиболее тяжелыми для катехизации о. Петр назвал представителей второй группы. В этом случае в сознании людей катехизация подменяется патриотическим воспитанием. Поэтому собственно воцерковления не происходит. Далее о. Петр говорил о необходимости катехизации на основе Евангелия и евангельской нравственности, которые противостоят магизму, младостарчеству и отсутствию общин. Несколько провокативно отец игумен назвал как одну из существующих проблем катехизации и церковной жизни в целом разрыв между евангелием и «церковными» ценностями (идеология, авторитет, корпоративные ценности). ««Церковные» ценности имеют право на существование, если через них выявляются евангельские ценности. Мы склонны проповедовать ценности «церковные», а не евангельские. Евангелие отодвигается на второй план. Церковь определяется Евангелием, а не наоборот». «Церковь в себе носит огромную убедительность, когда проповедует Евангелие», – закончил о. Петр. О. Анатолий Гармаев предложил не ограничивать сроки катехизации. Если священник способен катехизировать год-два, то пусть катехизирует. В качестве примера он привел опыт своей епархии. В минувшую Великую Субботу волгоградский архиерей крестил в Волге четырех человек, прошедших двухгодичное оглашение. По свидетельству о. Анатолия, за праздничной трапезой владыка сказал: «Первый раз праздную Пасху как должно». О. Анатолий говорил также о необходимости воспитания у оглашаемых стремления к нравственной перемене на основе Евангелия, пастырского сопровождения после оглашения в течение 10 лет, восстановления собственно церковного народа. Катехизацию он определил как «вхождение в 5 сфер личностного общения: 1) с Богом, 2) с ближним, 3) с катехизатором (сопровождающим), 4) с общинной средой, 5) со средой Царства Небесного (святыми). Целью катехизации о. Анатолий назвал мученичество. Основной упор в своей пастырской практике он делает не на предкрещальное оглашение, а на последующее сопровождение. Вопросу общины и катехизации было посвящено выступление священника Тигрия Хачатряна из Курска. Вначале он немного рассказал о том, как строится катехизация в Курской епархии. Он, как и свящ. Георгий Казанцев, высказался за применение «административного ресурса». В качестве примера о. Тигрий рассказал о том, что у него в епархии владыка издал циркуляр, запрещающий крестить без предварительного оглашения (в течении 4 встреч). «Правда, некоторые люди стали ездить в соседнюю миссионерскую Белгородскую епархию, где их крестят без всяких разговоров», – заметил о. Тигрий. Проблему подготовки кадров для катехизации в Курске решают на 2-месячных курсах, где занимаются исключительно практическими занятиями. Говоря непосредственно по теме своего сообщения, курский священник так сформулировал основной тезис: люди не остаются в церкви, т.к. нет реальной общины. «Приводим человека ко Христу, а он как только доходит до прихода, сразу из церкви выпадает», – сказал он далее. Главная причина, по его мнению, в том, что «нет единства жизни и веры у нас самих». В этом контексте он похвалил альфа-курс, который дает приходящим людям возможность раскрыться и высказаться. В связи с названными проблемами о. Тигрий сделал следующие предложения для их преодоления: - Строить катехизацию на каноническом основании, т.е. не бояться ее делать более длительной – «от праздника к празднику» - Торжественно совершать крещение, чтобы это был праздник для всей общины. О. Игорь Киреев в своей реплике на выступление о. Тигрия заметил, что «община формируется из тех, кто работает в приходе». Выступление о. Александра Зелененко из Петербурга свелось к рассказу о возглавляемых им епархиальных богословско-педагогических курсах. Правда, конкретно он назвал только два храма, где работают их выпускники. В заключении работы секции прозвучало три кратких выступления. Благочинный Красногорского округа Московской епархии о. Константин Островский в своей реплике энергично заявил: «Мне вяло читающий лекции катехизатор не нужен. Я лучше эти 15 тысяч буду перечислять в епархию каждый месяц, только чтобы он не приходил. Мне нужны люди, которые не только могут учить, но могут провести паломничество, детский праздник и т.п.» Почему-то, по его мнению, таких специалистов готовит институт имени Плеханова. Доцент Свято-Филаретовского института, к.пед.н, катехизатор А.М. Копировский посетовал, что на секции не было обращения к практическому опыту и порою преобладали эмоции, что не получилось рабочего обсуждения конкретных формулировок принимаемого документа. Он высказал опасение, что родится концепция, которой никто не будет пользоваться. Он также заметил, что 3-5-15 дневные сроки катехизации ни на чем не основаны и напомнил каноническую норму, требующую 2-5 лет оглашения. В заключение представитель СФИ сказал, что концепция катехизации ставит много вопросов, но, слава Богу, это вопросы живые. В конце заседания, слово было предоставлено преподавателю миссиологии и катехетики Свято-Филаретовского института В.И. Якунцеву. Он обратил внимание на то, что в предлагаемом проекте концепции не учтен святоотеческий опыт катехизации, опыт других церквей, не учтен аналогичный документ католической церкви, который был принят в 1971 году и с тех пор много раз перерабатывался, а также материал некоторых диссертаций, защищенных по соответствующей теме в Русской и других поместных православных церквах (например, в Свято-Сергиевском институте в Париже). Александр БУРОВ
Информационная служба СФИ |