gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
21.07.2020 г.

Дружеский круг как место разговора о главном

Из рассказа сотрудника Научно-методического центра СФИ по миссии и катехизации В.И. Якунцева об опыте христианского свидетельства

В.И. Якунцев

Веру людям всегда даёт Господь. Но Он их куда-то приводит, Он их «прилагает к Церкви», где верные должны их встретить.

Служение свидетельства и научения не может восприниматься в церкви, в том числе и в братстве, как некоторая «опция», которую, если надо, включаешь, а если появились какие-то приоритеты или что-то «не сошлось», можно отключить и с её исполнением подождать. Такое «отключение» приводит к разрушению церковной жизни. Говоря недавно об этом, духовный попечитель Преображенского братства о. Георгий Кочетков напомнил об образе доменной печи. Я думаю, вам известно, что если её зажжёшь, её нельзя остудить, в ней всё закаменеет и придётся просто разбирать её и заново строить. И вот получилось, что у нас в некоторых местах эта «домна» церковного свидетельства и научения разрушилась: знания и умения остались, а силы нет, дело не идёт. Осознав это, некоторые из нас пришли сейчас к мысли, что нужно приложить усилия, чтобы восстанавливать какие-то из тех пластов нашей братской жизни, которые питали нас изначально, – в частности, опыт дружеского круга. Ведь наше движение ещё до того, как родилась система оглашения, уже существовало как тот опыт, который потом назвали дружеским кругом.

Мы исходим из того, что свидетельство и научение – это не «производство верующих». Веру людям всегда даёт Господь. Но Он их куда-то приводит, Он их «прилагает к Церкви», где верные должны их встретить. И вот этот момент часто оказывается достаточно сложным, проблемным. С людьми, которые ищут путь к Богу и в Церковь, нужно встречаться, разговаривать. Но кто способен вести такие встречи? Отец Георгий, чьё мнение я уже упоминал, считает, что делать это могут практически все. А я сомневаюсь: вдруг «поганки начнут расти»? С другой стороны, пока ты будешь эти разумные доводы приводить и размышлять: «а вдруг ошибёшься?», «а тут – не провалишься?», ты вообще ничего не начнёшь, просто-напросто не прорвёшься.

Одним из моментов, который в нашем кругу этот процесс подстегнул, было знакомство с мировым современным опытом христианского свидетельства. Можно достаточно определённо сказать, что если где-то в мире сейчас христианство действительно качественно распространяется, это происходит через церковные движения. И базовым моментом здесь является то, что мы назвали дружеским кругом. Это регулярные, постоянные дружеские встречи (они имеют очень разные названия в разных местах), которые состоят из людей разных духовных возрастов: и ищущих, и оглашаемых, и их поручителей, верных. Так получается, что в небольшом круге – двое-трое-четверо – часть входящих в него людей свидетельствуют о том, что есть церковь...

Помните, лет 10-15 назад в братстве активно читалась книжка Жака Лёва «Будьте моими учениками»? Он тоже описывает этот опыт (и это опыт не только католический) и свидетельствует, что на встречах «базовых общин», куда входят и ищущие, и верные, явно ощущается присутствие Божье, которое узнаётся по удивительному дару доверия, атмосфере открытости и (помните Евангелие от Луки?) горению сердец. Здесь вспоминается апостольский опыт, в частности, знаменитое место из послания к Коринфянам, где апостол Павел говорит, что лучше пророчествовать (то есть увещать, наставлять и утешать): тогда, если в собрание «войдёт кто неверующий или незнающий... тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: "истинно с вами Бог"» (1 Кор 14:24,25).

У нас были собрания, домашние встречи, где предполагалось участие людей, которые веру ещё не обрели. Это не оглашение. Оглашаемые – люди уже верующие, у них другой тип встреч. А то, о чём я хочу рассказать, – это встречи о жизни. Ведь люди всегда ищут, где серьёзно поговорить. Это может происходить во время совместного глубокого чтения, если его проводить качественно, или просмотра фильма. Всё это может стать реализацией известного принципа, которого придерживался Господь: внешним всё изъяснялось в притчах. Нужен какой-то материал, какой-то образ, через который ищущие могут выразить то, что хотят спросить, и мы можем выразить наш ответ, наше свидетельство.

Такие встречи иногда рождаются неожиданно. Несколько оглашаемых из моей группы после богослужения в Новодевичьем монастыре стали ходить в небольшое кафе неподалёку вместе со своими неверующими друзьями. Воскресный день, они выходят после литургии оглашаемых, а друзья приезжают, чтобы с ними поговорить. Кто-то из моих помощников бывает порой на этих встречах и потом рассказывает: «Там такой разговор идёт! Они свидетельствуют, почему они к Богу пришли!» Каждый рассказывает об этом в присутствии своих друзей. И народу много приходит. Мне нравится, что у них есть некий духовный иммунитет. Говорят, что пришёл как-то человек из другой огласительной группы и начал что-то говорить про бизнес (многие из них бизнесмены). А ему говорят: слушай, помолчи, мы тут о другом.

И у нас такие недолгие (на два-два с половиной часа) встречи бывают с друзьями и с друзьями наших друзей – с людьми, которые друг другу и нам доверяют. Знакомимся за небольшой трапезой вскладчину, накидываем темы, на которые интересно было бы поговорить. Разговор всегда идёт на поле осознанных проблем; у человека всегда есть поле неосознанных проблем, но есть вещи, которые он осознаёт и понимает. И они очень глубокие. Честно скажу, я не был готов к той открытости, которая вдруг возникает. Ну, например, мы говорим о смерти. Не рисуемся, каждый из тех, кто уже в церкви, высказывается как христианин. Это, конечно, настоящее личное свидетельство. Ещё одна тема, которая сразу возникла и от которой никуда не деться, – одиночество. Однажды она возникла совершенно неожиданно. В качестве знакомства, чтобы оно не было формальным или скучным, я предложил, чтобы каждый рассказал о том, какая у него в детстве была любимая игрушка и почему. И все стали рассказывать. На самом деле ведь это разговор о любви. А на этой встрече одна из наших сестёр была с пятилетним сынишкой Федей. Все рассказали про детские игрушки, а Федя стоит со слезами: «Почему мимо меня прошли?» Мы ему все сразу: «Ну, давай, Федя, говори!». «А у меня любимая игрушка пингвинчик». Я спрашиваю: «Почему?» «Мы приехали осенью на дачу, и он там лежит совсем один, и я его забрал»...

Нужно сказать, что постепенно на этих встречах стали выявляться те, кто хочет большего. Есть те, кто вот так поговорил, и ему как-то хорошо и этого пока достаточно. А есть те, кто спрашивает: «А Евангелие когда будет? Про Бога когда начнём говорить?» И возникла необходимость вести для них и предоглашение, то есть некоторую подготовку к последующим огласительным встречам.

Конечно, то, что я рассказал, это «надводная» часть. А есть «подводная». Прежде всего она связана с молитвой. Об этих людях надо очень серьёзно молиться. Есть и всякие организационные вещи. И тут очень важны мера и ритм, чтобы ни самому не перегреваться, ни других не вгонять в перегрев. Не должно быть это на каком-то надрыве, должно быть естественным, как дыхание. Но забота о том, чтобы это было, не должна нас оставлять.

Есть некоторый очень важный пласт духовного опыта, который мы называем укладом жизни. У нас есть этот уклад жизни – братский. Это какие-то по умолчанию принятые приоритеты, это то, что не обсуждается. В нормальном случае в него как необходимый элемент закладывается время, закладываются силы для того, чтобы встречаться с людьми, заботиться о них, вымаливать их. Да, у каждого человека всегда есть какие-то обязательства и возникает сложный вопрос: «А когда всё это делать? А как всё это делать? У нас нет на это времени!». Но если у вас нет времени на свидетельство, значит, вы что-то лишнее делаете. Присмотритесь к себе, не занимаетесь ли вы в какие-то моменты жизни тем, что можно назвать суетой.

Ведь все мы имеем опыт, который можно назвать встречей. И то, о чём я говорю, – тоже встреча. Могу свидетельствовать, что это реальный церковный опыт, явление Церкви.

Фото: Александр Волков

Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами
Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами

Христос восстанавливает Петра в апостольском достоинстве
Христос восстанавливает Петра в апостольском достоинстве. Сербия, Высокие Дечаны, XIV в.

Кифа № 1 (257), январь 2020 года

 

 
Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!