Неофиты. Советизм с религиозным окрасом "КУЛЬТУРА" Говоря о тенденции года, следует отметить, что их как минимум две, причем обе, хотя и по-разному, свидетельствуют о тяге нашего общества к некоему неоконсерватизму, густо замешенному на возврате к советизму (от слова "советский") и попытке религиозного осмысления жизни. Современное искусство оттого и называется современным, что отвечает духу времени. И даже бежит впереди культурного паровоза, чутко улавливая его дым. Художник - диагност эпохи. А ее диагноз и запах - возвращение к традиции, Большому Стилю, серьезности высказывания. Неоконсерватизму, так или иначе подразумевающему религиозную компоненту. Так и получилось. Главным предметом обсуждения года для арт-сообщества стала выставка, которая откроется еще только в конце января. Предметом обсуждения - в прямом смысле слова. Кураторскому проекту Олега Кулика предшествовали многочасовые посиделки-камлания в подвале арт-центра "Винзавод", на которых художники - участники выставки выслушивали лекции новообращенных теологов (один - математик, второй - искусствовед, третий -- сам художник) о "пространстве сакрального". Название же выставки - "ВЕРЮ". Продюсирует ее Московский музей современного искусства, покровительствует ей главный художник страны Зураб Церетели, выставка входит в программу Второй Московской международной биеннале современного искусства, которая объявлена одним из главных проектов года Роскультуры. То есть "крышуют" наших "богоискателей" на самом верху. Кулик - интернациональная звезда (хоть и добился он своей нынешней славы, скача нагишом и изображая собаку). От желающих поучаствовать в проекте отбоя нет. Все слилось - кураторский оригинальный ход, властное покровительство, артистический энтузиазм. В центре же этого клубка - Бог. Точнее, представление о нем. Похоже, хотя и несколько иначе, складывается ситуация в современном кинематографе. Фильмы, затрагивающие вопросы веры, во всем мире вызывают скандальный резонанс. Вспомним "Страсти Христовы" Мела Гибсона. В уходящем году немало ломалось копий вокруг картины Рона Ховарда "Код да Винчи". В фильме делалась попытка по-новому осмыслить легенду о Священном Граале. Иерархи церкви, так много выступавшие накануне появления картины, увидев, очень низко оценили ее уровень и облегченно вздохнули. Фильм оказался более чем посредственным, а уж по части развития вопросов веры и вовсе примитивным. Картина Павла Лунгина "Остров", конечно, не скандальная, но есть в ней попытка поговорить о вере, вине и покаянии, к которым российское кино в такой форме почти не обращалось. Герой фильма в исполнении Петра Мамонова, совершив в молодости и в годы войны предательство, всю жизнь пытается искупить вину, становится монахом. Он исцеляет людей, изгоняет бесов. Герой "Странника" Сергея Карандашова - фильма, только что получившего главный приз на фестивале "Сталкер" в Москве, - живет по образу и подобию православных отшельников, исцеляет ребенка, а до того и сам встретит настоящего поводыря. "Живой" Александра Велединского также обращен к вопросам веры. Вернувшийся из Чечни солдат здесь беседует со священником, пытаясь найти ответы на те же вечные вопросы. Если раньше только Николай Бурляев проводил кинофорум православной направленности - "Золотой Витязь", то нынешней осенью церковь принимала участие сразу в двух кинофестивалях: "Верное сердце" в Калуге (учредитель - Управление делами Московской Патриархии) и "Лучезарный ангел" в Москве (его инициировал ректор Института экспертизы образовательных программ иеромонах Киприан (Ященко). Лица духовного звания не только покровительствовали фестивалю и оказывали ему всяческую поддержку, но и лично присутствовали на разнообразных его мероприятиях. А среди отборщиков "Лучезарного ангела" были священники. В перспективе - появление фильмов, созданных при участии церкви, при ее духовном водительстве. "Остров" показывали на "Лучезарном ангеле" и даже в Троице-Сергиевой лавре, он вышел в прокат в гигантском количестве копий для такого фильма. Картину всячески пропагандировали в церквях по всей стране, вывешивая объявление для прихожан о показе. А на проходящей в эти дни на ВВЦ православной ярмарке можно услышать объявления, приглашающие приобрести фильм или посмотреть его у одного из стендов. Но при этом, как ни странно, можно сказать, что советское, как интегральное явление, сегодня вошло в моду. Здесь важны оговорки. В моде аморфное, расплывчатое представление о советской жизни, когда "Докторская" колбаса стоила чуть больше двух рублей, медицинское обслуживание и образование были бесплатными, песни - мелодичными и добрыми, кино - оптимистичным, а люди - особенно радостными и дружелюбными. В основе тут ностальгия по старому доброму времени, но она все больше приобретает черты стереотипа, распространяющегося среди людей разных поколений с эффективностью прямой инъекции. Первыми тягу россиян к советскому обнаружили телевизионщики. Началось все несколько лет назад с новогоднего фильма-концерта "Старые песни о главном". Успех был ошеломительный, стало ясно: советское - неплохой товар. Завершающийся год также порадовал участников "нового советского проекта". Если говорить о телевидении, то оно отметилось зашкаливающим количеством советских фильмов. Окончательно кристаллизовался образ нашего главного средства массовой информации: это двуединый бизнес - развлекательный и агитационно-пропагандистский. Оба направления успешны, оба существуют в советской парадигме. Сравним освещение трех заметных столетий со дня рождения, пришедшихся на 2006 год - Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Лихачева и Леонида Брежнева. На фоне брежневского юбилея два других стали для ТВ малозаметными явлениями. Прокатилась волна фильмов, посвященных Леониду Ильичу, где генсек предстает милым, добрым дедушкой. Знаменательный ход. Черты советского все ярче проступают в нашей жизни. http://www.kultura-portal.ru/ |