gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
19.10.2020 г.

Три версии одного из главных дел епископа Павлина

Из итоговой работы выпускницы Свято-Филаретовского института Елены Котовой

Епископ Павлин (Крошечкин), игумен Таврион (Батозский), схииеромонах Андроник (Лукаш)
Епископ Павлин (Крошечкин) (в центре) и два его помощника, участвовавших в тайных выборах патриарха: слева стоит игумен Таврион (Батозский), справа стоит схииеромонах Андроник (Лукаш). Фрагмент фотографии, сделанной в 1928 г. в Перми. Фото из личного архива П.Н. Агафонова

Владыка Павлин (Крошечкин) родился в крестьянской семье. В 1895 году в возрасте 15 лет поступил послушником в Саровскую пустынь, однако долго там не задержался (да и вообще долго не задерживался на одном месте). К середине 1900-х молодой монах оказался в Москве. Сохранился документ – характеристика наместника Новоспасского монастыря в Москве архимандрита Бориса (Шипулина) на четырёх послушников, которых он находил «довольно испытанными и вполне достойными поощрения за свои труды и поведение», среди них был и Пётр Крошечкин, зачисленный вскоре после этого в штат монастыря. В документе говорится следующее: «Рясофорный послушник Пётр Крошечкин, 28 лет, крестьянин, также с детства живёт в монастыре, и вполне отдался мысли навсегда посвятить себя Богу и служению обители»1.

Вскоре иером. Павлин, практически одновременно с принятием пострига и рукоположения, был определён вольнослушателем в МДС на последние курсы, которые окончил экстерном в двухгодичный срок (вместо положенных 4 лет обучения). Известно, что это стало возможно благодаря самостоятельной подготовке и нетрадиционному методу изучения учебного материала – о. Павлин осваивал учебный предмет целиком, а затем переходил к следующему. Уже в 1912 г. он был принят в Московскую духовную академию, которую через 4 года окончил со степенью кандидата богословия. Через 5 лет молодой епископ приехал викарием в Курскую епархию, но ненадолго: вскоре он был арестован и год провёл в одиночном заключении.

* * *

Епископ Павлин начал с поездки в Нижний Новгород, где в то время находился митрополит Сергий, лишённый возможности выезда в Москву.

Митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). 1920-е гг.
Митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). 1920-е гг.

Епископ Павлин был известен деятельным желанием искать и находить выходы из сложных ситуаций в церковной жизни. Одним из примеров этого стал наиболее известный эпизод его деятельности – организация тайных выборов патриарха.

Осенью 1926 года в среде епископов, близких митрополиту Сергию (Страгородскому), родилась идея об избрании патриарха довольно необычным образом – через голосование по переписке2, то есть не на всеобщем Поместном Соборе при участии духовенства и мирян, и даже не на Соборе только епископов, ввиду невозможности его созыва, а путём опроса и собирания мнений большинства православных епископов. Среди инициаторов выборов позднее назывался архиепископ Иларион (Троицкий), в реальности к этому непричастный3. Действительным инициатором проведения «тайных выборов патриарха» явился епископ Павлин (Крошечкин), при поддержке круга епископов, разделявших эту идею. Что касается канонической стороны дела, то, возможно, расчёт епископов – инициаторов выборов был следующим: при наличии подписей подавляющего большинства епископов под актом избрания решение будет признано неоспоримым и с канонической точки зрения.

Первым и по времени, и по важности прецедентом составления соборного документа такого рода стало подписание в день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 г., акта о необходимости вступления в обязанности Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского). Подписи под этим актом продолжали собираться до осени 1925 г., в общей сложности их оказалось 604. По всей видимости, на решительный пересмотр вопроса о церковном управлении Православной Церковью архиереев подтолкнуло отсутствие сведений о судьбе митрополита Петра, аресты и ссылки епископов, прямая угроза митрополиту Сергию из-за его нежелания идти на компромиссы с советской властью и не вполне ясные перспективы полномочий митрополитов Кирилла (Смирнова) и Агафангела (Преображенского).

Сложность и опасность задуманной акции заключалась в том, что необходимо было собрать голоса православных епископов, находившихся в ссылках и лагерях по всей территории СССР.

Сложность и опасность задуманной акции заключалась в том, что необходимо было собрать голоса православных епископов, находившихся в ссылках и лагерях по всей территории СССР, соблюдая при этом строгую конспирацию при тотальной слежке ОГПУ.

Патриархом, по замыслу самого епископа Павлина, планировалось выбрать митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), который был также первым в списке архиереев из знаменитого «Завещания» патриарха Тихона. Митрополит Сергий (Страгородский) не сразу согласился на эту акцию, сомневаясь в её целесообразности, однако уступил архиепископу Павлину и его сторонникам, потребовав вместе с тем, чтобы о процедуре тайного голосования был извещён митрополит Пётр (Полянский). Стоит сразу сказать, что это условие впоследствии не было выполнено. Высказав инициативу о проведении «тайного голосования», епископ Павлин сам же взялся за её осуществление. С этой целью владыка бывал и в Курске, и в других городах. В Курске с мая по сентябрь 1926 г. находился в заключении епископ Сквирский Афанасий (Молчановский)5. Именно он и епископ Свердловский Корнилий (Соболев) первыми поставили подписи под документом о необходимости выборов Патриарха, привезённым епископом Павлином митрополиту Сергию (Страгородскому)6.

Люди, которые вошли в ближний круг владыки в Курске, помогали епископу Павлину и в 1926 году в организации тайных выборов патриарха. Мы знаем об участии в качестве курьеров отца Тавриона (Батозского), отца Андроника (Лукаша) и мирян отца и сына Кувшиновых7. К ноябрю 1926 г. было собрано около 45 подписей об избрании Всероссийским Патриархом митрополита Казанского Кирилла8. Двое из четырёх посланников епископа Павлина, отец и сын Кувшиновы, были схвачены с документами. По всей России прокатилась волна массовых арестов архиереев, поставивших свои подписи под избирательными бюллетенями. В тюрьмы и лагеря, в ссылки отправлено было сорок архипастырей, арестован был и сам епископ Павлин. В ссылке, в Зырянском крае, арестовали и перевели в вятскую тюрьму кандидата в Патриархи митрополита Кирилла. Арестован был и Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий. В следственном деле хранятся протоколы допросов арестованных священнослужителей, а также митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) и текст документа, названного декларацией Соловецких епископов. Первой и главнейшей темой допросов, вошедших в протоколы, была деятельность по тайным выборам Патриарха9.

Из материалов допросов складывается следующая картина: епископ Павлин начал с поездки в Нижний Новгород, где в то время находился митрополит Сергий, лишённый возможности выезда в Москву. О цели своей поездки он на допросе в ОГПУ сообщил: «В октябре месяце сего года я получил назначение, или, вернее, предложение стать епархиальным епископом Полоцко-Витебской епархии. Предложение исходило от заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия Нижегородского. По этому поводу я отправился в Нижний Новгород к митрополиту Сергию, так как официального уведомления об этом ещё не получал, а ехать мне туда по некоторым причинам не хотелось. Эту поездку я использовал для разрешения с Сергием одного интересовавшего меня вопроса, а именно: я, как и многие церковные деятели, удручён неустройством в православной патриаршей церкви, возглавляемой в настоящее время митрополитом Сергием, ввиду заключения патриаршего Местоблюстителя Петра, ввиду отсутствия патриарха вообще, наличие которого я и некоторые другие епископы считаем необходимым»10. Митрополит Сергий на допросе признался, что не был полностью уверен в каноничности выборов патриарха предложенным способом – путём подачи епископами письменных мнений о кандидатуре Патриарха: «Раньше ноября сего года [1926 г.] ко мне в Нижний [Новгород] приехал епископ Павлин и повёл беседу о необходимости для выхода из создавшегося церковного положения – выбора патриарха путём подачи голосов епископами, т. е. путём далеко необычным. Такое заранее было бы спорным, как применяющееся, по-видимому, в первый раз»11. В связи с этим митрополит Сергий указал, что для его обращения к иерархам ему необходим документ, подписанный 20-30 архиереями, составлением которого и занялся епископ Павлин. Предварительный текст обращения, по его словам, имел приблизительно следующее содержание: «Ввиду тревожного положения церкви желательно начать дело об избрании патриарха – митрополита Кирилла, причём способом избрания указывалось собрание мнений (письменных) только православных епископов»12. Примечательно, что если считать это свидетельство из следственного дела подлинным, это были не совсем выборы. Это было голосование за митрополита Кирилла как претендента на Патриарший престол. Епископ Павлин был убеждён в необходимости избрания в патриархи непременно митрополита Кирилла (Смирнова), в то время как часть епископов, поддерживавших саму идею избрания патриарха, не считала тем не менее кандидатуру митрополита Кирилла непременной. Как говорил сам епископ Павлин: «Не все писали одинаково, но на необходимости патриарха согласились все»13. Митрополит Иосиф (Петровых) на допросе показал, что несмотря на то, что подал своё мнение, считая желательным кандидатом или митрополита Кирилла, или митрополита Сергия, не был сторонником подобного решения вопроса об избрании патриарха: «Вовсе не считал, что, давая своё мнение, присоединяюсь к какому-то решению, долженствующему заменить соборное решение. Я имел в виду совещание, которое должно было состояться в г. Владимире, и полагал, что это просто предварительный обмен мнениями перед совещанием. Павлин мне не говорил, что сумма мнений по этому вопросу будет иметь характер постановления собора, и я сам считаю «собор по переписке» нелепостью. Знай я это – я ни в коем случае своего мнения не подавал бы по указанной причине»14. Таким образом, мы можем видеть, что сами епископы далеко не всегда с точностью понимали, за что происходит подача голосов.

Таким образом, история выборов до сих пор не ясна и сегодня существуют как минимум две версии развития событий, по-разному излагающие суть происходившего и меру участия в нём епископа Павлина.

Согласно одной из версий, «выборы не только не состоялись, но, строго говоря, даже и не начались. Глава Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр о них, судя по всему, вообще ничего не знал. Первый кандидат в Патриаршие Местоблюстители – митрополит Кирилл – тоже не был поставлен в известность о готовящемся избрании его Патриархом»15.

Согласно другой версии, выборы можно считать фактически состоявшимися, поскольку мнение 72-х епископов, проголосовавших за митрополита Кирилла, вряд ли можно игнорировать. Основываясь на архивно-следственном деле, можно обозначить цифру в 69 архиереев (25 человек высказались за тайные выборы и кандидатуру митрополита Кирилла, 20 человек высказали своё мнение в запечатанных пакетах, сюда следует добавить примерно 24 епископа из Соловков). «При всех оговорках церковно-канонического характера избрание патриархом митрополита Казанского Кирилла в 1926 г. могло бы состояться, не последуй за этими выборами карательных санкций государственной власти <...> выборы могли бы быть признаны имеющими каноническую силу только в том случае, если бы митрополит Пётр признал законность выборов, инициированных не им»16.

Третьей версии придерживается иеромонах Дамаскин (Орловский), который считает, что выборы были инспирированы ОГПУ. Вот что он пишет по этому поводу: «Мероприятие с тайными выборами если и не было задумано в секретном отделе ГПУ, то во всяком случае было им прослежено от начала»17. По мнению отца Дамаскина, проголосовало всего около двадцати иерархов. Подобных взглядов придерживаются и некоторые другие историки, видящие в истории тайных выборов прежде всего интригу «органов» против митр. Сергия (Страгородского): «Лица, посвящённые в суть дела, – писал об истории несостоявшихся тайных выборов Патриарха М.Е. Губонин, – именовали его интригующим и ехидным названием: "Павлин в клетке" – по имени одного из главных действующих персонажей <...>. По целому ряду соображений можно предполагать, что история "Павлин в клетке" в аресте Заместителя явилась лишь очень удачным предлогом (имеется ввиду предлогом для ОГПУ и конкретно Е.А. Тучкова)»18. Нельзя, однако, однозначно ответить на вопрос, знало ли ОГПУ с самого начала о выборах и их участниках. Из материалов следственного дела следует, что аресты осуществлялись последовательно: если бы имена всех были известны сразу, возможно, характер арестов был бы другим.

Историк А.В. Журавский в своём исследовании о тайных выборах ставит следующие вопросы. Почему же мнение такого количества епископов не стало решающим? Почему сами участники выборов проигнорировали факт избрания? Среди подписавшихся были те, кто после 1927 г. оказался в оппозиции митрополиту Сергию, и никто из них ни разу не апеллировал к итогам выборов, хотя этот факт мог стать аргументом в пользу «антисергиевской оппозиции». Вероятно, причина в том, что сам митрополит Иосиф (Петровых), как сказано выше, считал, что подаёт своё мнение только за возможность выборов патриарха таким способом. Кроме того, проведение выборов помимо патриаршего заместителя митрополита Петра (Полянского), который ничего о них не знал, санкцией одного только заместителя местоблюстителя, настораживало часть епископата.

В 1943 г. уже Патриарх Московский и всея Руси Сергий ходатайствовал перед советской властью об амнистии для 26 священнослужителей, среди которых был и епископ Павлин. Однако все, поименованные в этом списке, к тому времени уже были расстреляны.

Подводя итог рассмотрению истории тайных выборов патриарха, следует сказать, что роль епископа Павлина в них была решающей. Он явился их инициатором и организатором. Потребность в выборах была церковной, об этом свидетельствует количество участвующих в деле архиереев. Даже если не брать в расчёт тот факт, что одни считали, что ставили свои подписи под актом избрания, другие считали, что высказываются о возможности самих выборов, участвовали почти все иерархи. Данный способ выборов был поддержан самими епископами, как и кандидат в патриархи, и очевидно не было тех, кто не понимал последствий, которые могли быть со стороны советской власти. Организация тайных выборов владыкой Павлином, таким образом, стала выражением мнения церкви, а епископ Павлин – тем, кто это мнение выявил. Несмотря на то, что дело о тайных выборах не достигло своих конечных целей, оно осталось в истории как творческая попытка церкви решить вопрос об управлении Православной Церковью в условиях советских гонений.

В 1943 г. уже Патриарх Московский и всея Руси Сергий ходатайствовал перед советской властью об амнистии для 26 священнослужителей, среди которых был и епископ Павлин. Однако все, поименованные в этом списке, к тому времени уже были расстреляны.

Чётки епископа Павлина. Архив Веры Милениной, Курск
Чётки епископа Павлина. Архив Веры Милениной, Курск

Образъ Пресвятыя Богородицы
На обороте иконы надпись: «На память о посещении Преображенского храма сл. Замостья Православная община съ любовью подносит Образъ Пресвятыя Богородицы своему любимому Архипастырю Павлину епискому Рыльскому 1925 г. 14 июня». Икона находится в архиве Веры Милениной, Курск

Иллюстрации на с. 27,29 предоставлены автором

------------------------

1 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1907. Д. 116. Л. 1-2.

2 См: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: сб. : в двух ч. / сост. М.Е. Губонин. – М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 405. (Заслуживает внимания, что ранее многие церковные историки, в том числе М.Е. Губонин, считали, что это описание принадлежало католическому священнику А. Дейбнеру, на самом же деле установлено, что автор – секретный курьер украинских православных епископов киевлянин Г.А. Косткевич.)

3 Крестный путь преосвященого Афанасия Сахарова (1887-

1962) // Вестник РСХД. 1974. №107. С. 186.

4 Мазырин А., свящ. «Духовный собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г. // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2010. Вып. II:2 (35). С. 21.

5 Расстрелян в Сандармохе (Карелия) в 1938 году.

6 В 1927 году епископ Афанасий отказался от подчинения митр. Сергию и его Синоду, примкнув к движению «непоминающих».

7 Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений XX века. М.: Сретенский монастырь, 2004. С. 258.

8 Мазырин А., свящ. «Духовный собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г. // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2010. Вып. II:2 (35). С. 43.

9 Линькова В.В., Лобанов В.В. Тайные выборы патриарха 1926 года // Теология: история, проблемы, перспективы материалы V Всероссийской теологической студенческой научнопрактической конференции, 2016. С. 57.

10 ЦА ФСБ РФ. Д. 36960. Л. 66.

11 Там же. Л. 58.

12 Там же. Л. 66.

13 Там же. Л. 81.

14 ЦА ФСБ РФ. Д. 36960. Л.94.

15 Мазырин А., свящ. Указ. соч. С. 41.

16 Журавский А.В. Указ. соч. С. 281.

17 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. Тверь: Булат, 1996. С. 497.

18 Мазырин А., свящ. Указ. соч. С. 41.

Кифа № 9 (265), сентябрь 2020 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!