gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.06.2020 г.

Их было мало, слишком мало...

Интервью с доктором исторических наук Владленом Семёновичем Измозиком

В.С. Измозик
В.С. Измозик рассказывает о новых документах, обнаруженных в связи с «делом организации Пола Дюкса». Дискуссия в рамках цикла «Столетние юбилеи: Исторические беседы» (Санкт-Петербург), посвящённая операции «Белый меч»

Почему, на Ваш взгляд, в годы Гражданской войны в городах организации антибольшевистского сопротивления очень часто вычислялись органами ЧК, в то время как крестьянские восстания могли существовать дольше?

Я думаю, что, во-первых, в городах власть обладала более солидными ресурсами. Хотя нужно сказать, что сотрудники ЧК далеко не сразу научились работать. О Поле Дюксе и его петроградской антибольшевистской организации (которую осенью 1919 года возглавил офицер армии Юденича Ю.П. Герман) вообще ничего не знали до июня месяца, практически полгода.

Во-вторых, большая часть населения устала от политики. Люди нахлебались политических волнений в 1917 году, они хотели выживать, хотели скорейшего окончания смуты, поэтому активное участие в сопротивлении принимали сравнительно немногие.

Нельзя не учитывать и социокультурный раскол. В этом плане выступления тех лет носили разный характер. Давайте рассмотрим события в Петрограде. Собрание фабричных заводских уполномоченных в 1918 году, волнения на Путиловском заводе в марте 1919 года носили ярко выраженный экономический характер.

Во время восстания в Кронштадте 1921 года был лозунг «власть советам, а не партиям». Те, кто пишет, что там выступали за «советы без коммунистов», ошибаются; восставшие кронштадтцы совершенно не собирались давать свободу, скажем, кадетам. Те были для них «господами», чужими. Офицеров они использовали в качестве специалистов, как и большевики.

Большинство красноармейцев были крестьянами, которым дали землю, и несмотря на недовольство продразвёрсткой и чрезвычайным налогом в конце 1918 года, они продолжали поддерживать красных; большевики в таких случаях умели идти на тактические уступки, они использовали не только репрессии.

Но ведь на самом деле крестьяне при этом получили землю (национализированную большевиками) лишь во временное пользование, только они не поняли этого вплоть до раскулачивания в 1930-1932 гг.

На самом деле для них это было неважно. Не будем забывать, что в основу «Декрета о земле» был положен «Наказ 242 крестьянских Советов», опубликованный 19 августа 1917 года. Большинство российских крестьян, сформированных общиной, были против частного владения землёй. Поэтому первым пунктом в «Наказе» стояло «Право частной собственности на землю отменяется навсегда».

Если же взять социалистические партии, то меньшевики и эсеры не любили большевиков, но ещё больше они не любили белых генералов. Неслучайно в конце 1918 года значительная часть умеренных социалистов идёт на соглашение с большевиками...

Были и авантюристы, которые работали на тех и других. Во время Гражданской войны некоторые служили и у белых, и у красных, и у зелёных. К слову, частями красных, противостоявших наступлению Северо-Западной армии, командовали бывшие царские офицеры – Надёжный, Одинцов, Харламов.

Так что всё-таки, согласитесь, слой интеллигенции, слой бывших чиновников и офицеров – тех, кто был основой антибольшевистского сопротивления, – был весьма небольшим. Руководители петроградского подполья докладывали осенью 1919 года Юденичу: «Рассчитываем на 600-700 человек». Что это для Петрограда? Да, его население уменьшилось к 1920 году с более чем двух миллионов1 до 700 тысяч, но всё равно 600 человек – это капля в море, меньше одной тысячной.

И тем не менее какие-то организации были?

Вы, думаю, помните, что в 1990-е годы началась волна публикаций, утверждавших, что якобы ВЧК все подпольные организации сочиняла, фальсифицировала и т. д. Мне думается, что если мы отрицаем существование этих антибольшевистских организаций, то мы отказываем в мужестве тем людям, которые в них входили.

С точки зрения интеллигенции, бывших офицеров, вообще так называемых «бывших людей», приход большевиков к власти был абсолютно нелегитимным, абсолютно незаконным. И естественно, в Петрограде – бывшей столице Российской империи, где находились десятки тысяч этих людей, – возникали многочисленные организации.

В этом плане не была выдумкой организация доктора Ковалевского, которая перебрасывала бывших офицеров на север. Возникла «Великая единая Россия» во главе с С.А. Бутвиловским и В.В. Дидерихсом. Был и целый ряд других, таких как «Отделение Национального центра». Часть из них, в частности, организация Бутвиловского, ориентировалась до конца 1918 года на Германию, часть – на страны Антанты.

Одну из таких организаций как раз и возглавил Пол Дюкс, человек, который жил в России с 1909 года, учился в Петербургской консерватории, с началом Первой мировой войны несколько раз побывал в Англии и в конце ноября 1918 года прибыл в Петроград. В советских работах его называли «агентом британских спецслужб с 1909 г.», но никаких реальных доказательств этого нет. Он стал разведчиком в 1918 г. Я уже говорил, что до июня 1919 года чекисты вообще не знали о его существовании. Только тогда им стало известно, что есть некий таинственный англичанин, который в каждой квартире, при каждой встрече называет себя разными именами, меняет свой внешний облик, выглядит то как Иисус Христос, то как красноармеец, то как сотрудник ЧК и т. д. Организация Дюкса по сути дела представляла собой сеть различных групп и прежде всего занималась сбором сведений, информационной работой. В конце августа Дюкс ушёл сухопутным путём в Финляндию. В результате Юденич направил в Петроград руководить этой организацией очень толкового разведчика, полковника Юрия Павловича Германа. Перед ним ставились уже новые задачи. В условиях подготовки наступления белых на Петроград Герману было дано указание подготовить состав правительства, которое начало бы действовать, если бы белым удалось занять город. Второй его задачей было нанести красным удар с тыла силами антибольшевистского подполья. Восстание должно было начаться, когда белые выйдут на линию Обводного канала. Но, как вы знаете, этого не произошло.

Нужно сказать, что отдельные группы этой организации были арестованы уже летом 1919 года (например, кооператив «Заготовитель»). Но в целом её удалось раскрыть только в начале ноября 1919 года. Дальше пошли аресты, и в общей сложности было арестовано 718 человек. Из них 410 были освобождены, по 164 нет данных, к 144 были применены различные наказания. Расстреляно было по моим подсчётам 78 человек. Кстати, на допросах арестованные называли Таганцева, но, как ни странно, следствие тогда им вообще не заинтересовалось – может быть, из-за огромного количества арестованных.

Как Вы думаете, почему в целом антибольшевистское сопротивление потерпело поражение?

Причин было, на мой взгляд, много. Ведь практически до весны 1918 года в большинстве городов большевики взяли власть мирным путём. Вооружённое сопротивление было в Москве, в Киеве, в Казани, в Иркутске, но во многих городах большевики объявляли, что они берут власть, и всё, и земская городская дума складывала крылышки.

Часть правых приветствовала приход большевиков к власти, считая, что они провалятся через неделю, через две и появится наконец «генерал на белом коне» (прежде всего при этом вспоминали Корнилова). Именно поэтому Волошин в 1917 году пишет, вспоминая Наполеона: «А офицер, незнаемый никем, /Глядит с презреньем – холоден и нем – /На буйных толп бессмысленную толочь, /И, слушая их исступлённый вой, /Досадует, что нету под рукой /Двух батарей "рассеять эту сволочь"».

У огромной части интеллигенции были надежды на колоссальные перемены, на то, что Россия станет другой. То же самое, безусловно, было у части промышленных рабочих в 1917 году. Это была не худшая часть – неслучайно потом большевики именно заводы «чистили» в начале 1920-х. Ведь тогда в России зарождались, начинали действовать реальные профсоюзы, которых мы до сих пор не имеем. Беда не только в том, что большевики устроили репрессии. Они сломали, на мой взгляд, зарождавшуюся европейскую цивилизацию. Кстати, очень любопытный момент: в начале XX века во всех крупных рабочих забастовках появился потрясающий дух требований не материальных, не экономических, а, скажем, требований обращаться к рабочим на «Вы». Рабочие начали осознавать себя личностями и требовать к себе уважения со стороны власть имущих. Мы сегодня идеализируем, к сожалению, российских предпринимателей. На самом деле положение большинства рабочих (я не говорю о высококвалифицированных) было совершенно жутким. И мы должны пытаться понять этих людей, чьи надежды позже были обмануты.

Ещё одна из причин – в противостояние красных и белых была вовлечена очень небольшая часть народа. Мы часто говорим о чём-либо: «Весь народ знает», имея в виду очень узкую прослойку. На самом деле, во время таких катаклизмов большинство населения занято выживанием. А судьбу политического режима решает активное меньшинство. Наконец, белые не смогли предложить адекватной программы, точнее лозунгов, понятных большинству. В одном из перлюстрированных писем Гражданской войны мне встретилась великолепная фраза: «Ждали Колчака как избавленья. Пришёл Колчак, стало ещё хуже».

Беседовала Александра Колымагина

В.Н. Таганцев, Н.С. Гумилёв, П. Дюкс
Имя историка В.Н. Таганцева, расстрелянного в 1921 году вместе с другими 60 участниками «Петроградской боевой организации» (среди которых был и поэт Николай Гумилёв), всплывало уже в 1919 году на допросах по делу подпольной организации Пола Дюкса, но не привлекло к себе внимания ЧК. На фото: В.Н. Таганцев (1889-1921), Н.С. Гумилёв (1886-1921), П. Дюкс (1889-1967) после своего возвращения в Англию

Задержание членов подпольной организации Дюкса
Задержание членов подпольной организации Дюкса

------------------------

1 См. например: Наталья Чистякова. Население северной столицы. Режим доступа: https://polit.ru/article/2004/08/13/demoscope163/.

Кифа № 4 (260), апрель 2020 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!