gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Ответы на вопросы arrow Надо ли бояться совершать ошибки? (КИФА №43)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
15.03.2006 г.

НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ?

 

Ответы на вопросы открытых встреч

 

ImageВопрос: Бывает ли так, что человек думает, что делает добро, а Бог так не считает?

Свящ. Георгий Кочетков: Очень даже бывает. Во-первых, потому, что добро и зло очень часто переплетены, а во-вторых, потому, что зло мимикрирует. В Писании об этом сказано, что ангелы тьмы принимают вид ангелов света. И человек может быть свято уверен, что он делает добро, что он говорит хорошие вещи, что он на правильном пути в жизни, а при этом все может быть по-другому. Вот для этого и существует Церковь - чтобы проверять духом и смыслом, и словом Божьим, конечно, то, что делает человек. Ведь доверять исключительно себе он не может.

Вопрос: Если человек неверующий, то все его поступки - зло?

Отец Георгий: Конечно, нет. Хотя человеческая натура "удобопреклонна ко злу", в каждом человеке есть образ Божий. Как бы он ни был искажен, извращен, - он есть. А коли он есть, значит, в каждом человеке есть хоть какая-то крупица добра. И это очень важно. Так что даже злодеев нельзя осуждать с ходу и окончательно.

Вопрос: Если в том мире нет добра и зла, то какая разница, как тут, в мире сем, ведет себя человек и к чему тянется - к доброму или к злому?

Отец Георгий: Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что значит, что в том мире нет добра и зла. Это не значит, что там может быть беззаконие. От добра и зла можно двигаться в двух противоположных направлениях - вниз, к беззаконию, или ввысь - к закону любви и свободы. В том мире есть закон любви и свободы.

Но это совсем не значит, что для человека здесь, в этом мире, есть возможность не знать различения добра и зла. Если он не знает его, то он будет творить беззаконие. К сожалению, такова жизнь: человек, отказывающийся от познания добра и зла, всегда идет к худшему, а не к лучшему. Послание к Евреям говорит нам, что чувства должны быть навыком приучены к различению добра и зла. Лишь через этот навык можно возрасти в Христовой благодати. Раньше у нас часто говорили: до революции, мол, люди были так воспитаны, что они не могли сказать неправду, не то что украсть или убить. Даже для простого народа в большой степени это было немыслимо. (Конечно, всегда были и другие люди, они всегда бывают, но это другой разговор). Именно на этом основании хорошо усваивается благодать Христова, и тогда человек  может жить тем, что выше добра и зла.

Об этом же говорил и Бердяев: лучше было бы не знать различения добра и зла, но если мы уж знаем это различение, то мы должны учиться различать очень хорошо.

Вопрос: Получается, что революцию совершали люди, которые в отличие от нас знали Закон Божий. Как это могло быть?

Отец Георгий: Во-первых, это не факт, что революционеры знали Закон Божий. Учили - да, даже в семинариях, но как они его учили, видно из их писаний. А потом - человек может внешне знать, а сердцем не знать. Я думаю, что это тот самый случай.

Правда, надо сказать, что среди революционеров, к их чести, были люди разные, были и те, кто действительно сострадал народу, кто искал социальной справедливости, и тогда вопрос был только в средствах: какие средства допустимы для того, чтобы эту несправедливость и это зло в некоторую меру преодолевать. К сожалению, следуя столь частому противопоставлению внешнего и внутреннего мира, они думали лишь о внешнем, а о внутреннем не думали. Вот это их и губило.

Вопрос: Верующие заключают с Богом договор, завет. Но любой договор ограничивает свободу. Значит, верующие не могут быть свободны?

Отец Георгий: Безусловно, свобода в смысле произвола ("что хочу, то и ворочу") для человека, заключившего с Богом договор, завет, невозможна. Всякий завет связан с заповедью, а заповедь - это всегда граница. В этом мире, лежащем во зле, без границ невозможно: свет во тьме светит, но тьма не должна объять его. И вот это нужно всегда понимать - что когда человек отказывается от самоограничения, хотя бы в принципиальных вещах, он не удержит ни любви, ни свободы, ничего ценного в этом мире.

Вопрос: Если Бог есть любовь и свобода, то больше ничего не нужно. Зачем обращать внимание на окружающий мир? Нужно идти в монахи и все.

Отец Георгий: Кто сказал, что только пойдя в монахи, человек становится преданным любви и свободе, а вне монашества он этого не знает? Как раз очень часто бывало наоборот, как мы знаем, - монахи искушались и оказывались вне любви и свободы, а люди простые, иногда живущие обычными семейными ценностями, были выше их.

Вопрос: Как можно быть свободным сейчас в нашем обществе?

Отец Георгий: Свободным можно быть всегда, и внутренне, и внешне. Просто  источник свободы - в Боге, и дар свободы мы получаем вместе с благодатью. Другое дело, как мы этот дар усваиваем, насколько мы можем этой свободой пользоваться не в ущерб себе и другим. Многие воспринимают свободу как свободу для себя, и только. Но это не есть свобода.

Вопрос: Что значит довериться Христу? Это значит не бояться действовать и даже совершать ошибки?

Отец Георгий: Надо бояться совершать ошибки. Но не надо жить одними страхами. Если человек будет слишком бояться ошибиться, то он просто ничего не сделает. Надо иметь страх Божий, но надо и доверять Богу, Который покроет наши недостатки, грехи и немощи ради того, чтобы мы могли послужить Ему. Конечно, "мы все много согрешаем", но важно, чтобы мы не были к этому равнодушны, чтобы мы все-таки старались не делать ошибок, и, действительно, этого боялись.

КИФА №5(43) март 2006 года

Приложение "Открытая встреча"

Здесь Вы можете задать свой вопрос священнику >>

 
<< Предыдущая

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!