Братский помянник
9 ноября отошел ко Господу епископ Макарий (Опоцкий) (1872-1941). Владыка воспринял опыт братской жизни от основателя Трудового Крестовоздвиженского братства Николая Николаевича Неплюева. По его примеру свое первое братство он основал еще в 1908 году под Новгородом. В дальнейшем он основывал братства в местах своего священнического и епископского служения. В самые кровожадные годы советского террора – к 1937 году – в братском круге епископа находилось до 70 человек. Владыка Макарий был единственным известным нам епископом, который имел личное благословение патриарха Тихона на катехизаторское служение.
* * * 9 ноября завершила свой земной путь Лидия Александровна Дмитриева (урожденная Мейер) (1901-1993). Дочь известного церковного деятеля Александра Мейера, основателя кружков «Воскресения», Лидия Александровна довольно рано определилась с местом своего служения в церкви – стала членом петроградского Александро-Невского братства и тайной иноческой общины, проживавшей на Конной улице. Была регентом в братском храме лаврской Киновии, помогала осужденным. Вместе с другими сестрами была арестована 17 февраля 1932 года, через месяц – отпущена без предъявления обвинения. Вскоре после этого вышла замуж за члена Александро-Невского братства Петра Дмитриева. Мирно скончалась в Петербурге в 1993 году. – * * * 11 ноября мирно скончался миссионер и горячий проповедник архимандрит Борис (Холчев) (1895-1971). Отец Борис начинал церковную жизнь под духовным руководством святых людей своего времени – оптинского старца Нектария и отца Алексия Мечёва. Закончил философское отделения Московского университета, работал психологом с умственно отсталыми детьми. Подготовил кандидатскую диссертацию по теме своей работы, которую накануне защиты старец Нектарий предложил не защищать. Он благословил молодого ученого рукополагаться. Три года успел отец Борис послужить священником, пока в 1931-м советская власть не приговорила его по сфальсифицированному обвинению к 5 годам концлагеря. Впоследствии служил в Ташкентской епархии, прославился своими горячими проповедями и проведением огласительных бесед для подготовки к крещению. Отец Павел Адельгейм вспоминал о том, что отец Борис так горячо служил Богу, что порой казалось, советская власть всё разрушит. Но его служение «устояло в огне и созрело для вечности».
* * * 20 ноября в возрасте 74 лет был казнен митрополит Кирилл (Смирнов) (1863-1937). Будущий митрополит в начале 1900-х годов стоял у истоков создания Кирилло-Сергиевского Урмийского братства, а также активно участвовал в деятельности Крестовоздвиженского братства в Тамбове. Митрополита Кирилла патриарх Тихон считал своим первым преемником. В 1926 году во время попытки тайных выборов патриарха его кандидатура набрала наибольшее число голосов. Отказавшись от любых форм сотрудничества с беззаконной советской властью, владыка обрек себя на долгие годы пребывания в заключении и ссылках. С недоумением отнесся к выходу Декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти. Призывал архиереев действовать в соответствии с указом патриарха Тихона (от 20 ноября 1920 года), создавая в епархиях местное самоуправление с тем, чтобы впоследствии, когда изменятся обстоятельства, давать отчёт о жизни епархии Поместному Собору. В 1937 году был арестован по месту ссылки, обвинен в духовном руководстве «всем контрреволюционным духовенством», через три месяца – расстрелян. В 2000 году причислен церковью к лику святых. 20 ноября был расстрелян иеромонах Феофан (Адаменко) (ок.1885-1937). Знаменитый переводчик православного богослужения на русский язык, отец Василий Адаменко своей горячей любовью к молитве и служением на русском языке привлекал на службы много молодежи. В его храме во имя Ильи пророка в Нижнем Новгороде собралась молодежная община, некоторых мирян он благословлял проповедовать в храме. Особого хора в храме не было – пели все. Также отец Василий призывал всех к частому причащению. На некоторое время отец Феофан (он принял монашество в 1924 году) присоединился к обновленческому движению, поверив лозунгам о необходимости молиться на русском языке. Однако обновленцы не приняли горячий миссионерский дух отца Феофана и фактически запрещали ему служить по-русски. В 1930 году отец Феофан вместе со своей общиной через покаяние вернулся в православную церковь. Митрополит Сергий (Страгородский) дал ему письменное благословение служить по-русски, а также – держать открытыми во время богослужения царские врата, читать Писание лицом к народу, произносить священнические молитвы вслух, как это было принято в их общине. Важным пунктом этого документа были слова митрополита Сергия о том, что он не видит препятствий, чтобы другие иерархи, если сочтут это полезным, разрешали отцу Феофану или другим священнослужителям делать то же самое в других епархиях. Отец Феофан дважды был арестован советской властью в 1931 и 1935 годах. Первый срок отбывал в Красно-Вишерских лагерях, второй – в Карлаге. Новое уголовное дело было заведено на него прямо в лагере, расстрелян по одному делу с вл. Сергием (Зверевым).
* * * 21 ноября завершила свою земную жизнь Елена Фердинандовна Ауэрхан (1890-1965). Елена Фердинандовна во время Первой мировой войны была медсестрой на фронте. В конце 1920-х годов вошла в тайную иноческую общину Александро-Невского братства в Ленинграде. После ареста в 1932 году находилась в ссылке в Казахстане вместе со своей приемной дочерью и престарелой матерью. Последние годы жила в монастыре. Более подробно узнать о судьбе Елены Ауэрхан можно из интервью ее внучки Натальи Скрыженко (Кифа № 7-8 за 2020 г.).
* * * 23 ноября 1937 г. погиб архиепископ Прокопий (Титов) (1877-1937). Один из инициаторов создания Братства по защите Александро-Невской лавры в феврале 1918 года, архиепископ Прокопий с первых лет своего служения был связан с братской жизнью. Еще в начале 1900-х годов будущий владыка стал членом епархиального братства св. Димитрия Ростовского в Томске, после переезда в Иркутск вошел в Братство святителя Иннокентия, а переехав на Волынь – возглавлял Волынское Владимиро-Васильевское братство. Когда большевики вознамерились отобрать часть помещений Александро-Невской лавры, епископ Прокопий, будучи настоятелем лавры, возглавил Братство по ее защите. Как и другие члены Братства, принес обет перед ракой с мощами св. Александра Невского защищать лавру вплоть до смерти. Был членом Поместного собора 1917-1918 гг.. Патриарх Тихон включил его в состав Синода, на который добивался разрешения от властей незадолго до своей кончины. Он считал, что возглавить церковь после патриарха Тихона в соответствии с его завещанием должен митрополит Петр (Полянский). Не принимал Декларацию митр. Сергия (Страгородского), однако общения с ним не прерывал. Начиная с 1925 года владыка почти беспрерывно находился в заключении или ссылке. Расстрелян в Узбекистане. 23 ноября был расстрелян протоиерей Леонид Богоявленский (1872-1937). Отец Леонид был хорошо известен в Петербурге своими проповедями и деятельным участием в жизни епархии. Был членом Общества сближения русской церкви с англиканской, входил в епархиальный историко-археологический комитет. Будучи настоятелем Князь-Владимирского собора, с началом Первой мировой войны открыл при храме лазарет. В течение 10 лет был тюремным священником при «Крестах», благодаря чему познакомился со многими большевиками. После избрания митрополита Вениамина на Петроградскую кафедру вошел в епархиальный совет. По инициативе отца Леонида в июне 1918 г. было открыто Александро-Невское православное трудовое братство на базе свечного завода. Отец Леонид стал председателем этого братства. В 1920-1922 годах входил в правление Общества православных приходов Петрограда. Пережил несколько арестов при советской власти. В 1922 году по делу митрополита Вениамина был приговорен к расстрелу, однако вместе с 5 другими приговоренными был помилован с заменой казни на 5 лет заключения в тех самых «Крестах», где когда-то он был тюремным священником. Последний раз был арестован в Казахстане, где находился в ссылке вместе с женой. Расстрелян через две недели после ареста.
* * * 24 ноября был расстрелян Владимир Борисович Шкловский (1889-1937) Владимир Шкловский, брат известного публициста, до революции был членом столичного Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а также входил в несколько миссионерских сообществ – Христианское содружество учащейся молодежи, Александро-Невское общество трезвости и Братство ревнителей православной веры во имя Христа Распятого. Это было неформальное членство: ученый-лингвист, прекрасно владевший несколькими языками, буквально горел духом христианской проповеди. В 1919 году он стал активным участником Спасского братства. А когда несколько братств Петрограда объединились в Союз – стал руководить в нем миссионерской секцией. Владимир Борисович взял на себя рискованную работу – он издавал в виде рукописи «Миссионерскую хронику», которую читали епископы, члены петроградских братств и другие верующие. В 1920-е годы издавать церковные журналы было запрещено. До своего ареста он успел выпустить почти 30 номеров. На следствии Шкловский не назвал ни одного помощника и получил наказание от большевиков в виде двух лет лагеря. Впоследствии было еще 7 арестов, лагеря и ссылки. В 1937 году Владимир Борисович Шкловский был расстрелян.
* * * 25 ноября принял мученическую кончину протоиерей Александр Глаголев (1872-1937). Отец Александр был преподавателем Киевской духовной академии. Обширно эрудированный, владеющий почти двумя десятками языков, он активно работал в Комиссии по научному изданию славянской Библии, деятельно участвовал в работе над Православной Богословской энциклопедией. Входил в ставропигиальное Богоявленское братство, созданное с целью помогать сотрудникам и студентам Киевской духовной академии. После ареста в 1937 году пережил 18 ночных допросов. Скончался в тюрьме.
* * * 28 ноября (по н.ст.) отошёл ко Господу преподобный Паисий (Величковский) (1722-1794). Паисий Величковский возродил достойное отношение к монашескому образу жизни как к жизни братии в Христовой любви и служении. В его общину входили представители более десяти разных национальностей. Община насчитывала около 1000 человек. Монахи любили его за глубокий дар молитвы, пастырского попечения и умения хранить подлинное единство в большой общине. Подробнее о монастыре Паисия Величковского читайте в этом номере (Кифа № 11 (2020).
* * * 29 ноября был казнен архиепископ Иннокентий (Тихонов) (1889-1937). Владыка Иннокентий, один из основателей петроградского Александро-Невского братства, был поражен, какая глубина открывается в братской жизни. Он называл братство священным, достойным подлинной любви, «единственно истинной в условиях нашей жизни формой церковного единения». Неоднократно сидел в лагерях и ссылках при советской власти. Последний раз был арестован в 1937 году. В 2015 году причислен к лику святых в Соборе винницких святых Украинской православной церкви. 29 ноября был расстрелян священник Иоанн (Иван Александрович) Савичев (1887-1937). Отец Иоанн несколько раз входил и выходил из Трудового братства, основанного епископом Макарием (Опоцким). Был арестован и расстрелян в Вологде как руководитель череповецкого братства, однако к тому моменту из братства вышел.
* * * 29 ноября был расстрелян Алексей Иванович Беляев (1863-1937). Сын Алексея Ивановича был активным членом братства епископа Макария (Опоцкого). Сам Алексей Иванович членом братства не был, однако сочувствовал ему. Ещё в середине 1920-х годов Алексей Иванович предоставлял свой дом в селе Богородском для встреч братства. По свидетельству односельчанина, оказавшегося с ним вместе в тюрьме в 1937 году, он исповедовал свою веру, наотрез отказавшись отречься от Бога в обмен на свободу и жизнь. нет фото Рубрику ведёт Анастасия Наконечная Кифа № 11 (267), ноябрь 2020 года |