Народная артистка России МАРГАРИТА ТЕРЕХОВА: "Андрей Тарковский был Божиим человеком" Портал-Credo.Ru: 29 декабря исполнилось 20 лет со дня кончины Андрея Тарковского - великого режиссера и православного христианина. А можно ли назвать его религиозным человеком? Маргарита Терехова: Может быть, тут надо употребить не слово "религиозный", а слово "верующий". Верующим в самом высоком смысле этого слова он, безусловно, был. - А его кино, его творчество было религиозным? - Вы знаете, все это было как-то не так буквально. Не так, как Вы ставите вопрос. Вот вспомните "Зеркало" (о котором так много говорили, и столько было совершенно противоположных мнений), финал фильма - разве это не религиозно? Тарковский был философом, в высшей степени образованным человеком. Конечно же, счастье, что он учился у такого великого мастера, как Михаил Ромм, но самое главное - это был дар Тарковского, данный ему свыше. Божий дар. Он выражался, в том числе, и в точности всего, что он делал, возьмите хоть его лекции о кинорежиссуре. Он всегда говорил абсолютно точно и ясно, всегда попадал в цель. И самое важное - всегда обращался к самому главному, к сути вещей, если угодно. Ну ведь никто не сказал так много важного, существенного о времени - о Времени с большой буквы. А ведь это важнейшая ипостась нашего бытия... - Да, и его книга называется "Запечатленное время"... - Конечно же. - И идейный пафос его картин - это тоже в значительнейшей степени разговор о Времени... - Да, вот только, если бы он услышал слова "идейный пафос"... Ох, Андрей не мог слышать таких слов! Но если мы говорим о времени, как о своеобразной кинокатегории у Тарковского... Вы знаете, он был тем, кто воистину дотронулся до Времени, и он считал, что и задача кино - это ваяние времени, говорил, что человек идет в кино за временем - потерянным, упущенным, идет за жизненным опытом, каждый за своим. Он говорил, что кино продлевает человеку жизнь. И он считал, что кинематограф изначально пошел не тем путем - в частности, Голливуд, который устремился в сторону развлекательного жанра. А задача кинематографа совсем в другом - "в силе точности и жесткости, с которой передается факт", - это слова Андрея. - А каким он был в личном общении? - Очень добрым человеком. Не добряком таким, знаете ли, но просто добрым. И он умел каждому человеку сказать то, что этому человеку было нужно в этот момент сказать. Я помню во время съемок "Зеркала" он что-то такое сказал мне - что именно я совершенно не помню, я просто это немедленно забыла. Но эти слова сыграли свою роль. А запоминать их тоже было ни к чему, так как это касалось только меня и только лишь в данный конкретный момент. Он мог даже просто дотронуться. Так было, когда начинали снимать "Зеркало". Андрей и Гоша Рерберг (оператор фильма - А.Ф.) не знали, как они будут делать первую сцену, но они просто начали снимать - и что получилось! Как они сразу все ушли - и Андрей, и любимый его Толя Солоницын, и Гоша Рерберг, и Саша Кайдановский - все в одно десятилетие... - А Тарковский предчувствовал свою смерть? - Нет, конечно же, нет. Он не собирался умирать, тем более, что натура его была очень живой. Но при этом вспомните названия его последних фильмов - "Ностальгия" и "Жертвоприношение". Это о многом говорит, мне кажется. - Вы были на его могиле? - Да, на знаменитом Сен-Женевьев-де-Буа. Посидела на могилке. Это было еще до кончины Ларисы (жена Тарковского - А.Ф.), которую похоронили в одной с ним могиле. Но это уже, конечно, такие совсем интимные воспоминания, и я не буду об этом говорить. Я только могу сказать, что Андрей был Божиим человеком. Беседовал Алексей Феоктистов, для "Портала-Credo.Ru" http://portal-credo.ru/ |