Как студентам духовных школ преодолевать раздвоенность жизни Интервью с пресс-секретарём Учебного комитета Русской православной церкви Ильёй Игоревичем НикишовымНа Актовом дне Свято-Филаретовского института. 2 декабря 2019 г. В дореволюционной практике духовных семинарий были недостатки, приводившие к тому, что учащиеся часто теряли веру, а кто-то даже становился революционером. Да, с одной стороны, такая проблема действительно была и тому есть исторические примеры. Но с другой стороны, нельзя говорить, что в дореволюционных школах всё было плохо, что многие теряли веру. Как нам сейчас поступать так, чтобы не унаследовать эти отрицательные черты? Главная отличительная черта дореволюционных духовных школ по сравнению с сегодняшними – наличие сословности. В учебные заведения зачастую шли не по собственной воле, не по зову сердца, а потому что так была устроена жизнь: родился в семье священника или пономаря – иди учиться в духовное училище. А из этого вытекает вторая причина – наши предки исполняли обряды, все были крещены и изучали Закон Божий, но при этом чаще всего не жили по Евангелию. И в духовных семинариях это тоже, к сожалению, имело место. В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) рассказывается, что когда он был инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и хотел запретить семинаристам курить, он отказался это сделать, потому что семинаристы пообещали ему устроить бунт. Нам важно помнить слова прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ведь если мы сами не начнем изменяться, то, к сожалению, ничто не изменится вокруг нас. А в духовной школе учатся такие же люди, как и все мы – грешные, у каждого есть свои недостатки. Что можно сделать на уровне того или иного учебного заведения, понимая эту проблему? И что, может быть, уже делается? Сейчас в духовных школах очень многое сделано в плане воспитательной работы. Появляются индивидуальные наставники, так называемые тьюторы, которые работают со студентами, каждый учащийся может всегда обратиться к духовнику. Сейчас много говорят об общинности на приходах – а есть ли общинная жизнь или её элементы в семинариях и академиях? Ведь она тоже могла бы помочь в решении духовных и нравственных проблем студентов. Студенты духовных школ живут по определённому распорядку. Совместная молитва – утреннее и вечернее правило, трапеза, проведение мероприятий. Все студенты участвуют в богослужениях, во всех семинариях есть свои домовые храмы. Кто-то поёт, кто-то пономарит, кто-то просто стоит в храме. Такой порядок жизни всегда был в духовных школах. Беседовала Александра Колымагина Фото: Александр Волков Кифа № 4 (260), апрель 2020 года |