НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ?
Ответы на вопросы открытых встреч Вопрос: Бывает ли так, что человек думает, что делает добро, а Бог так не считает? Свящ. Георгий Кочетков: Очень даже бывает. Во-первых, потому, что добро и зло очень часто переплетены, а во-вторых, потому, что зло мимикрирует. В Писании об этом сказано, что ангелы тьмы принимают вид ангелов света. И человек может быть свято уверен, что он делает добро, что он говорит хорошие вещи, что он на правильном пути в жизни, а при этом все может быть по-другому. Вот для этого и существует Церковь - чтобы проверять духом и смыслом, и словом Божьим, конечно, то, что делает человек. Ведь доверять исключительно себе он не может. Вопрос: Если человек неверующий, то все его поступки - зло? Отец Георгий: Конечно, нет. Хотя человеческая натура "удобопреклонна ко злу", в каждом человеке есть образ Божий. Как бы он ни был искажен, извращен, - он есть. А коли он есть, значит, в каждом человеке есть хоть какая-то крупица добра. И это очень важно. Так что даже злодеев нельзя осуждать с ходу и окончательно. Вопрос: Если в том мире нет добра и зла, то какая разница, как тут, в мире сем, ведет себя человек и к чему тянется - к доброму или к злому? Отец Георгий: Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что значит, что в том мире нет добра и зла. Это не значит, что там может быть беззаконие. От добра и зла можно двигаться в двух противоположных направлениях - вниз, к беззаконию, или ввысь - к закону любви и свободы. В том мире есть закон любви и свободы. Но это совсем не значит, что для человека здесь, в этом мире, есть возможность не знать различения добра и зла. Если он не знает его, то он будет творить беззаконие. К сожалению, такова жизнь: человек, отказывающийся от познания добра и зла, всегда идет к худшему, а не к лучшему. Послание к Евреям говорит нам, что чувства должны быть навыком приучены к различению добра и зла. Лишь через этот навык можно возрасти в Христовой благодати. Раньше у нас часто говорили: до революции, мол, люди были так воспитаны, что они не могли сказать неправду, не то что украсть или убить. Даже для простого народа в большой степени это было немыслимо. (Конечно, всегда были и другие люди, они всегда бывают, но это другой разговор). Именно на этом основании хорошо усваивается благодать Христова, и тогда человек может жить тем, что выше добра и зла. Об этом же говорил и Бердяев: лучше было бы не знать различения добра и зла, но если мы уж знаем это различение, то мы должны учиться различать очень хорошо. Вопрос: Получается, что революцию совершали люди, которые в отличие от нас знали Закон Божий. Как это могло быть? Отец Георгий: Во-первых, это не факт, что революционеры знали Закон Божий. Учили - да, даже в семинариях, но как они его учили, видно из их писаний. А потом - человек может внешне знать, а сердцем не знать. Я думаю, что это тот самый случай. Правда, надо сказать, что среди революционеров, к их чести, были люди разные, были и те, кто действительно сострадал народу, кто искал социальной справедливости, и тогда вопрос был только в средствах: какие средства допустимы для того, чтобы эту несправедливость и это зло в некоторую меру преодолевать. К сожалению, следуя столь частому противопоставлению внешнего и внутреннего мира, они думали лишь о внешнем, а о внутреннем не думали. Вот это их и губило. Вопрос: Верующие заключают с Богом договор, завет. Но любой договор ограничивает свободу. Значит, верующие не могут быть свободны? Отец Георгий: Безусловно, свобода в смысле произвола ("что хочу, то и ворочу") для человека, заключившего с Богом договор, завет, невозможна. Всякий завет связан с заповедью, а заповедь - это всегда граница. В этом мире, лежащем во зле, без границ невозможно: свет во тьме светит, но тьма не должна объять его. И вот это нужно всегда понимать - что когда человек отказывается от самоограничения, хотя бы в принципиальных вещах, он не удержит ни любви, ни свободы, ничего ценного в этом мире. Вопрос: Если Бог есть любовь и свобода, то больше ничего не нужно. Зачем обращать внимание на окружающий мир? Нужно идти в монахи и все. Отец Георгий: Кто сказал, что только пойдя в монахи, человек становится преданным любви и свободе, а вне монашества он этого не знает? Как раз очень часто бывало наоборот, как мы знаем, - монахи искушались и оказывались вне любви и свободы, а люди простые, иногда живущие обычными семейными ценностями, были выше их. Вопрос: Как можно быть свободным сейчас в нашем обществе? Отец Георгий: Свободным можно быть всегда, и внутренне, и внешне. Просто источник свободы - в Боге, и дар свободы мы получаем вместе с благодатью. Другое дело, как мы этот дар усваиваем, насколько мы можем этой свободой пользоваться не в ущерб себе и другим. Многие воспринимают свободу как свободу для себя, и только. Но это не есть свобода. Вопрос: Что значит довериться Христу? Это значит не бояться действовать и даже совершать ошибки? Отец Георгий: Надо бояться совершать ошибки. Но не надо жить одними страхами. Если человек будет слишком бояться ошибиться, то он просто ничего не сделает. Надо иметь страх Божий, но надо и доверять Богу, Который покроет наши недостатки, грехи и немощи ради того, чтобы мы могли послужить Ему. Конечно, "мы все много согрешаем", но важно, чтобы мы не были к этому равнодушны, чтобы мы все-таки старались не делать ошибок, и, действительно, этого боялись. КИФА №5(43) март 2006 года Приложение "Открытая встреча" Здесь Вы можете задать свой вопрос священнику >> |