gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
12.01.2007 г.

Итоги года. Между русским большинством и православным меньшинством

Светлана Солодовник, "ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ"

Отношения церкви и общества протекали в прошедшем году весьма бурно. Начать с того, что на Х Всемирном русском народном соборе была обнародована церковная концепция прав человека, вокруг которой до сих пор бушуют жаркие споры - и консенсуса так и не достигнуто.

Светские правозащитники и группирующиеся вокруг них общественные силы остались при своем мнении, что "контрпродуктивно противопоставлять друг другу права человека и нравственную ответственность личности" и что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", нисколько при этом не отменяя нравственной ответственности. А идеологи православного лагеря по-прежнему отстаивают ту точку зрения, что "религия больше культуры", посему и в правозащитной сфере нужно ориентироваться не на переменчивое разумение греховного человека (пусть его права и важны) и сиюминутный культурный контекст, а на Слово Божие и очерченные им вечные ценности. Кроме того, они считают неверным понимать права человека - как преимущественно индивидуальные и предлагают противопоставить им групповые права. (Последний пункт, на мой, богословски непросвещенный, впрочем, взгляд, прямо противоречит Слову Божию, которое обращено не к группам, а только и исключительно к личностям.)

Вторым камнем преткновения остаются "Основы православной культуры" (ОПК). И здесь никакого соглашения не достигнуто. Привлеченная к обсуждению вопроса Общественная палата, с одной стороны, поддержала Министерство образования и науки, вынеся вердикт о невозможности обязательных религиозных дисциплин в школе, с другой - пошла довольно неожиданным, хотя и по-своему логичным путем (особенно если учесть, что содержание предмета "ОПК" каждый трактует так, как ему хочется), предложив считать, что преподаваемая в школе "религиозная культура" основана на религиозных мировоззренческих подходах. В результате недовольны все. Представители патриархии и православные активисты увидели в решении палаты очередную атаку на ОПК. Противники всяческих "религий" в школе - наступление клерикализма.

А как же главный наш актор, власть, где она в этом длящемся уже не первый год конфликте? А при своих интересах и, судя по всему, впредь намерена пользоваться церковью и религиозным фактором, когда ей это выгодно, но отнюдь не готова биться за церковные интересы, когда ей это ни к чему. Так, настроения власти, еще совсем недавно вовсю эксплуатировавшей "традиционные духовно-нравственные ценности", явно переменились. Громогласные еще в начале года призывы некоторых политиков к возрождению "идеалов Святой Руси" и пафосные заявления о том, что "нация не может жить без ценностей за пределами земного бытия", к лету поутихли - доказав, очевидно, свою полную бесперспективность в качестве электорального ресурса (ведь как ни бьются православные активисты, скажем, за ОПК, большинство граждан относятся к идее всеобщего преподавания дисциплины весьма скептически, вот и в недавней телепрограмме "К барьеру", посвященной этой теме, победил скептик Ерофеев, а не поборник ОПК Михалков). "Традиционные ценности" спустили с заоблачных высот и стали искать им более земное применение. Президент заговорил о необходимости "бережного отношения к семье и родному очагу", о борьбе с бедностью. А после Кондопоги в ход пошли приманки и вовсе шкурные - интересы "коренных жителей", разгулявшиеся с подачи властей до такой степени, что ко Дню народного единства пришлось их изо всех сил утаптывать и по новой объяснять гражданам, что Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство, стремящееся ко всеобщему благоденствию. К этому времени о "Святой Руси" забыли окончательно, вспомнив в очередной раз о демократии, пусть и суверенной.

Тут бы церкви вздохнуть с облегчением - тянуть в рай целое государство, мыслимое ли дело - и вплотную заняться собственным обустройством, проблем-то невпроворот. Множество прорех в церковной системе образования: в семинариях не хватает ни преподавателей, ни учебного материала. Из последних сил выживают воскресные школы и православные гимназии. О них, в частности, говорилось на состоявшемся в ноябре круглом столе "Церковь и дети: поиск новых путей церковной работы с подрастающим поколением в современных условиях", который организовал Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, приурочив его к 5-летию входящей в состав центра Школы молодежного служения. И заведующий сектором церковно-приходского образования Отдела катехизации РПЦ иерей Игорь Киреев, и руководитель молодежной школы игумен Петр Мещеринов обратили внимание на то, что при всех достижениях работы с детьми (велики, например, заслуги священников Глеба Каледы и Бориса Нечипорова) до сих пор нет общецерковной концепции по воспитанию детей. Воскресные школы есть в половине московских приходов, но они страдают от нестабильности: нашелся хороший преподаватель - обучение идет, уходит он - и будущее школы неизвестно. Постоянно происходит перезапуск системы, и чтобы решить эту проблему, необходимо подумать о создании рабочих мест для тех, кто трудится в приходском образовании. Ведь за те копейки, что способен наскрести для учителей приход, будут работать или люди, в деньгах не нуждающиеся, или подвижники - и тех, и других, как известно, немного.

Та же беда в православных гимназиях. Причем православные гимназии, в отличие от воскресных школ, даже не фигурируют в Уставе РПЦ, как будто и нет их. В результате гимназии тоже испытывают постоянную нехватку средств (патриархийных денег там до сих пор нет ни копейки), кругом в долгах за аренду помещений и коммунальные услуги, а плата в них так непомерно высока, что большинству православных она не по карману. "Нужно ввести православные гимназии в церковный устав, возродив понятие "епархиальная школа", и разработать целенаправленную политику их развития. Многие эти школы инновационные, их опыт востребован во всей системе образования", - убежденно говорил о. Игорь Киреев.

На круглом столе звучали слова о том, что молодые епископы озабочены проблемами церковного образования, хорошая православная школа, на поступление в которую стоит очередь - это ли не самый действенный миссионерский ход? На самом деле крепкая, соответствующая современным требованиям система церковного образования выгодна всему обществу: грамотные священники - залог здоровья паствы, которая есть неотъемлемая часть этого самого общества. Но создание такой системы невозможно без серьезных финансовых вложений, а львиная доля церковных денег по-прежнему идет мимо.

Недавно РПЦ приобрела в Амстердаме за 1,5 млн евро католический монастырский комплекс Тихелкерк. И там уже открыты воскресная школа, книжная лавка и библиотека. Ну на это, конечно, никаких денег не жалко, это вам не крестьян Тверской губернии окормлять. Ведь русским иммигрантам так хочется "иметь свой храм... общаться на русском языке", рассуждал архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон (англичан из Сурожской епархии выдавливали под тем же лозунгом). Возможно, русские в Амстердаме и приведут с десяток своих детей в эту бриллиантовую школу. А что же два миллиона беспризорных и 770 тысяч сирот у себя дома (не говоря, опять же, о семьях в Тверской, Костромской и прочих областях) - им ни школа, ни библиотека не нужны? Так в России, кого ни возьми, все как один уже богоносцы, чего на них тратиться.

Вот и правозащитный центр при возглавляемом патриархом Всемирном русском народном соборе (ВРНС), созданный в самом конце декабря, в первую очередь озабочен проблемами русских людей на Украине, в Прибалтике (откуда, при всех своих тяжких проблемах, русские отчего-то не спешат возвращаться в Россию). А нарушением прав человека властями внутри страны центр совершенно не озабочен. В нем исходят из того, что "сама власть в нарушениях не заинтересована". Да и потом, "защищая русских" на Украине и в Прибалтике, можно не беспокоиться, что помощи вдруг станут просить нерусские. А внутри страны еще неизвестно, как пойдет. Прицепится какой-нибудь нерусский, того и гляди, грузин, и что, защищай его? Ну уж дудки, ВРНС интересует только большинство, из-за меньшинства он упираться не намерен. Такая вот оригинальная "правозащита".

Впрочем, как же и сомневаться исполнительному директору программ ВРНС Роману Силантьеву во власти, если на работу соборного правозащитного центра получен государственный грант в 700 тыс. рублей? Еще гранты получили православное общество "Радонеж", Союз православных граждан - в общем, "соколы патриархии", решающие в основном не церковные, а политические задачи. Хорошо, что не получили хоругвеносцы, хотя и они не остались без поощрения: главу союза Леонида Симоновича-Никшича патриарх удостоил ордена Святого преподобного Сергия Радонежского. Интересно, что незадолго до этого администрация "Яндекса" закрыла сайт Союза православных хоругвеносцев за размещение "контента, который... пропагандирует ненависть и/или дискриминацию людей по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления в адрес конкретных лиц или организаций". Верно, орден хоругвеносцам дали в утешение.

Так что, несмотря на все свои заявления о невмешательстве в политику, церковь все больше вовлекается в нее, становясь инструментом власти и во внешнеполитических баталиях (православные иммигранты должны, судя по всему, стать чем-то вроде пятой колонны на Западе), и внутри страны. Бывший исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, который теперь рулит в ВРНС, готов помогать "не заинтересованной в нарушениях" номенклатуре бороться с "ангажированными" правозащитниками, пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов так яростно боролся с "оранжевой революцией" на Украине, что ему запретили туда въезд.

И власть не остается в долгу: именно они в первую очередь и получают гранты - авось, еще не раз пригодятся. Кстати, победителями конкурса Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков на лучшую программу в области профилактики наркомании стали исключительно православные организации. Не хочу сказать про них ничего плохого, но почему в список не попала ни одна протестантская организация, которые работают и дольше (например, центр "Новая жизнь"), и не менее эффективно?

Создается впечатление, что власть откровенно "покупает" православных, а православная общественность, не та, что сбивается в радикальные союзы, а настоящая, та, что молится и трудится в приходах, учит Слову Божию детей, ухаживает за стариками и больными, кормит бомжей, на собранные по крохам деньги помогает инвалидам и сиротам, да просто честно работает, в конце концов, - та православная общественность молчит. Очевидно, не понимая, что "соколы" и предстают в глазах большинства российских граждан "православной общественностью" - такой "православной общественностью", от которой хочется бежать на край света. Какие уж тут "Основы православной культуры" в школы! Свят-свят, не приведи Господь...

Вот с таким итогом мы и подошли к Новому году, который покажет, удастся ли церкви при столь оригинальном "невмешательстве" сохранить свою самостоятельность или она очень скоро окажется связанной по рукам и ногам.


Источник (URL): http://www.ej.ru/
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!