gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow Как провести многотысячную встречу в условиях пандемии. В этом году форум «Имеющие надежду» прошёл в онлайн-формате
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
07.09.2020 г.

Как провести многотысячную встречу в условиях пандемии

В этом году форум «Имеющие надежду» прошёл в онлайн-формате

Форум «Имеющие надежду»
Один из двадцати круглых столов – дискуссия, посвящённая проблемам пастырства

Коронавирусная панде­мия, сделавшая, каза­лось бы, невозможными традиционные масштаб­ные августовские встречи Пре­ображенского братства, как ни странно, придала им куда боль­ший размах и новое качество. В течение пяти лет нескольким ты­сячам участников приходилось решать сложную задачу – как ухитриться побывать на десятках дискуссионных площадок, про­ходящих одновременно? Выход Преображенских встреч (в этом году носящих название Форум «Имеющие надежду») в интернет-пространство сделал эту задачу решаемой. И если раньше в обсуждениях, имевших принципиальный характер для жизни церкви и общества, участвовало по нескольку сотен человек, то в этот раз прямые эфиры круглых столов (намеренно разнесённые по времени и занявшие целую неделю) собирали по семьсот-во­семьсот человек, а количество просмотров в ближайшие же дни переваливало за несколько тысяч человек. Всего же уникальных зрителей за время работы Фору­ма было более 15 тысяч человек.

Мы надеемся в течение года познакомить читателей с наибо­лее интересными из этих дис­куссий, пока же пройдёмся по некоторым из них пунктирно.

Первая встреча форума – «Пастырское служение» – была связана с одним из тезисов церковного возрождения: «при­звать всех священнослужителей лично показывать пример веры в Церковь, собирать церковь и доверять церковному собранию, разделять с церковным народом его жизнь». Четверо священнос­лужителей – духовный попечи­тель Преображенского братства священник Георгий Кочетков, настоятель храма вмц. Варвары г. Нерехты протоиерей Григорий Лыжин, клирик Михаило-Архан­гельского храма города Талдома о. Виктор Гавриш, клирик Ниже­городской митрополии о. Андрей Логинов и четверо мирян – пред­седатель Преображенского братства Дмитрий Гасак, главный редактор медиапроекта «Стол» Андрей Васенёв, председатель Свято-Вениаминовского мало­го православного братства Анна Лепёхина и проректор СФИ по общим вопросам Марина На­умова размышляли над тем, почему пастырское служение редуцировалось до индивиду­ального душепопечения и как служение пастырей вновь может обрести новозаветное измерение. Большинство из семисот онлайн-участников встречи участвовали в голосовании, многие задавали вопросы в чате.

Начав с разговора об ос­новных типах пастырского служения, которые ярко высве­тила ситуация с коронавирусом (первый: священник – «произво­дитель» литургических таинств и обрядов; второй: главное – люди; третий: местом жизни Церкви является сама община, общение во Христе), священнослужители перечислили главные проблемы, связанные сегодня с пастыр­ским служением. Среди этих проблем – отсутствие не только живого опыта общинной жизни, но даже академических знаний о ней; идеологизация церковной жизни и срастание с властью; превращение священников в «работников конвейера»; «раста­скивание», распыление пастыр­ского служения, сведение его к деятельности прораба или психо­терапевта; поощряемая началь­ством зацикленность на внешнем активизме, на поиске спонсоров; замыкание мирян на личности священника (младостарчество), патернализм со стороны духовен­ства и выученная беспомощность прихожан, которые и 10, и 15 лет остаются «духовными младенца­ми».

Ситуация усугубляется тем, что многие священники и миряне считают нормой насаждавшийся в советские времена для выхола­щивания жизни церкви акцент на обрядовой стороне жизни, а в богослужении используется ар­хаичный язык, на котором люди не говорят.

Особенно наглядно во время пандемии проявилась разоб­щённость многих приходов: в храме, где на службах бывало по нескольку сотен, а то и тысяча человек, к трансляциям бого­служений подключались от силы пятеро-шестеро. Людям оказа­лись нужны не братья и сёстры во Христе, не священники и их проповеди, а только святыни, к которым через ютуб приложить­ся никак нельзя.

Каковы же пути выхода? По мнению о. Георгия Кочеткова, необходимо быть ближе к корням православной и в целом христи­анской традиции – не механи­чески повторять то, что было и прошло, но помнить то, что было прежде. В канонах нет привычно­го нам сегодня термина священ­ник (греческого «иерей», то есть жрец), есть пресвитер – старший. Общее размышление о различ­ных образах, целях, типах этого старшинства мы надеемся опу­бликовать в ближайших номерах.

Удивительным образом участ­ники нескольких круглых столов преимущественно церковной тематики подхватили и продол­жили эти размышления.

Размышляя о том, почему в церкви отсутствует доверие и общение и что делает общину об­щиной (круглый стол «от обще­ния к общине»), священнослужи­тели из разных епархий вновь и вновь возвращались к тому, что духовенство мало общается с людьми и это почти всегда обще­ние «сверху вниз» (проповеди или лекции), так что настоящего разговора не получается. Так возникал «мостик» к следую­щим темам: и спикеры, и те, кто участвовал в разговоре, оставляя свои реплики в чате, сошлись на том, что «нужно христианское просвещение, потому что без него много рисков устроить хоро­ший коллектив, а не церковную общность». О том же зашла речь и на круглом столе, посвящённом литургическому возрождению: и его участники – насельник Никольского монастыря в Гомеле архимандрит Савва (Мажуко), настоятель храма святых Петра и Февронии в Тосно священник Михаил Ромадов, протоиерей Григорий Лыжин, священник Виктор Гавриш, и ведущие, и ав­торы комментариев вновь и вновь возвращались к мысли о том, что путь к возрождению начинается через просвещение, что непро­свещённость рождает страх.

Вторая нить встреч, соединяв­шихся не только тематикой, но и неявной перекличкой, выстра­ивалась вокруг судьбы русского народа – его исторической траге­дии, его традиций, его будущего.

Было очевидно, что эта неявно возникавшая последовательность разных встреч форума вырастала естественно, ведь каждая из них была сама по себе законченной, целостной, содержательной. И в этом может убедиться каж­дый: одним из преимуществ онлайн-формата стало то, что все беседы остались в записи, и их по-прежнему можно посмотреть на канале https://www.youtube.com/c/foruminad/videos.

Тот, кто возьмётся посмотреть эти записи, отметит для себя ещё многое: активное и ответствен­ное участие в дискуссиях церков­ной молодёжи, множество опро­сов, проходивших и до встреч, и прямо во время дискуссий (зри­тели отвечали на вопросы веду­щих и тут же видели результаты ответов в формате инфографики), широчайшую географию.

Для тех же, кому легче читать текст, чем слушать записи, мы, как уже и говорили, постараемся опубликовать наиболее инте­ресные фрагменты встреч. Даже если их придётся публиковать в течение года, мы уверены – они не устареют.

Форум «Имеющие надежду»
Каждый из зрителей в ходе опроса мог поставить свой акцент, отражавшийся на экране очень наглядно

Форум «Имеющие надежду»
О том, как соединить две ветви разделённого русского народа, говорили потомки тех, кто уехал, и тех, кто остался. Как одним исцелиться от ран изгнанничества, отсутствия живого ощущения русской земли, а другим – от гнёта тоталитарного прошлого?

Кифа № 7-8 (263-264) июль-август 2020 года

 
Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!