Принимающий искреннее покаяние Бог способен изменить не только настоящее, но и будущее и даже прошлое В дни завершения форума «Имеющие надежду» прозвучал призыв к покаянию от имени группы украинцевПокаянное слово читает Игорь Власенко (справа) Год назад мы публиковали прозвучавшие на фестивале Преображенского братства «Время мира» слова покаяния за исторические грехи русского народа и еврейского народа1. Множеством людей это событие глубоко переживалось; у кого-то оно тут же вызвало живой отклик, размышления о судьбе своего родного народа, за который у каждого человека особенно болит душа, как болит за свою семью и родных. Так сама собой почти год назад собралась небольшая группа, размышлявшая о судьбе народа украинского. Наверное, эти размышления сегодня – среди самых сложных. Они окружены таким валом пропагандистской лжи с самых разных сторон (особенно в последние годы), что кажется невозможным оказаться вне этого искажающего и историю, и нынешний день контекста. Но поддерживая друг друга, члены этой группы старались расчистить подлинную картину в понимании, что призыв к покаянию – это не осуждение, а стремление разделить ту скорбь, в которой находится сейчас народ, и призыв Божьей помощи для её исцеления. За год родился тот призыв к покаянию, который прозвучал после вечерни в последний день форума «Имеющие надежду». Мы публикуем его в этом номере. Почти весь XX век Украина подчинялась безбожной советской власти, а поколения украинцев отпадали от Бога. Может быть, не случайно первое после Октябрьского переворота 1917 года жестокое убийство православного церковного иерарха произошло в Киеве, когда у стен Киево-Печерской лавры убили митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Результатом этого отпадения стали многочисленные конфликты – военные, религиозные и социальные. Наше покаяние вдохновлено покаянием за свои народы – ныне живущих людей, русских и евреев. Мы, в первую очередь, сами каемся пред Богом в грехах своего любимого украинского народа, и прежде всего в том, что и украинцы причастны к страшным грехам, убийствам и беззакониям ХХ века. Мы делаем это с глубокой верой и надеждой на то, что принимающий искреннее покаяние Бог способен изменить не только настоящее, но и будущее и даже прошлое. I. Мы призываем и остальных церковных людей, украинцев и верующих других национальностей, живущих в Украине, в ком это находит отзыв, присоединяться к нашему покаянию: 1. В том, что мы, христиане земного отечества украинского, не услышали новомучеников и исповедников, проживавших на землях Украины, которые призывали хранить веру, духовно противостоять большевистской смуте, призывали к покаянию, к возрождению церкви через просвещение и устроение общинно-братской жизни. 2. В том, что страх перед советской властью мешал нашим предкам более упорно противодействовать разорению церкви: разрушению храмов, арестам духовенства и активных верующих. 3. В нежелании брать ответственность за решение церковных проблем, в бездумной готовности смешивать политическое и церковное, что привело многих украинских верующих в многочисленные расколы, начиная с обновленчества и заканчивая постсоветскими расколами. 4. В духовном невежестве, в том, что среди украинцев до сих пор бытует колдовство, суеверие, гадание и вера в приметы. II. Мы также и в обществе призываем всех людей живой совести присоединиться к нам и покаяться: 1. В том, что поверхностно представляем историю родной земли и людей, живших на её территориях, которые вплоть до середины XVIII века (а в отдельных случаях – до середины XX века) принадлежали разным государствам и имели разную историю. В том, что поддаёмся на различные манипулятивные и спекулятивные изложения истории Украины. 2. В том, что во время революционных событий 1917 года и гражданской войны жители земель современной Украины, в том числе украинцы, разделились на множество противоборствующих сил или решили остаться в стороне от конфликтов. Это способствовало захвату власти большевиками, которые обрекли все народы бывшей Российской империи на многолетние страдания. 3. В том, что украинцы участвовали в общесоюзных и украинских карательных органах (ОГПУ, НКВД, КГБ), что поддерживали советскую и партийную власть, пребывая на руководящих должностях. 4. За распространение в нашем народе доносительства, которое привело ко многим невинным жертвам XX века. 5. За то, что не берегли свою национальную культуру, прежде всего христианскую, а порой и участвовали в её уничтожении советской властью. 6. В том, что сегодня часто смешиваем русское и советское и таким образом снимаем с себя ответственность и перекладываем её целиком на других. В том, что снимаем с себя и вину за трагедии советского периода, например, за голод 1932-1933 гг. и Чернобыльскую аварию. В том, что забываем, что среди руководства и карательных органов Советской Украины и Советского Союза в целом были и украинцы. 7. В том, что любовь к своему народу в нас часто вытеснялась и продолжает вытесняться духом превозношения, ведущим нас к косности ума и закрытости сердца. В том, что мы таким образом унижаем другие народы и отрицаем их права и достоинства, что, например, проявляется в нарочитом отрицании прав русского языка, который для многих украинцев остаётся родным, тем более для русских, живущих в Украине. 8. В том, что не чувствуем благодарности за то хорошее, что было в общем прошлом, объединявшем нас с другими славянскими народами – русским (преимущественно левобережная Украина) и польским (преимущественно Правобережье). 9. В том, что обида и желание отомстить конкретным представителям других народов, преследовавшим нас, приводили к жестокости украинцев, в том числе по отношению к беззащитным и невинным людям. В этом мы повинны перед евреями (участие в погромах, нацистский геноцид), поляками (Волынская трагедия) и русскими (разжигание непримиримой ненависти к русским во время и после Гражданской и Второй мировой войн, в том числе жестокость эсэсовцев украинского происхождения к русским). 10. В том, что не трудимся ради межнационального примирения и даём себя втянуть в братоубийственную войну. В том, что с доверием слушаем тех, кто и с той, и с другой стороны разжигает войну ради своих экономических и политических интересов, в том числе и войну информационную, плоды которой лишь умножают отчуждение и разделение и среди украинцев, и между украинцами и русскими, и среди ближних и дальних народов. 11. В том, что мы стремимся забыть, что украинский и русский народы едины в своей общей многовековой истории. В отторжении ранее существовавших добрососедских отношений. Во всяком проявлении национального разделения наших народов и пристрастия к националистическим лозунгам. Всемилостивый Боже, прими наше покаяние и помоги нам встать на путь исправления! Киев. Владимирская горка. Фото 1868 г.
--------------------- 1 «Покаяние всегда надо начинать с себя». Кифа № 9(253), сентябрь 2019 г. Кифа № 9 (265), сентябрь 2020 года |