gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.08.2020 г.

«Братство имеет своею целью возрождать в приходском населении религиозно-нравственное просвещение»

Из истории архангельских братств

Священномученик миссионер Павел Ильинский и его семья
Священномученик миссионер Павел Ильинский и его семья

Много трудов в духовное и нравственное образование и просвещение крестьян России вложило духовенство. «Церковно-приходские школы открывались в самых отдалённых уездах губернии. Заботиться о школе, об изыскании средств приходилось духовенству. И оно несло этот труд безропотно. Первыми учительницами тёмных окраин являлись дети духовенства, воспитанницы местного Епархиального училища. Они шли в далёкую Корелу, глухую Мезень, на окраины Печорского края и там полагали начало грамотности. Беспристрастный историк просвещения нашей губернии оценит их тяжёлый труд»1, – писал в 1917 году священник Архангельской и Холмогорской епархии Павел Матвеевич Ильинский.

Сын священника, уроженец Кемского уезда, после окончания Архангельской Духовной семинарии почти 15 лет служил о. Павел священником-миссионером, объехал Мезенский и Печорский край вдоль и поперёк и вёл дневниковые записи. Не много из того, что мы знаем о нём, сохранилось. Как и большинство священников, разделил он судьбу мучеников, в 1931 году был приговорён к расстрелу, умер в больнице лагпункта Каменье.

Вот строчки из дневника священника о Мезени в её верховье: «Через сутки путешествия по тайболе2 выехали на Мезень к устью р. Вашка, дальше вёрст 150 дорога идёт по деревням и по реке до Вожгоры, а там опять вёрст 250 тайболой до Усть-Цильмы. Эта тайбола отделяет Мезенский уезд от Печорского. Народ на Мезени в районе Вашки православный, но проезжающие из Усть-Цильмы проповедуют свою веру и советуют перекрещиваться: "тогда все грехи спадут"... Михайло очень был доволен гостеприимством мезенцев. Та у них добродетель, отзывался он о мезенцах, не разделяющих его раскольнических заблуждений, что во всякое время, днём и ночью, примут проезжающего, – избы никогда не запирают; как попросишь, затопят печку, сварят, что нужно, и денег за это не возьмут... Избы по Мезени маленькие... сидят зимой мезенцы с лучиною, керосина не жгут, кто попроще, у того и подсвечника для свечи сыскать трудно. Ребята безмятежно спят на полу, привыкли, видно, к приезжающим. По причине неурожая мезенцы испытывают очень большую нужду. Из некоторых волостей целыми семьями разбрелись просить милостыню на чужой стороне»3.

Священномученик Павел ИльинскийНо ещё хуже обстояло дело на Печоре, писал о. Павел. В 1898 году его определяют настоятелем в Никольский приход с. Усть-Цильма, где женщины не пускали девочек в школу, и за неимением учениц закрылась женская школа грамотности. Первостепенной задачей о. Павла стало открыть эту школу. Было много ещё и других дел. Одному справиться было не под силу, и после советования с прихожанами, местной интеллигенцией решено было при приходе создать братство. Оно имело миссионерские задачи: собирать церковь и просвещать народ. Нуждались в помощи и священники, порой малограмотные. «Забота о религиозном просвещении населения Усть-Цилемского и окрестных приходов... привела местное духовенство к мысли соединиться... с каковою целью предлагаю открыть в Усть-Цилемском приходе братство Святителя Николая... Местное духовенство одушевлено мыслью потрудиться в целях братства. Посему почтительнейше представляю Вашему Преосвященству составленный мною, согласно Высочайше утверждённых правил на этот предмет, проект устава Братства...»4

К подобному же решению в 1897 году пришли прихожане и священники в с. Б. Нисогора Мезенского уезда. Отца Алексея Ильинского очень заботило то, что падает нравственность прихожан, плохой пример детям показывают, девочек в школу не отпускают. На собрании прихожан предложил он создать Свято-Троицкое братство, чтобы в едином союзе бороться с пороками на селе. Согласно документам архива, оно существовало более 10 лет.

«Братство имеет своею целью возрождать в приходском населении религиозно-нравственное просвещение и преимущественно в подрастающем поколении... Иметь наблюдение за более аккуратным посещением приходской школы грамотности учащимися в ней. Изыскивать возможные материальные средства к поддержанию как самой школы, так и для выдачи отдельным ученикам. А в святой Великий пост зерновым хлебом по возможности сбора его по приходу или приобретённого покупкою на предполагаемый денежный сбор и жертвы благотворителей. Заботиться о привлечении в школу наибольшего числа девочек. Средствами духовного просвещения приходской паствы предназначаются: проповедь при богослужениях, собеседования вне богослужений, собрания в школьном здании для чтения Жития святых, о предметах религиозного и исторического интереса, а также хозяйственного и житейского опыта. Число членов братства не ограничено и всякое новое почтенное лицо, изъявившее желание послужить, примется в состав братства с искренней и радушной любовью»5.

В 1906 году был образован ещё один духовный союз священника и прихожан в Малой слободе – Кузнецеслободское братство, целью которого было содействие священнику путём единения с прихожанами в насаждении христианского просвещения и доброй нравственности. Настоятель храма Спаса Нерукотворного о. Павел Шангин призывал прихожан составить одну дружную семью пастыря и пасомых: «К этому будем направлять деятельность нашего братства. Теперь у нас большею частью каждый знает только сам себя, а до других ему и дела нет, но такие отношения не христианские». Братство заботилось об улучшении чтения и пения, способствовало образованию хора, открытию библиотеки. Братчики заботились о пополнении знаний в слове Божьем и учении церкви, об искоренении сквернословия, пьянства и других пороков. Им предлагалось «устраивать в своих домах, церкви, училище, и вообще где окажется удобным собрания, для ведения домашних бесед, для взаимного назидания, под руководством священника, путём чтения и толкования Священного писания и других вероучительных книг. Заботиться о распространении книг, как православным, так и старообрядцам, о чтении неграмотным».6

19 декабря 1901 года в Мезенском уезде состоялось скромное торжество освящения вновь устроенного школьного дома в Юромском приходе. Этот приход был одним из населённых. В состав его входило 15 деревень. Население прихода составляло 2516 человек, в том числе детей школьного возраста: мальчиков 209 и девочек 211. Школа в Юромском приходе существовала с 1891 года. Первоначально помещалась в церковной трапезной, потом в наёмных крестьянских домах, не приспособленных для школьных занятий. Когда на приход был назначен священником о. Аркадий Исадский, он же был заведующим приходской школой, первою заботою его стало изыскание средств на постройку нового здания школы. Силами прихожан этого было не сделать, и он обращается к родственникам в Санкт-Петербурге с просьбой найти жертвователей, добрых людей. На его призыв откликнулись. Государыня Императрица Мария Фёдоровна внесла 300 рублей, внёс пожертвования обер-прокурор Священного синода В.К. Саблер, графиня Голенищева-Кутузова и другие известные и не известные люди. Постройка дома обошлась в 1400 руб. 22 коп., кроме беспошлинно отпущенного леса. Крестьяне, по настоянию попечителя школы К. Рахманина, ассигновали на отопление, освещение и наём школьной прислуги 120 рублей в год. Так была построена первая в Мезенском уезде вполне благоустроенная приходская школа. Во время богослужения в день освящения школьного дома пели учащиеся школы под руководством псаломщика Ф. Нифантова, обучающего их чтению и пению. «По окончании службы под колокольный звон был устроен крестный ход, в котором принимали участие дети. Мальчики несли фонари и Хоругви, запрестольный крест и Священное Евангелие, остальные шли парами под наблюдением учителя Костылевой О.П., отличающейся усердным отношением к школьному делу и любовью к ученикам. По прибытии крестного хода был отслужен молебен Спасителю, Божьей Матери и Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию».7

Священники Мезенского уезда понимали важность и необходимость просвещения народа. И не случайно в 1918 году они первыми написали письмо-протест в ответ на закрытие духовных учебных заведений в Архангельске: «...мы ниже подписавшиеся, духовенство и члены приходских советов Мезенского собора и Кузнецеслободского прихода в общем собрании сего числа постановили выразить решительный протест против насильственного захвата Советской властью в г. Архангельске духовно-учебных заведений епархии нашей, рассадника духовного просвещения края, откуда выходили в народ наставники и проповедники православной веры и учители, например великий светоч православия о. Иоанн Сергиев Кронштадтский»8.

Обращённое к пастырям Архангельской епархии слово, сказанное о. Павлом Ильинским в 1918 году, и сегодня звучит современно: «...вот смысл настоящего момента жизни. Божественный Учитель приглашал всех обиженных к Себе, предлагая им душевный покой с принятием Его учения (Мф 11:28-30). Своё учение Он считал благим игом для людей и лёгким бременем, так как оно вполне отвечает тайным запросам души человеческой и духовным способностям природы человека. И вот перед пастырством церкви Христовой настойчиво выдвигается жизнью его долг выступить на защиту Христова учения: разъяснять народу и словом Божьим, и соображением разума человеческого, и фактами современной жизни, что христианство есть именно та сила, которая может успокоить мятущееся житейское море страстей человеческих... Для пастырей церкви нет нужды спорить о власти гражданской, кому она будет принадлежать: большевикам или меньшевикам; кадетам или монархистам. Это мудрёное и неблагодарное для нас дело, потому что покровительство какой-нибудь партии не принесёт нам духовного удовлетворения и нравственной чистоты... под напором стихийных сил падёт храмина, построенная на песке, и падение её будет великое... А потому мы должны только свидетельствовать, что учение христианское есть истина... Христианское мировоззрение есть краеугольный камень, который должен быть положен в основание строительства народной жизни. И здание, построенное на этом основании истинного братства, равенства и свободы, будет прочным: пойдёт дождь, разольются реки, подуют ветры и устремятся на него стихийные бедствия и движения, но здание не упадёт, потому что основано на камне».9 Обращение о. Павла Ильинского к пастырям – это напутственное слово ко всем христианам: делами и словами свидетельствовать о свете Христовой истины всем, кто его не познал.

Надежда Макурина (Архангельск).

Иллюстрации предоставлены автором

Ансамбль Юромского погоста
Ансамбль Юромского погоста. Сгорел от молнии в середине 30-х годов. В ансамбль входили церковь Михаила Архангела и Гавриила Архангела (1685 г.) и церковь Ильи Пророка (1743 г.)
 

--------------------------

1 По поводу изъятия церковно-приходских школ из ведения духовенства // Архангельские епархиальные ведомости (далее – АЕВ). 1917. №12. С. 19.

2 Тайбола – общее название громадного болотистого пространства в Архангельской губернии, расположенного между pеками Пинегой, Мезенью и Печорой.

3 О. П. Ильинский. Поездка на Печору (Из дневника миссионера) // АЕВ. 1892. № 12. С. 197-202.

4 Государственный архив Архангельской области (далее – ГААО). Ф. 29. Оп 2. Т. 6. Д. 168.

5 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 191.

6 Дело об открытии Кузнецеслободского приходского братства // ГААО. Ф. 29. Оп 2. Т. 6. Д. 471.

7 Освящение школьного дома в Юромском приходе Мезенского уезда // АЕВ. 1902. №2. С. 46-49.

8 АЕВ. 1918 №14 С.6

9 АЕВ. 1918 № 13 С. 1.

Кифа № 6 (262), июнь 2020 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!