gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.01.2007 г.

Почему Евангелие - это Радостная весть?

Ответы на вопросы открытых встреч

Image
«О Тебе радуется, Благодатная...». Фрагмент заалтарного панно. Церковь Введения Богородицы во Храм. Париж, улица Оливье-де-Сэрр. Сестра Иоанна (Рейтлингер), 1937г.
Вопрос: Как Евангелие может быть Радостной вестью, если Христа распяли? И еще, Он говорил: «Я принес не мир, но меч» и: «Кто не откажется от отца или матери ради Меня, тот недостоин Меня». Что здесь радостного?

Свящ. Георгий Кочетков: Вопрос задан очень хороший. Евангелие - благая весть. Если она может быть понята как радостная, то не в смысле радости житейской, не в смысле простого удовольствия, не в смысле радости как чего-то безответственного, скоропреходящего. Евангелие - это собственно благая весть, добрая весть, это весть о том, что преодолевается средостение между Богом и миром, между Богом и человечеством, и это самое главное. Поэтому когда мы вспоминаем о кресте и в то же время называем это благой вестью, то имеем в виду единство Креста и Воскресения, имеем в виду конечную победу. Если бы все кончилось одним крестом, то, конечно, это не было бы благой, радостной вестью. Это была бы великая трагедия, поучительная, но не радостная.

Христос говорит, что Он пришел принести не мир, но меч, но не в том смысле, что Он является виновником этого, не потому, что в этом воля Божья. Это констатации факта - того, что этот мир будет сопротивляться, что зло этого мира агрессивно. Есть борьба добра, любви и свободы, того, что от Бога, с одной стороны - и того, что не от Бога, что от греха, от зла. Христос своими словами нас предупреждает, что в этом мире в результате Его пришествия будет разделение на добрых и злых, на свет и тьму. Это разделение будет еще более серьезным, еще более глубоким, чем раньше, и нам надо выбирать и нести за свой выбор  ответственность.

Когда говорится о том, чтобы оставить отца и мать, имеется в виду установление нормальной иерархии ценностей в жизни человека.  Человеку естественному, природному, который принадлежит только лежащему во зле миру, естественно цепляться прежде всего за тех, кто рядом, кто близок ему по крови или по убеждениям. А Христос говорит, что надо поставить на первое место прежде всего Бога и Божью Истину. И без этого ты будешь терять и отца, и мать, и близких по убеждениям людей. Если хочешь сохранить близких, ты должен отказаться от них во имя Бога. Отказаться не в смысле предать, а в том смысле, что ты не будешь ставить их интересы и взаимосвязь с ними на первое место и считать, что смысл жизни зависит в первую очередь от этого.

Это великая заповедь, потому что без того, чтобы отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом, не может быть христианства. Но в этом и великая тайна, и великий подвиг каждого христианина, если он это понимает и исполняет.

 

Вопрос: Что такое христианский мир, что в нем особенного? Какой он? Чем он отличается от мусульманского или какого-либо другого?

О. Георгий: Конечно, для нас христианский мир - это мир, который объединен единством основных положений веры, единством истории, культуры, иерархии ценностей и целей, хотя бы в самом общем, самом крупном масштабе. Это мир, для которого свойственна определенная последовательность, определенный взгляд на историю, на человека, на общество, который всерьез воспринимает гуманистические ценности, так же как определенным образом относится к миру внешнему, природному. Человек этого мира должен так или иначе проявлять заботу об этом мире точно так же, как и о каждом человеке, о его духовной судьбе, как в близком масштабе, так и в самом далеком. Христианский мир, конечно же, отличается от всякого другого мира - от мира секулярного, или древнего мира, или мусульманского, иудейского, языческого - разных исторических миров, и отличается именно этими характеристиками.

Трудно ответить коротко на вопрос, каков этот мир. Он таков, каким он заложен в Евангелии, каким он дан нам в образе, учении и жизни Иисуса Христа, апостолов, святых. Он таков, каким он раскрывался в эмпирической жизни, несмотря на то, что иногда декларации людей отличались от их реальной жизни, от их реальных действий. Но эта разница есть в каждом мире, не нужно думать, что она - свидетельство неподлинности христианского мира. Это было бы неправильно, потому что в каждом мире, как и у каждого конкретного человека есть проблема единства слова, дела и мысли. Просто христианство старается радикальней, серьезней и глубже решать эти проблемы, поэтому возрастают требования, хотя и даются великие дары. Христианин должен стать солью земли, светом этого мира, поэтому он несет на себе самую большую ответственность, имея и самое большое призвание, - ведь кому больше дано, с того больше и спрашивается. Это трудно, но это приобщает человека ко благу, к Божественной жизни в благодати, к Любви, к Свободе, к Свету, к Истине - в более полном и в более качественном виде, чем это бывает во всех других случаях.

Мы не отвергаем того, что в других мирах тоже могут быть свои ценности, в том числе и общие с христианским миром, но мы видим и различия, мы не можем думать, что этими различиями можно пренебречь, что они малозначительны. Мы хотели бы, чтобы осуществилось Божье предопределение о единстве всего мира, но понимаем, что пока еще свет во тьме светит и наша забота - способствовать тому, чтобы тьма не объяла его.

 

Вопрос: Почему в католический или лютеранский храм бывает легче зайти, чем в православный? Почему там больше уважают человека, чем у нас?

О. Георгий: Очень трудно согласиться с такого рода утверждением - что в православии не уважают человека, а в католичестве и лютеранстве уважают. Тем более, что можно встретиться с разными православными, точно так же как и католиками, и протестантами - это уж как вам повезет. Везде есть свои святые, и везде есть недостойные люди, которые плохо реализуют свою веру. Поэтому прежде всего сделайте вывод для себя, не показывая ни на кого пальцем. Попробуйте изнутри православной веры относиться к людям достойно, принимая их такими, какие они есть, как Бог нас всех принимает. Да, исторически часто бывало так, что Восток жил в жестоких, трудных обстоятельствах и не всегда здесь ценность жизни отдельного человека стояла на достаточной высоте. Но то же самое бывало и на Западе - и в протестантизме, и в католичестве. Поэтому избегайте спорных обобщений. Пытайтесь найти полноту любви и веры в Бога и в человека - то есть именно христианской веры - для себя, делая эту веру своим путем, показывая пример для других. Вы увидите тогда и благодать, но и все трудности такого пути.

Если Вы встречаетесь в храмах с каким-то неуважением, Вы должны понимать что в наших храмах в ХХ веке по известным причинам прежде всего внешнего порядка (хотя не только) практически не осталось культурных и образованных людей как среди духовенства, так и среди прихожан. Надо понимать, что культурный человек стоит тихо, спокойно и не мешает Вам, а запоминается тот, кто ведет себя недостойно. Посмотрите внимательнее вокруг себя, когда приходите в православный храм, постарайтесь почувствовать глубину молитвы. Постарайтесь вступить в общение, а не просто в контакт с верующими, и Вы увидите, что Ваша характеристика была неточна.

 

Вопрос: Можно ли верить в душе, но не ходить в храм? Потому что бывает, что когда приходишь  в храм, сталкиваешься с тем, что священнику ты не нужен, а это обидно.

О. Георгий: Для того, чтобы ходить в храм, верить в душе нужно обязательно. Для того, чтобы верить в душе, нужно иметь смелость общаться даже в условиях не очень благоприятных, в т.ч. в храме. Необходимо достаточно смирения, чтобы не иметь претензий на то, чтобы вокруг тебя ходили как вокруг новогодней елки, чтобы кто-то был обязательно заинтересован в общении с тобой. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», - говорит нам Писание. И никакая «вера в душе» без этого подвига общения не будет подлинной верой. Это будет фикция. Так же как и хождение в храм без веры в душе, без доброты, без открытости, без жертвенности тоже ничего не даст. Нужно и то, и другое на достаточно качественном, серьезном уровне. Но и то и другое - это следствие любви к Богу и ближнему, следствие умения жить по-христиански. Вот к этому именно качеству я Вас и призываю.

 

Вопрос: Почему люди умирают? Как Бог это допускает? Кто в этом виноват?

О. Георгий: Бог этого не допускает. Это допускаем мы. К сожалению, человек допускает смерть, он разлагается и растлевается во грехах и похотях. А Бог этого не делает. Смерть - это духовная характеристика, а не внешнее разложение телесной оболочки индивидуальности того или иного человека. И если Вы только об этом подумаете, Вам сразу станет ясно, почему нужно идти к Богу - источнику жизни. Ведь Вы хотите сохраниться в духовной жизни, в любви, в вечной памяти Божьей. Так подумайте о том, как сделать, чтобы единение с Богом привело к Жизни неувядающей. Смерть - это враг Бога, а не только человека. Поэтому давайте вместе со Христом и друг с другом бороться против этого врага. Это и делает Церковь, это и делает христианство, это и делает наша православная община.

КИФА №1(59) январь 2007 года

Здесь Вы можете задать свой вопрос священнику >>

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!