gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
03.06.2020 г.

Чему нас учит Ветхий завет

Окончание беседы на третьей просветительской Открытой встрече

Image 

Записка: Почему в христианстве Ветхий завет является почитаемой канонической книгой, ведь многое, что там описано, связано с жестокостью, а любви к людям там практически нет? К тому же это история о взаимоотношении Бога и одного избранного народа, которому приносились в жертву другие народы. Чему эта книга должна научить меня как христианина?

Священник Георгий Кочетков: Ответ на этот вопрос есть, как всегда, в самом Священном писании. В Новом завете говорится, что Закон есть детоводитель ко Христу. «Детоводитель» это буквальный перевод греческого слова «педагог». Так что Ветхий завет имеет педагогическое значение. Он ведёт ко Христу, он указывает на то, Кто есть истинный Мессия, Кто есть настоящий Христос1. Мы не узнали бы в Иисусе Христа, как не узнали большинство приверженцев Ветхого Завета, если бы не знали Ветхий завет хорошо, если бы не учились на их ошибках. Очень трудно было доказать, что именно Иисус и есть Христос, и многие спрашивали: «Кто Он? Мессия, или Иоанн Предтеча, или воскресший Илия?» И не все могли сразу на этот вопрос ответить. Но всё-таки апостол Пётр смог сказать: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». И в этом в первую очередь значение Ветхого завета. Там есть и другие ценные вещи, но все они – потом. Главное – Ветхий завет указывает на Спасителя мира, на Того, Кто является настоящим Помазанником Божьим, Посланцем Божьим, Сыном Божьим.

Это очень важно, поэтому мы не отвергаем Ветхий завет несмотря на все его несовершенства, несмотря на то, что там действительно есть описания очень жестокие и для нас совершенно неприемлемые. Да, это так, их там очень много. Но это ушло. Христос поменял Заветы. Он пришёл «не нарушить Закон, а восполнить». А чем восполнить? Любовью. Как раз тем, чего в Ветхом Завете почти не было.

Image
Моисей разбивает скрижали закона (Исх 32:19). Воскрешение дочери Иаира (Лк 8:52–54). Гравюры Гюстава Доре (1832–1883)

Вопрос: Я категорически не согласен с утверждением автора предыдущего вопроса, что это жестокая книга. Просто для того, чтобы что-то понять, нужно исследовать не какой-то отрывок, а всё послание целиком, нужно понимать контекст. Если мы говорим о народах и племенах, которые были истреблены по слову Господа, нам надо понимать, с чего всё началось. А началось всё с того, что грех вошёл в мир, совершилось грехопадение. То есть Бог любит нас, но грех – это смерть. Он входит в человека, и когда человек добровольно принимает эту смерть, когда он не хочет расставаться с этой смертью, Бог истребляет такие народы. И израильтяне, сделавшие золотого тельца, были убиты в пустыне, когда Моисей сказал: «Кто Господень – ко мне»2. После чего Моисей с теми, кто перешёл, перерезали остальных. Да, это звучит ужасно, но это звучит в нашем понимании ужасно, а Бог хотел очистить Свой народ, очистить его вот от этого греха, от этой закваски, от этого ДНК, потому что в ком это осталось, они всё равно потом погибли (мы говорим о духовной смерти). Что пользы человеку приобрести весь мир, а самому отправиться в ад? Иисус сказал: если глаз соблазняет тебя – вырви глаз, если рука соблазняет – отруби руку. Да, мы можем воспринимать это как аллегорию, но это так и есть, потому что грех – он ведёт к смерти, хотим мы этого или нет, и Бог – Он очищал таким образом Свой народ, Он хотел, чтобы Его народ жил, чтобы люди не умирали во грехе. Это «не сработало», поэтому Бог сделал больше – Он послал Сына, и сейчас мы имеем то, что имеем.

Священник Георгий Кочетков: То, что грех ведёт к смерти, это совершенно верно. И зло, и грех ведут к смерти – в этом нет сомнений. Но в Ветхом завете есть свои «допуски», например, представление о том, что всё – и добро и зло – от Бога. В свете Нового завета мы эти вещи, конечно, воспринимаем несколько иначе. Посмотрите книгу Филиппа Дженкинса «Войны за Бога. Насилие в Библии». Он сравнивает Ветхий завет с Кораном и показывает, что религия закона (и ветхозаветная религия, и ислам) неизбежно приводит к жестокости. Такова логика Закона, даже если это Закон высший, даже если это Закон Божий. Поэтому на Законе остановиться было нельзя. Да, он был огромным шагом вперёд по отношению к тому, что было до него, когда Закона не было, а было беззаконие, пусть даже и не очень осознанное. Но по отношению к откровению Христа, к откровению Любви, конечно, это было то, что должно было уйти. И оно ушло.

Владимир: Меня всё время терзает такой вопрос – как Вы думаете, что такое «добро должно быть с кулаками»? Я не пойму: как это?

Михаил Бахадов: Наверное, здесь важно сказать, что всё-таки добро, когда мы говорим о духе, о жизни – это некоторая сила. Когда говорится о «добре с кулаками», это говорится о внешней силе, о том, что добрый человек с кулаками лучше, чем злой человек с кулаками. (Смех.) Потому что добрый – он как-то с кулаками может ограничить зло, а злой его увеличивает. Но если мы говорим о Новом Завете и о христианстве, то кулаки – они становятся «более внутренними», что ли. То есть обретается внутренняя сила, которая не требует насилия, которая не требует ограничивать зло именно физическими методами, а даёт какие-то большие возможности.

Один мой друг рассказывал про верующего боксёра, который говорит: когда кто-то на улице на меня наезжает, у меня всегда есть ресурс, чтобы ответить спокойно и погасить его злой импульс, чтобы с человеком нормально, не агрессивно пообщаться, хотя я понимаю, что по своим силам и умениям я могу его легко побить. Это идёт именно от веры, потому что кулаки у него есть, но он их не использует. Не все из нас боксёры, не все борцы, но, слава Богу, я видел много раз ситуации, когда человек агрессивный и внешне, может быть, и сильный действительно останавливался перед какой-то другой силой, внутренней. Эта сила могла исходить от хрупкой девушки, не слишком сильного мужчины или молодого человека, которые могли остановить этот импульс зла чем-то другим – добром, а в каком-то случае даже любовью, то есть покрыть это и дать возможность человеку измениться. Поэтому добро с кулаками – это, в общем, неплохо, но есть что-то большее и к этому большему, наверное, мы и призваны.

Так что смотрите, как Вы хотите защищать Отечество. Можете защищать его молитвой и любовью. Можете свидетельствовать всем о том хорошем, что есть в нём: тогда люди полюбят его и не захотят против него идти. А вот этого мы делать не умеем. Я много бывал за границей и видел, как ведут себя там наши люди. Ничего хорошего они не могут привести ни из нашей истории, ни из нашей культуры 

Светлана: Я хотела несколько дополнить вопрос, который задал Владимир. Я была несколько раз на Соловках и, по-моему, есть опыт защиты монахами Отечества в бою. Для этого строились монастыри и защищались не только какими-то другими людьми, но и монахами. Каково наше отношение к такому вопросу, как защита Отечества?

Священник Георгий Кочетков: Можно по-разному бороться со злом. Если на твою страну нападают... В Евангелии говорится, нет большей любви, как жизнь свою положить за друзей своих. Ещё в начале 1970-х годов мне говорил один бывший белый офицер, замечательный человек, прекрасный священник: «Мы воевали за относительные ценности. Да, против большевиков, против красных, но надо было воевать за более высокие вещи. Тогда бы мы победили». Он мне расписывал всё, что происходило на фронтах. Это очень страшно. Потому что когда они воевали, пусть с этим большевистским злом, они всё равно вынуждены были в какой-то степени использовать те же методы. Их руки тоже были в крови, хотя знамя было белое – не в смысле цвета, а в смысле идеи. Они воевали за Родину, они как раз воевали за Отечество. Они были абсолютно уверены, что так и надо делать. Но бороться со злом можно, действительно, по-разному – кто как может. Бороться со злом надо всегда, но можно бороться любовью или молитвой, о чём сейчас говорил Михаил, можно бороться (опять вспоминаем цитату из Писания) побеждая зло добром – ведь когда ты делаешь что-то доброе, ты тем самым как бы заражаешь человека добром, ему стыдно творить зло. А можно ещё – выбирая из двух зол меньшее. Когда ты попал в безблагодатную ситуацию выбора из двух зол, когда «и так зле, и так недобре», и так плохо, и этак плохо – выбирай тогда меньшее зло. Да, лучше не попадать в ситуацию выбора из двух зол, кто же будет спорить? Лучше побеждать зло или добром, или любовью и молитвой, и дай Бог каждому иметь такую силу молитвы, такую силу любви, которая бы прекратила всякое зло. Но ведь нету же этого, это большая редкость у больших святых. Они могут так. Христос так мог. Но далеко не все даже верующие люди имеют такую силу. Вот побеждать зло добром может уже большее количество людей.

Так что смотрите, как вы хотите защищать Отечество. Можете защищать его молитвой и любовью. Можете свидетельствовать всем о том хорошем, что есть в нём: тогда люди полюбят его и не захотят против него идти. А вот этого мы делать не умеем. Я много бывал за границей и видел, как ведут себя там наши люди – совершенно как Ваньки, не знающие своего родства. Ничего хорошего они не могут привести ни из нашей истории, ни из нашей культуры. До чего мы дошли! Мы не вызываем симпатии у других людей, потому что молчим, потому что нам нечего сказать – не потому, что вообще нечего сказать, а потому что не знаем, что и как говорить. У нас многое есть, но мы ничего не знаем, мы стесняемся собственной тени – вот в чём проблема. А когда есть неуважение к народу, будет обязательно и агрессия в его адрес. Обязательно. Мы сейчас находимся в очень трудном положении – социальном, политическом, любом – не потому, что мы везде не правы, а потому что мы не можем о своём народе засвидетельствовать так, чтобы вызвать уважение других, потому что у нас силы духа не хватает, и силы любви, и понимания других. Для того, чтобы в этом убедиться, откройте любую политическую новостную ленту – хоть «РИА Новости». Вот в этом-то и суть. Мы разучились бороться со злом, потому что зло так прижимало и коверкало людей, что они боятся подойти, когда кого-то бьют: они уверены, что им же достанется и правды потом не найдёшь. За этим уже сто лет – это немало – такой жизни.

Так как защищать Отечество? Защищайте любовью и молитвой, если можете. Если можете, защищайте добром – делайте добро людям. А если и этого не можете, но понимаете, что находитесь в безблагодатной ситуации, значит, выбирайте из двух зол меньшее.

* * *

Друзья, мне почему-то кажется, что мы уже должны заканчивать. Да, мы немного потеряли чувство времени. Уже девятый час, и я боюсь, что вы просто устанете, а мне хотелось бы, чтобы у вас был сегодня праздник, ведь сегодня Рождество.

Мы приготовили вам маленькое праздничное угощение, чтобы вы все могли пообщаться не только с нами, но и между собой. Надеюсь со многими ещё встретиться. Я рассказал, что делать тем, кто хочет продолжать наши встречи в новом формате. Самого-самого вам доброго, ещё раз с праздником!

-------------------------------

1 Слово «Христос» (др.-греч.) имеет то же значение, что и Мессия, Машиах (др.-евр.) – помазанник. Ветхозаветная традиция, прежде всего связанная с пророками, ожидала пришествия Мессии – потомка царя Давида, посланного Богом для избавления народа Израиля и спасения человечества.

2 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, – иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек... И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот, Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их (Из Исх 32:26-35).

 


Image 

Кифа № 11 (255), ноябрь 2019 года 

Материалы по теме:

Жить вместе с Богом и человеком в современном мире.  Из слова священника Георгия Кочеткова на просветительской Открытой встрече

Жить вместе с Богом и человеком в современном мире. На вопросы отвечает священник Георгий Кочетков

О страдании, избрании и поиске веры. Из беседы на второй просветительской Открытой встрече 

Если христианство не становится полнотой жизни, то это всё-таки не христианство. Вступительное слово на второй просветительской Открытой встрече

Ключи от закрытых дверей. Вступительное слово священника Георгия Кочеткова на третьей просветительской Открытой встрече

Волшебное слово «благодарность». Из беседы на третьей просветительской Открытой встрече 

Бывает ли у людей в наше время глубокий личный духовный опыт? Из беседы на третьей просветительской Открытой встрече 

Чему нас учит Ветхий завет? Окончание беседы на третьей просветительской Открытой встрече  

 
 
Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!