Как провести многотысячную встречу в условиях пандемии В этом году форум «Имеющие надежду» прошёл в онлайн-форматеОдин из двадцати круглых столов – дискуссия, посвящённая проблемам пастырства Коронавирусная пандемия, сделавшая, казалось бы, невозможными традиционные масштабные августовские встречи Преображенского братства, как ни странно, придала им куда больший размах и новое качество. В течение пяти лет нескольким тысячам участников приходилось решать сложную задачу – как ухитриться побывать на десятках дискуссионных площадок, проходящих одновременно? Выход Преображенских встреч (в этом году носящих название Форум «Имеющие надежду») в интернет-пространство сделал эту задачу решаемой. И если раньше в обсуждениях, имевших принципиальный характер для жизни церкви и общества, участвовало по нескольку сотен человек, то в этот раз прямые эфиры круглых столов (намеренно разнесённые по времени и занявшие целую неделю) собирали по семьсот-восемьсот человек, а количество просмотров в ближайшие же дни переваливало за несколько тысяч человек. Всего же уникальных зрителей за время работы Форума было более 15 тысяч человек. Мы надеемся в течение года познакомить читателей с наиболее интересными из этих дискуссий, пока же пройдёмся по некоторым из них пунктирно. Первая встреча форума – «Пастырское служение» – была связана с одним из тезисов церковного возрождения: «призвать всех священнослужителей лично показывать пример веры в Церковь, собирать церковь и доверять церковному собранию, разделять с церковным народом его жизнь». Четверо священнослужителей – духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков, настоятель храма вмц. Варвары г. Нерехты протоиерей Григорий Лыжин, клирик Михаило-Архангельского храма города Талдома о. Виктор Гавриш, клирик Нижегородской митрополии о. Андрей Логинов и четверо мирян – председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак, главный редактор медиапроекта «Стол» Андрей Васенёв, председатель Свято-Вениаминовского малого православного братства Анна Лепёхина и проректор СФИ по общим вопросам Марина Наумова размышляли над тем, почему пастырское служение редуцировалось до индивидуального душепопечения и как служение пастырей вновь может обрести новозаветное измерение. Большинство из семисот онлайн-участников встречи участвовали в голосовании, многие задавали вопросы в чате. Начав с разговора об основных типах пастырского служения, которые ярко высветила ситуация с коронавирусом (первый: священник – «производитель» литургических таинств и обрядов; второй: главное – люди; третий: местом жизни Церкви является сама община, общение во Христе), священнослужители перечислили главные проблемы, связанные сегодня с пастырским служением. Среди этих проблем – отсутствие не только живого опыта общинной жизни, но даже академических знаний о ней; идеологизация церковной жизни и срастание с властью; превращение священников в «работников конвейера»; «растаскивание», распыление пастырского служения, сведение его к деятельности прораба или психотерапевта; поощряемая начальством зацикленность на внешнем активизме, на поиске спонсоров; замыкание мирян на личности священника (младостарчество), патернализм со стороны духовенства и выученная беспомощность прихожан, которые и 10, и 15 лет остаются «духовными младенцами». Ситуация усугубляется тем, что многие священники и миряне считают нормой насаждавшийся в советские времена для выхолащивания жизни церкви акцент на обрядовой стороне жизни, а в богослужении используется архаичный язык, на котором люди не говорят. Особенно наглядно во время пандемии проявилась разобщённость многих приходов: в храме, где на службах бывало по нескольку сотен, а то и тысяча человек, к трансляциям богослужений подключались от силы пятеро-шестеро. Людям оказались нужны не братья и сёстры во Христе, не священники и их проповеди, а только святыни, к которым через ютуб приложиться никак нельзя. Каковы же пути выхода? По мнению о. Георгия Кочеткова, необходимо быть ближе к корням православной и в целом христианской традиции – не механически повторять то, что было и прошло, но помнить то, что было прежде. В канонах нет привычного нам сегодня термина священник (греческого «иерей», то есть жрец), есть пресвитер – старший. Общее размышление о различных образах, целях, типах этого старшинства мы надеемся опубликовать в ближайших номерах. Удивительным образом участники нескольких круглых столов преимущественно церковной тематики подхватили и продолжили эти размышления. Размышляя о том, почему в церкви отсутствует доверие и общение и что делает общину общиной (круглый стол «от общения к общине»), священнослужители из разных епархий вновь и вновь возвращались к тому, что духовенство мало общается с людьми и это почти всегда общение «сверху вниз» (проповеди или лекции), так что настоящего разговора не получается. Так возникал «мостик» к следующим темам: и спикеры, и те, кто участвовал в разговоре, оставляя свои реплики в чате, сошлись на том, что «нужно христианское просвещение, потому что без него много рисков устроить хороший коллектив, а не церковную общность». О том же зашла речь и на круглом столе, посвящённом литургическому возрождению: и его участники – насельник Никольского монастыря в Гомеле архимандрит Савва (Мажуко), настоятель храма святых Петра и Февронии в Тосно священник Михаил Ромадов, протоиерей Григорий Лыжин, священник Виктор Гавриш, и ведущие, и авторы комментариев вновь и вновь возвращались к мысли о том, что путь к возрождению начинается через просвещение, что непросвещённость рождает страх. Вторая нить встреч, соединявшихся не только тематикой, но и неявной перекличкой, выстраивалась вокруг судьбы русского народа – его исторической трагедии, его традиций, его будущего. Было очевидно, что эта неявно возникавшая последовательность разных встреч форума вырастала естественно, ведь каждая из них была сама по себе законченной, целостной, содержательной. И в этом может убедиться каждый: одним из преимуществ онлайн-формата стало то, что все беседы остались в записи, и их по-прежнему можно посмотреть на канале https://www.youtube.com/c/foruminad/videos. Тот, кто возьмётся посмотреть эти записи, отметит для себя ещё многое: активное и ответственное участие в дискуссиях церковной молодёжи, множество опросов, проходивших и до встреч, и прямо во время дискуссий (зрители отвечали на вопросы ведущих и тут же видели результаты ответов в формате инфографики), широчайшую географию. Для тех же, кому легче читать текст, чем слушать записи, мы, как уже и говорили, постараемся опубликовать наиболее интересные фрагменты встреч. Даже если их придётся публиковать в течение года, мы уверены – они не устареют. Каждый из зрителей в ходе опроса мог поставить свой акцент, отражавшийся на экране очень наглядно
О том, как соединить две ветви разделённого русского народа, говорили потомки тех, кто уехал, и тех, кто остался. Как одним исцелиться от ран изгнанничества, отсутствия живого ощущения русской земли, а другим – от гнёта тоталитарного прошлого? Кифа № 7-8 (263-264) июль-август 2020 года |