gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.07.2020 г.

Кто в ответе за церковь

Image
На Рождественских чтениях корреспонденты «Кифы», как всегда, встречались со множеством людей и кого-то успели даже сфотографировать. Епископ Златоустовский и Саткинский Викентий, епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид , священник Максим Адамов
 

Один из тезисов Форума церковного покаяния и возрождения1 звучит так: «Миряне, а зачастую и клир, не готовы брать личную ответственность за Церковь». «Кифа» провела опрос среди участников Рождественских чтений, задав им вопрос: «Ответственность епископа или священника более или менее определена, мирянам же бывает гораздо сложнее понять, как найти своё служение. Как может проявляться ответственность мирян за церковь? Что помогает проявить эту ответственность?»

Викентий, епископ Златоустовский и Саткинский:

Для человека, который хочет служить Богу, обязательны - вера в чудо, желание забыть о себе, но сделать что-то для проповеди, и небоязнь никакой критики. Это три качества, которые необходимы человеку для служения Богу.

Антоний, епископ Ахтубинский и Енотаевский: В Евангелии написано: вектором нашей жизни должна быть любовь. Это не просто расхожее выражение, а суть нашего служения, смысл нашей веры. Если мы говорим, что общение с Богом, которое человек осуществляет на земле, в том числе осуществляется посредством общения человека с человеком, потому что Бог есть Дух и мы Бога встречаем в людях, окружающих нас, то мы должны чётко понимать, что люди друг в друге нуждаются. Христиане особенно должны это понимать, что мы друг от друга зависим. Мы должны быть вместе именно поэтому, это Господь так устроил, что люди друг от друга зависимы. Не надо бояться этих зависимостей. А беда христиан в том, что мы именно в этом контексте взаимоотношений между собой мыслим как раз как люди светские, которые сегодня очень боятся зависимости человека от человека. Современный человек всячески отстаивает свою автономию и независимость. И мы по инерции иногда живём так же. Если мы сможем эту инерцию преодолевать и говорить об этом, тогда будет всё меняться. В нашей епархии мы говорим об этом и с отцами, и с прихожанами. У нас приходские собрания носят неформальный характер, мы реально вовлекаем прихожан в деятельность, жизнь прихода. Мы говорим прихожанам о том, что они ответственны за приход. Эти отношения действительно очень братские. Не сразу получится это, есть много факторов, которые этому мешают, но надо в этом направлении идти. Должно быть стремление к этому. Общинный образ жизни - это образ жизни церкви, она по-другому жить не может. Об этом всегда надо помнить, тогда всё будет получаться.

Священник Вячеслав Атаманенко, Югорская епархия: Мне кажется, что для того, чтобы человек мог церкви послужить не как наёмник, а как член церкви, как её чадо, его сначала нужно привести в более или менее человеческий вид. А значит, должна быть развита общинная жизнь. Когда приходская община - некое подобие семьи, тогда каждый человек находит своё служение, как в семье каждый ребёнок находит свою область помощи. Вот маленькая дочка приходит и спрашивает: «Папа, чем тебе помочь? Картошку почистить? А я не умею ножом». Тогда ей дают овощечистку, она ей и чистит. А другая уже может резать, и режет. Если человек, который пришёл в церковь, будет чувствовать свою принадлежность, своё сыновство, то ничего искусственно создавать не надо.

Ведь когда община живёт с Богом, тогда - как это было с самых первых дней, минут и секунд существования церкви, - Дух Божий управляет всем. «Изволися Духу Святому и нам». Как это происходит? Я не знаю как.

В маленьких храмах это легче достигается, в больших храмах это тоже возможно, но достичь этого нелегко, тут уже много зависит от настоятеля, от священнослужителей: помните, как в пословице говорится - каков поп, таков и приход. Если священнослужитель настроен на то, чтобы храм, приход, чтобы церковь стала домом не только Бога, но и человека, то это возможно, каким бы большим ни был приход. А если священнослужитель настроен на администрирование и прорабство, то ничего не будет. Как одна женщина сказала: «Батюшка, вы нас любите, мы вам всё сделаем». Там, где любовь, там Бог. Помните, когда Христос говорит апостолам: «Не хотите ли и вы отойти?», апостол Пётр Ему отвечает: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Душа человеческая - она христианка по природе, она чувствует, где Христос, хочет к Нему идти - так мотылёк на свет тянется.

Священник N, Нижегородская епархия: Мне кажется, что попытка переложить на мирян всю ответственность или какой-нибудь ещё «слишком простой» ответ на этот сложный вопрос не вполне корректны. Наша церковная жизнь сейчас переживает последствия минувшего столетия, и нельзя даже мечтать, что после такого жёсткого прессинга всё в одночасье сможет возродиться. Наши люди 70 лет воспитывались в представлении, что им что-то кто-то должен, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и всё-всё-всё сделает. Наверное, маленькими шажками, да, потихонечку повышая и образование, и уровень сознательной церковности, мы сможем через какое-то время (а Господь знает точно, через какое время, если это в Его замысле) приобрести более осознанное мирянское движение в нашей церкви.

Леонид, епископ Алапаевский и Ирбитский: Призвание женщины - рождать и воспитывать детей и быть главной помощницей мужа. Даже если родить ребёнка не удаётся, можно взять ребёнка на воспитание. Главное, чтобы функция матери была востребована и использована женщиной. Мужчина же должен делать всё остальное: любить свою жену, защищать её, принимать участие в воспитании детей. А ещё добывать пропитание, обеспечивать семью средствами.

Это человеческие качества семейные, а духовные семейные призвания заключаются в духовном воспитании своих детей. Семья - это же и есть малая церковь. Если муж и жена верующие, то, естественно, дети по определению должны быть верующими, в семье должна быть молитва... Семья как структурная единица всего государства должна быть крепкая, верующая, неразрывная. В этом тоже заключается призвание семьи как единицы общества. Если все семьи будут крепкие и верующие, то и страна будет, и народ весь будет единый, верующий и крепкий.

Почему сейчас силы зла направляют свою злость именно против семьи, работают на разрушение семьи, на внедрение, вторжение в семью? - Чтобы разрушить церковь. Но церковь зиждется Богом, её не так просто разрушить. Поэтому силы зла направляют свою деятельность на разрушение малой церкви - семьи.

Священник M, Московская городская епархия: Церковь - это собрание людей. Если нет людей, то нет и церкви. Церковь - это все чада Божии, которые вошли в неё через святое крещение и несут ответственность за то, чтобы эта церковь процветала. Это ответственность: воспитание своих детей в христианском духе, преображение собственной жизни по евангельским заповедям, исполнение тех заповедей, которыми нас Господь пытается привести в Царство Божие. Вот это - главная ответственность.

А ещё непосредственно на приходе в каждом храме каждый человек может потрудиться во славу Божию, если подойдёт к настоятелю и предложит свои силы. Всегда найдётся такая необходимость, такая сфера деятельности, которая будет человеку по силам. И на самом деле любой храм именно трудами таких неравнодушных прихожан созидается и украшается. Среди людей находятся и иконописцы, которые иконы напишут, и строители, которые помогут в реставрации, и просто садовники, которые украсят территорию, и педагоги, которые займутся воскресной школой на приходе. Каждый человек может найти сферу приложения своих сил и потрудиться ради Бога.

Вокруг каждого человека, если он захочет Богу послужить, церковная жизнь будет бурлить, и мы видим таких священников, которые сумели собрать вокруг себя не просто приход, а огромное количество неравнодушных людей и действительно зажечь их и желанием, и умением многое сделать вообще для всей церкви. Как сделать, чтобы все люди в церкви захотели так «забурлить»? Это невозможно, потому что стадо верующих - малое. Их всегда немного. Но они способны, как соль, просолить многое. Они могут помочь людям ищущим, которых всё-таки немало, особенно среди молодёжи. И если дать таким ищущим людям возможность найти Бога, то они тоже станут украшением нашей церкви. Для того, чтобы это стало возможным, нужно поступать, глядя на пример святых. Когда митрополит Иннокентий Московский поехал просвещать народы крайнего Севера, Сибири и Аляски, он и языки учил, и Евангелие переводил, и людей привлекал. И вы знаете плоды его трудов. Попав в среду, для него, может быть, чуждую, он стал своим для этих людей, потому что явил в себе Христа. Он явил этим людям Того, Кого каждый человек в глубине своей души ищет, но зачастую не находит, потому что не имеет перед глазами такого примера, как владыка Иннокентий, и разочаровывается в том, что видит. Если каждый человек, приходящий в церковь, постарается уподобиться Христу (а это одна из заповедей, ибо Господь сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем»), если человек поставит перед собой такую задачу и с помощью Божьей будет её исполнять, то и других людей сумеет зажечь и привести.

Священник Максим Адамов (Саранская епархия): Если человек является членом Церкви, он выполняет все те слова, которые сказал Христос. Через это он как раз и показывает, что он действительно христианин. А ответственность он несёт за нарушение заповеди Божьей и тех обетов, которые он дал в таинстве Крещения, после которого жизнь его оценивается Богом не по закону совести (как у некрещенных), а в соответствии с заповедями Божиими. Давайте не будем забывать, что проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер 48:10). Убереги нас, Господи, от этого и помоги нам выполнить все ответственности в нашей жизни, который Ты нам поручил. Спаси нас, Господи, и помоги нам не мешать Тебе нас спасать.

Игорь Власенко, мирянин: Мне кажется, что в церкви столько есть для мирян именно служений, что каждый может себе найти. Конечно, тут всё зависит от воцерковлённости: если человек воцерковлён, он понимает эту нужду изнутри, ему не нужно объяснять, что-то рассказывать. Сегодня необходимо это, завтра другое, третье, и всё не стоит на месте, всё меняется. Потому что строить храм - это всё-таки и поддерживать храм. Строить - это задача, которую может решить не обязательно верующий человек, не обязательно церковный. А вот жизнь обустроить так, чтобы действительно церковь жила (а церковь - это прежде всего люди), чтобы она свидетельствовала о Христе, о том, что в Нём вся полнота богообщения и богопознания - это, конечно, уже сложнее. Но миряне и этому могли бы послужить. К сожалению, голоса мирянина не только 100 лет назад, о чём писал Н.Н. Неплюев, не было. Его и сейчас нету.

Елена Цветкова, мирянка: Мне кажется, что это связано с тем, насколько человек воцерковляет свою жизнь. Если он хочет этого ученичества у Христа, то ему Господь и открывает всё, что нужно делать в Церкви. И ответственность появляется, потому что когда ты видишь, что творится какое-то зло, ты не можешь быть равнодушным. Здесь очень важно реагировать мирно, приложить труд, чтобы вернуть себе спокойствие, чтобы попробовать ответить так, как ответил бы Христос. Мне кажется, ответственность мирян в том, чтобы действительно собирать всё больше людей, которые верят в Бога по-настоящему и понастоящему готовы Ему служить, отдать свою жизнь.

---------------------------

1 Текст этого документа, представленного группой священнослужителей и мирян на общецерковное обсуждение, опубликован в «Кифе» №2(258), февраль 2020 г. Прочитать его можно и на сайте Преображенского братства.

Беседовала Анастасия Наконечная

Фото: Анастасия Наконечная

Кифа № 3 (259), март 2020 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!