О покаянии ради возрождения церкви Тезисы, предложенные группой священнослужителей и мирян для церковной дискуссииИсцеление расслабленного. Фреска. Монастырь Дечаны, Сербия. XIV в. Покаяние Прошло 30 лет после прекращения открытых гонений на Церковь в нашей стране. Многие святые обители и храмы были восстановлены из руин, но ещё больше усилий требуется для восстановления человеческих душ, для собирания Церкви как объединения верных. Необходимо, чтобы Православная церковь вновь стала солью нашей земли и светом миру, чтобы вновь зазвучал её пророческий голос, пробуждающий совесть людей и вдохновляющий их на творчество и созидание в различных сферах жизни нашего народа. Поэтому мы призываем себя и всех искренно верующих соотечественников покаяться за грехи, особенно совершённые в ХХ веке и позже, за то, что: 1. В церкви1 отсутствуют как норма братские отношения близких по вере людей; клир отделён от народа, но и внутри клира преобладает разделение и недоверие. 2. Преобладает клерикальная модель церковного устройства2 , в основе которой – превозношение иерархии, чинопочитание и сервилизм со стороны клира и мирян. 3. Со стороны епископов и пресвитеров отсутствует должная забота о целостном просвещении своей паствы и о единой с верующим народом церковной молитве и жизни. 4. Миряне не знают или не понимают свои обеты крещения; крещение не предполагает для них перемены жизни, отказа от служения духам и страстям мира сего. 5. Миряне, а зачастую и клир, не готовы брать личную ответственность за Церковь; жизнь церкви практически свелась лишь к храмовой и обрядовой в духе магизма или потребления. 6. Широкое распространение получили церковный фундаментализм3 и секуляризм (модернизм4), серьёзно искажающие церковную традицию. 7. Прославление новомучеников и исповедников Русской церкви не связывается с их опытом любви, свободы, верности Богу и Церкви даже до смерти. 8. Ревностно сохраняется лишь форма православного богослужения в ущерб совершению осмысленной молитвы на понятном для людей родном (в первую очередь – русском) языке. 9. Недостаточно реализуется забота об открытом свидетельстве среди неверующих и формально крещёных о смысле и духе Нового Завета. 10. Существует неумеренное стремление в церкви к материальным благам и собственности, часто приводящее к тяжёлым компромиссам с мирской властью. 11. Остаётся сотрудничество со скомпрометировавшими себя в нашей стране государственными организациями и институциями, вследствие чего антихристианские методы проникли в сознание и практику жизни церкви. 12. В результате ложной надежды на государство и порабощения страхами церковь стала больше походить на один из институтов, действующих по преимуществу в его политических или идеологических интересах. Возрождение В народе и обществе всё это привело к дискредитации церкви и утрате доверия к ней. Поэтому сегодня нам необходимо проявить сострадание к нашей церкви, взять личную ответственность за её судьбу, молиться и трудиться для её возрождения. Среди первоочередных задач мы видим следующие: 1. Призвать всех верных христиан к личной ответственности и свободной инициативе в церковной жизни, к самостоятельному рассуждению о её цели и содержании, к благочестивой жизни и послушанию Богу и старшим в Церкви. 2. Призвать всех священнослужителей лично показывать пример веры в Церковь, собирать церковь и доверять церковному собранию, разделять с церковным народом его жизнь. 3. Последовать новомученикам и исповедникам российским в исполнении ими евангельского слова, в собирании со Христом Церкви ради братского общения и служения в духе любви и свободы, в их творческом умении отбирать для своей жизни только подлинное и самое важное, без чего жить со Христом и во Христе нельзя, соединив это с опытом свободы и творчества в Церкви, наработанным русской эмиграцией. 4. Призвать всех способствовать преодолению разделений в церковных собраниях, в первую очередь между епископами, священниками и мирянами; иерархия призвана быть живой частью церкви, не над церковью, но в церкви и для церкви. 5. Воплощать личностное и соборное начало в Церкви, проявившее себя, в частности, в деятельности Поместного собора 1917-1918 гг. и его плодах, выразившихся в созидании духовных союзов, общин и братств. 6. На приходах установить ответственное членство и выборность клира, как и в епархиях – епископов; регулярно собирать церковные соборы на всех уровнях организации церкви. 7. Открыто свидетельствовать о Христе и об истине христианской жизни, способствовать распространению практики длительного научения основам христианской веры, молитвы и жизни (полноценной катехизации). 8. Восстановить глубинный смысл и дух церковного богослужения, всех основных церковных таинств, начиная с крещения и евхаристии. 9. Всячески содействовать ведению на приходах богослужения на русском и других национальных языках; по желанию прихода дать возможность перехода на новый стиль. 10. Противостоять любым попыткам спровоцировать раскол в церкви, выступая за диалог в ней по спорным вопросам в духе уважения, терпения и доверия. 11. Осудить клерикальную экклезиологию, церковный фундаментализм и секуляризм (модернизм); отказаться от всего устаревшего, недейственного, а зачастую и грубо противоречащего церковной традиции. 12. Отказаться от стяжательства и сребролюбия и соответствующим образом пересмотреть отношение к церковной собственности и ответственности за неё. 13. Способствовать утверждению в нашем обществе христианских духовных и нравственных норм. 14. В устроении жизни церкви отказаться от «сергианства» и «обновленчества», т.е. от всякой надежды на государство и политические силы, так как альянс церкви с любой мирской властью отдаёт её в рабство этим силам. 15. Жить в Церкви по совести: уважать каждую человеческую личность, никого не осуждать, не критиканствовать, мирно и непримиримо противостоять лжи, неверию и разобщению, свидетельствуя о Христе своим словом и житием. Если мы решимся на взаимное доверие, если дадим Духу Святому действовать в нас и через нас, тогда и станет возможным возрождение церковной жизни! ----------------- 1 Слово церковь, написанное со строчной буквы, в данном случае обозначает каноническое учреждение или какуюлибо институцию, в отличие от Церкви (с прописной буквы), обозначающей мистическую реальность Тела Христова, или Церкви верных. 2 Клерикальная (клерикалистская) экклезиология – при такой модели в центре стоит авторитет и абсолютная власть клира и церковной иерархии, а не Бога и всего церковного народа, в котором каждый, согласно Священному писанию, имеет достоинство царя и священника (см.: 1 Пет 2:9). 3 Фундаментализм (современное фарисейство), т. е. бездвижничество, – попытка строить церковную жизнь, жёстко опираясь только на «букву» и на какие-то устаревшие формы благочестия, догматизируя слишком частные и частичные традиции и толкования канонов и писаний. 4 Модернизм (современное саддукейство) – отрицание церковной традиции или подлаживание её под дух мира сего, неумение определить, оценить и унаследовать церковный опыт жизни христиан всех прежних поколений. Кифа № 2 (258), февраль 2020 года |