Митрополит Варшавский и всея Польши (Польская Православная Церковь) САВВА: "Главным критерием люстрации должно быть: доносил ли на кого-нибудь тот или иной человек или нет" "Портал–Credo.Ru": Владыко, скажите, как относится Польская Православная Церковь к идущему сейчас в стране процессу люстрации среди католического духовенства? Затронул ли он духовенство православное? Митрополит Савва: Когда в прошлом году Папа Римский посетил Польшу, процесс люстраций уже разворачивался, и он тогда сказал: "Нужно учитывать то время, в какое довелось жить и служить". Все священнослужители тогда находились под контролем спецслужб, со всеми нами встречались их агенты, на каждого имелось у них досье. С кандидатом на пост митрополита Варшавы, бывшим ректором Люблинского католического университета. Станиславом Вельгусом произошла, в общем, банальная для тех лет история. Научный работник, он обратился за паспортом для выезда в загранкомандировку и автоматически попал в орбиту интересов Службы безопасности. Я, между прочим, тоже в 1957 году собирался на стажировку в Московскую духовную академию, но мне целый год отказывали, поскольку у эсбистов было свое мнение по моей персоне. В результате стажировка не удалась, и я, в конечном итоге, поехал на учебу в Белград, однако и туда паспорт добыл с трудом. Главным критерием, на мой взгляд, должно быть следующее – доносил ли на кого-нибудь тот или иной человек или нет, а вовсе не факт общения с органами. – Ваша Церковь действует в среде католического большинства, причем большинства активно практикующего. Что означает православная миссия в такой среде? Приходят ли в православную Церковь те, для кого традиционным является католичество? – Наш миссионерский принцип один – приди и виждь. Понравилось – оставайся, нет –уходи. Мы небольшая конфессия – православных в Польше около 500 тысяч, т.е. около 2% всего населения страны. У нас около 400 приходов. Имеются мужская и женская обители. В сегодняшнем парламенте имеется один депутат – православный по вероисповеданию. Национальный состав паствы следующий ( по убывающей): белорусы, украинцы, русские, поляки, македонцы, лемки, бойки, греки (из бывших коммунистов, в свое время эмигрировавших от диктатуры). Сейчас литургия часто служится, помимо церковнославянского, также и на польском языке. Большинство новых членов приходит через смешанные браки, хотя подобный процесс в обратном направлении – к католикам, куда более многочисленный. В таких случаях, по моим наблюдениям, все зависит от силы и настойчивости женской половины – обычно она определяет религиозную ориентацию семьи. А вообще, по-моему, православная точка зрения – религиозно смешанные браки - это не очень хорошо. Православный должен жениться на православной, католик на католичке, мусульманин на мусульманке, а иначе проблемы возникают. С католиками у нас отношения, в целом, нормальные и конкретно зависят, в основном, от настроения местного правящего епископа. Беседовал Моисей Литвак, "Портал–Сredo.Ru" Источник (URL): http://portal-credo.ru/ |